Лоуренс Аравийский – легендарный разведчик и самопровозглашенный бедуин

MaximИстория

Белый всадник пустыни

Легендарный разведчик, самопровозглашенный бедуин, почти основатель объединенной арабской империи и, наконец, главный герой легендарного голливудского фильма – все это он, Лоуренс Аравийский.

Текст Влад Смирнов

0:00 /
1125.264

Сверкающий до рези в глазах песок. Сухой, колючий ветер, превращающий трещины на обветренном лице в глубокие раны. Мерное покачивание седла верблюда, о которое трется твоя вечно потная кожа, так что уже не знаешь, как изменить позу, чтобы не было обжигающе больно... Томас Лоуренс чувствовал, как в голове пульсирует застарелая лихорадка, его никак не отпускал жар, тело требовало хотя бы немного отдыха. Но в пустыне на это не обращают внимания. Бедуины могут совершать переходы длиной в неделю и спать урывками по нескольку часов – в самый жаркий полдень, устроив навес из куска ткани, и в самую холодную полночь, свернувшись калачиком на камнях и завернувшись в то же покрывало.

Лоуренс хотел стать одним из них. Его восторгало изящество, сила и выносливость бедуинов, они были похожи на чистокровных лошадей в своей точеной красоте. Но главное, в них были какой-то особый несгибаемый стержень, величественная простота и самодостаточность. Это особенно ясно стало для него во время скитаний по пустыням Аравийского полуострова, вскоре после начала Первой мировой войны. Военные действия против Османской империи велись и далеко на Востоке, и Томас составлял стратегические карты этих мест, хотя когда-то по образованию и призванию поехал сюда работать археологом. Проводники-бедуины, зная о любви странноватого британца к руинам, предложили показать ему любопытную развалину в пустыне на северной границе Сирии. Лоуренс, конечно, согласился.

Так описывал он это путешествие в своей книге «Семь столпов мудрости»: «Мы подошли к постройке античного периода. Арабы считали ее дворцом, возведенным когда-то местным принцем для своей королевы. Глину, которой были обмазаны камни внутри руины, по преданию, мешали не на воде, а на драгоценных ароматических маслах. Мои проводники ходили из комнаты в комнату, нюхали воздух, как собаки, и перечисляли: вот тут жасмин, тут роза, тут фиалки... А в конце они вывели меня в центральный зал с огромными окнами, через которые проносился западный ветер пустыни, сухой, пропеченный солнцем, не пахнущий ничем, и сказали: «Вот самый сладкий запах на Земле!» Эти люди отворачивались от утонченной роскоши ради того, в чем человек не принимал никакого участия».

Томас на раскопках в Каркемише, 1913 год

Незаконнорожденный коротышка

Томас появился на свет в 1888 году в маленьком городке графства Уэльс при очень неудобных обстоятельствах. Он был незаконнорожденным сыном барона Чепмена, который сбежал от своей семьи со служанкой и жил с ней долго и счастливо. Увы, побочным продуктом этого счастья стали пятеро сыновей, судьба которых в викторианскую эпоху была незавидной. Барон мог обеспечить их материально, однако рассчитывать на социальную жизнь, карьеру и беспрепятственный брак Лоуренсам (девичья фамилия матери) особенно не приходилось. Томас с детства чувствовал груз своего происхождения. Он был умным и очень старательным мальчиком, который своими незаурядными успехами в учебе пытался все-таки пробить себе дорогу во враждебном мире. Томас оказался настолько талантливым, что по окончании школы получил специальный грант на обучение в Оксфорде!

Однако в студенчестве выяснилось, что мир приготовил ему еще один удар под дых: Томас совершенно не вышел ростом. Скромные 166 сантиметров и субтильное телосложение закрывали для него атлетические дисциплины, которые сглаживали различия между аристократами и плебеями в университете. Что оставалось делать совершенно незаметному, не слишком богатому и совсем не знаменитому? Томас решил сделать ход конем: он усвоил яркую, эксцентричную и весьма колючую манеру поведения белой вороны, часто мешавшую в карьере, но неизменно привлекавшую к нему внимание.

