Какой континент прославился как главный производитель и экспортер рабов

MaximИстория

Как афроамериканцы друг другом торговали

Рабство фактически отменено уже во всех углах планеты, но проблемы, с ним связанные, до сих пор приводят к битым витринам, утопленным памятникам и шумным скандалам. Мы решили вспомнить, какой континент прославился как главный производитель и экспортер рабов на протяжении тысяч лет.

Текст Матвей Вологжанин

Когда автор этого текста еще пребывал в нежном возрасте, он зачитывался приключенческими книгами, в которых было много ужасов. «Хижина дяди Тома» доводила его до слез, а возглас пятнадцатилетнего капитана: «Африка! Экваториальная Африка! Страна работорговцев и рабов!» – вызывал содрогание. Тогда все было совершенно просто и понятно: мерзкие американские и португальские бандиты приплывали на кораблях, нападали на свободных, сильных, но добрых жителей Африки, заковывали их в цепи и увозили во всякие Джорджии и Бразилии, чтобы мучить там на плантациях. Белые люди сделали очень много плохого черным людям.

Вопросы, впрочем, возникали и тогда. Было, например, не совсем понятно, зачем американские бледнолицые империалисты ездили красть рабов в Африку, когда вокруг было полным-полно индейцев. Вместо того чтобы истреблять чероки и ирокезов (о чем тоже много писали в детских книжках), не разумнее ли было отправить их собирать хлопок?

Или вот, допустим, что касается рабов, которых отпускали на волю. Какой смысл был их отпускать, если любой белый мог схватить любого бесхозного черного и снова его продать?

Ответы на эти вопросы находились, но порождали новые вопросы, так что в конечном счете исходная картинка, обретя полноту и трехмерность, встала с ног на голову, как это часто бывает. История рабства оказалась куда сложнее и запутаннее, чем казалось ученику начальной школы.

Впрочем, у многих вполне взрослых граждан до сих пор сохранились совершенно невинные, детские представления об этом печальном явлении. И именно такие взрослые сейчас занимаются скидыванием памятников, вымарыванием из истории деятелей, имевших хоть какое-то отношение к рабству, и требуют, чтобы люди с менее пигментированными лицами преклоняли колено в знак признания своей исторической вины перед людьми с более пигментированными лицами. Хотя справедливее было бы искать главных виновников вовсе не в Нью-Йорках, Лондонах и Лиссабонах, а куда южнее.

Проклятие древних царств

Возвращаясь к школьному чтению автора, раз уж мы с него начали, стоит упомянуть, что процедуру захвата рабов многократно описывали в литературе. Вот две девушки идут на прогулку по морскому берегу, но их хватают чужеземные мерзавцы, быстро кидают в лодку и гребут на свой притаившийся за мысом корабль, который и отвезет прекрасных пленниц на невольничий рынок. Вот достойные купцы пытаются вернуться домой, но их караван захватывают работорговцы. А вот сын правителя – и тоже в цепях и ошейнике... Сервантес, Дефо, Боккаччо – из разных веков и на разных языках рассказывали одни и те же истории.

Смущало только то, что все пленники были белыми, а продавать их везли то в Стамбул, то в Каир, то в Мавританию. Да и наших собственных предков то и дело отлавливали прямо под Москвой всякие турки и крымские ханы, при том что обратного процесса как-то не наблюдалось, и вереницы смуглых чернооких полонянок что-то не наводняли рынки Рязани и Суздаля.

При тщательном рассматривании глобуса под исторической лупой мы с интересом выясняем, что рабство в прямом значении этого слова вовсе не было обязательным элементом становления любой цивилизации, как это принято учить в школах. Конечно, существовали бесконечные формы зависимости людей друг от друга, все эти крепостнические, сеньорские, вассальные и кастовые нюансы, но рабство, как мы его представляем, то есть полная физическая и юридическая принадлежность одного человека другому, рождение детей рабами и прочее, оказывается штукой редкой в древних цивилизациях.