Еще подростком Лоуренс обожал велосипедные прогулки, которые тогда только входили в моду. Вместе с закадычным другом они объездили все церкви Уэльса, составляя подробный каталог их архитектурных особенностей. Британия того времени была главной ценительницей материальной культуры, Британский музей обладал самой богатой в мире коллекцией артефактов, вывезенных со всего мира, и археология стала самым модным увлечением в среде британских аристократов. Все, кому не лень, делали зарисовки, ездили в итальянский «гранд тур» смотреть на архитектурные красоты и всячески восхищались древностями. Томас и тут выступил со своей оригинальностью. Покончив с окрестными церквями, он даже не заглянул в Италию, а отправился во Францию, затем прошел почти 2000 километров пешком по Сирии, изучая влияние романской архитектуры крестоносцев на местные строительные традиции. На основе этого похода был написан диплом в Оксфорде, который сулил Лоуренсу отличное будущее в профессии археолога. После защиты юный специалист был откомандирован на раскопки Британского музея в Каркемише (долина Евфрата), где с головой погрузился в пыльные сокровища и неожиданно быстро выучил арабский. Последнее обстоятельство в 1914 году, когда началась Первая мировая война, драматически изменило судьбу Лоуренса. Он был выписан в Каир, в военный штаб Британской империи, где очень требовались молодые специалисты, прошедшие пол-Сирии, да к тому же бегло говорящие на арабском. Совершенно неожиданно (однако не без удовольствия) субтильный незаконнорожденный коротышка вдруг оказался одним из ведущих британских разведчиков на Ближнем Востоке. Впрочем, это было только начало.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
На дофаминовой игле На дофаминовой игле

Как мы, сами того не замечая, попадаем в дофаминовые сети

Здоровье
Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
«Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде «Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде

Бастиан Марио Стангони о будущем кашемировой индустрии и переменчивой моде

Forbes
Киндер, окстись! Киндер, окстись!

Маленькая шведская девочка Грета Тунберг все-таки не получила Нобелевскую премию

Maxim
О пользе мечтаний О пользе мечтаний

Универсальный совет для пар, которые мечтают о разном, но цели у них одни

СНОБ
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак

В России растёт число одиноких женщин

Cosmopolitan
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
«Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка «Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка

Чем грозит Масаеси Сону разрастание кризиса внутри его бизнес-империи?

Forbes
Карты, деньги, соленый огурец Карты, деньги, соленый огурец

Некоторые ученые уверены, что карты появились раньше письменности

Maxim
Полный фешен Полный фешен

Женщины, без которых не было бы российского фешен-бизнеса

Cosmopolitan
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Зачем вам смотреть сериал «Корона»? Зачем вам смотреть сериал «Корона»?

Зачем смотреть сериал «Корона», если вы не маленькая принцесса

GQ
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Больше всего «Оскаров»! Стрип, Николсон и другие рекордсмены по статуэткам Больше всего «Оскаров»! Стрип, Николсон и другие рекордсмены по статуэткам

Многие актеры считают получение «Оскара» самым ярким событием в своей жизни

Cosmopolitan
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Бизнес-ангел Бизнес-ангел

Эдвард Нортон вложился в Uber и снимает фильм о человеке с синдромом Туретта

GQ
Заняться летним зимой Заняться летним зимой

Может, если зимой делать все то же, что и летом, в итоге станет теплее

Maxim
Алкоголизм предложили лечить небольшими дозами наркотика Алкоголизм предложили лечить небольшими дозами наркотика

Кетамин поможет лечить зависимость от алкоголя, ослабляя воспоминания о прошлом

Популярная механика
Детские болезни Детские болезни

Дети – довольно странные существа, к которых есть детские болезни

Maxim
Четыре реалистичных правила самопомощи Четыре реалистичных правила самопомощи

Правила, которые помогут убедиться, что мы способны поддержать себя

Psychologies
Как распознать хорошее шампанское и завести друзей Как распознать хорошее шампанское и завести друзей

Эта статья добавит фактов о шампанском и расширит твое сознание

Maxim
Как модные бренды интегрируются в киберспорт Как модные бренды интегрируются в киберспорт

Индустрию киберспорта оценивают в сотни миллионов долларов

GQ
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Зависимости сильных и независимых: 7 привычек, которые мешают добиться успеха Зависимости сильных и независимых: 7 привычек, которые мешают добиться успеха

Почему вы не можете шагнуть на ступеньку выше, как ни стараетесь

Psychologies
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Коктейль «Таблетка» Коктейль «Таблетка»

Чем больше лекарств мы принимаем, тем выше риск опасного взаимодействия

Здоровье
Открыть в приложении