Фактически ничего похожего не было в Мезоамерике. Древний Китай тоже как-то обошелся без полноценного рабства: там были купленные домашние слуги и купленные же наложницы, но эти взаимоотношения больше походили на деловые и часто временные контракты, обычно зафиксированные письменно. Существовала категория «низших людей», которые были близки по положению к государственным рабам, в отдельные периоды китайской истории пленных и преступников позволялось продавать в частное рабство. Но большинство императоров боролось с таким положением дел и периодически устраивало полное ощипывание рабовладельцев с дарованием всем рабам относительной воли. В любом случае даже в самые благоприятные для рабовладельцев времена количество формальных рабов в Китае редко достигало 1% населения.

Чуть более похожими на настоящих рабов были корейские ноби, обычно принадлежавшие государству ремесленники и крестьяне, чьи свобода и инициативы во многом ограничивались. Но и у большинства ноби были признаваемые законом права, которых не было у рабов: их положение больше походило на положение крепостных крестьян.

А крепостные крестьяне, даже не государственные, а принадлежавшие помещикам в России, как мы помним, при всей их угнетенности все же были защищены законом от превращения в полноценных рабов. Их часто нельзя было продавать, а когда продажи все-таки разрешались, категорически запрещалось разлучение семей. Помещики обязаны были выделять крепостным землю в личное пользование, количество дней барщины в неделю и размеры оброка тоже регулировались законом, убийство крепостного считалось преступлением. Существовали органы контроля над нерадивыми и жестокими помещиками. Конечно, происходили всевозможные злоупотребления, нередко приводившие к трагедиям, но действительными рабами крепостные все-таки не были.

В Древней Индии рабство тоже как-то не находится, хотя современные дотошные исследователи пытаются объяснить прискорбное отсутствие такого важного института недостаточностью источников и неточностями перевода, указывая на то, что слово «слуги» в древних памятниках вполне может обозначать «рабы». Может, конечно, и обозначать, но вот свидетельство греческого историка, дипломата и путешественника IV века до нашей эры Мегасфена: «Из нескольких замечательных обычаев, существующих у индийцев, есть один, предписанный их древними философами, который можно считать поистине достойным восхищения: ибо закон предписывает, чтобы никто из них ни при каких обстоятельствах не был рабом» («Индика»).

После перетряхивания всех древних царств и государств мы выясняем, что в реальности рабство родилось и развилось всего в двух постоянно контактировавших и соперничавших цивилизациях – в Египте и Месопотамии. Обе эти цивилизации похожи в одном: их чрезвычайно плодородные земли очень часто требовали огромного труда многих людей одновременно. Оросительная система Междуречья, все эти бесчисленные искусственные каналы, нуждалась в постоянном уходе и обслуживании. Египет, живший разливами Нила, тоже был ориентирован на то, чтобы в определенные календарные промежутки толпы людей выходили на поля и, покорно повинуясь начальству, отводили воду на дальние земли, препятствовали заболачиванию полей низких, одновременно убирали очень спешно созревший урожай.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
10+ законов истинной дружбы: как быть лучшей подругой 10+ законов истинной дружбы: как быть лучшей подругой

Эти 10 правил помогут тебе сделать ваши дружеские отношения еще крепче

Cosmopolitan
Рогатый нянь Рогатый нянь

«Дело Макмартинов» считается самым дорогостоящим судебным разбирательством в США

Maxim
5 законов США, которые нам не понять 5 законов США, которые нам не понять

Необычные запреты в США, которые действуют в США много лет

Playboy
Разгадки природы Разгадки природы

Семь чудесных тайн природы, которые перестали быть тайнами

Maxim
Память vs внимание: как понять, с чем именно у вас проблемы? Память vs внимание: как понять, с чем именно у вас проблемы?

Мчитесь домой перепроверять, выключили ли утюг? Не спешите винить память

Psychologies
За границами патриотизма За границами патриотизма

Избранные цитаты на патриотическую тему

Maxim
Трехколесная мануфактура Трехколесная мануфактура

Ирбитский мотоциклетный завод сумел вывести свой бренд на мировой уровень

Эксперт
15 способов нравиться людям 15 способов нравиться людям

15 общеизвестных банальных правил: как нравиться людям

Maxim
Декольте, бархат, роскошные ноги: что нужно знать о стиле красавицы Шейлин Вудли Декольте, бархат, роскошные ноги: что нужно знать о стиле красавицы Шейлин Вудли

10 самых ярких образов Шейлин Вудли, в которых она выходила в свет

Cosmopolitan
Дедвлей, Намибия Дедвлей, Намибия

Пятачок, на котором встретились сразу несколько природных аномалий и подружились

Maxim
Археологи обнаружили в Перу древнейшее кирпичное здание Америки Археологи обнаружили в Перу древнейшее кирпичное здание Америки

Возраст руин в Перу составляет около 5100 лет

N+1
Год во время чумы Год во время чумы

Самые зрелищные фото самых зрелищных происшествий 2021 года

Maxim
Война с Моргенштерном. Почему власть прессует рэперов и блогеров Война с Моргенштерном. Почему власть прессует рэперов и блогеров

Почему власть обратила внимание на популярных среди молодежи селебрити?

СНОБ
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Совпадений нет Совпадений нет

Достичь гармонии реально – если оба партнера постараются

Cosmopolitan
Если пупок надоел Если пупок надоел

Места, которые мы постоянно видим и трогаем, а названий-то и не знаем

Maxim
Серебряная экономика Серебряная экономика

Проблема эйджизма в российском обществе и бизнесе

Forbes Life
Сюррогатный гений Сюррогатный гений

Сальвадор Дали был куда более нормален, чем это принято считать

Maxim
Трение человеческой кожи оказалось идеальным для щелчков пальцами Трение человеческой кожи оказалось идеальным для щелчков пальцами

Ученые исследовали процесс щелкания человеком пальцами

N+1
Оттепель: поколение гениев Оттепель: поколение гениев

Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров

Дилетант
«История одного супружества» — роман пулитцеровского лауреата о том, что мы плохо знаем тех, кого любим. Публикуем его фрагмент «История одного супружества» — роман пулитцеровского лауреата о том, что мы плохо знаем тех, кого любим. Публикуем его фрагмент

Фрагмент романа «История одного супружества» — о любви, верности и расставании

Esquire
Разве я сторож клону моему? Разве я сторож клону моему?

Как будущее диктует нам свои, совершенно неожиданные, и местами смешные, законы

Maxim
О чем думают девушки, когда занимаются сексом на одну ночь? О чем думают девушки, когда занимаются сексом на одну ночь?

Какие подводные камни кроются за согласием «просто разок поехать к тебе»

Maxim
Простой чек-лист для тех, кто переживает за кибербезопасность Простой чек-лист для тех, кто переживает за кибербезопасность

Не допустим воровства аватаров в метавселенных!

GQ
Что такое суперизвержение: как один вулкан может вызвать катастрофу планетарного масштаба Что такое суперизвержение: как один вулкан может вызвать катастрофу планетарного масштаба

Как одно сверхизвержение вулкана может катастрофически повлиять на климат?

Популярная механика
Полярники мезозоя Полярники мезозоя

Каких динозавров находят в Якутии и на Аляске и как им жилось

N+1
Станет больше пыток и коррупции. Чем нам всем грозит закрытие «Мемориала»* Станет больше пыток и коррупции. Чем нам всем грозит закрытие «Мемориала»*

Чем закрытие «Мемориала»* грозит обычным гражданам

СНОБ
ЭКО-кошмар: в клинике перепутали эмбрионы и родителям пришлось меняться детьми ЭКО-кошмар: в клинике перепутали эмбрионы и родителям пришлось меняться детьми

Родителям пришлось поменяться детьми, чтобы воссоединиться с родными дочками

Cosmopolitan
Город In Folio Город In Folio

Петербург из тех мест, что лишний раз опиши – от него не убудет

Вокруг света
Открыть в приложении