Мартин Лютер
Бунтарь в эпоху потрясений
В этой книге подробно описывается эпоха, на которую пришлась деятельность человека, ставшего одной из самых важных фигур в европейской истории. 500 лет назад немецкий священник Мартин Лютер заложил основы Реформации, послужившей толчком к рождению Протестантской церкви, которая станет ярым оппонентом Римско-католической церкви. В книге предложен новый взгляд на жизнь Лютера и на то, как его деятельность (и Реформация в целом) отразились на нашей жизни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Мартин Лютер» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Влияние, оказанное Мартином Лютером на всю последующую мировую историю (в частности – на современное социально-политическое устройство мира), трудно переоценить. Не только Европа, но и США, Канада и многие другие страны сейчас были бы совершенно иными, если бы не случилась Реформация и Протестантская церковь не отделилась бы от Католической. При этом Лютер был очень противоречивой фигурой: например, он продвигал идеи равенства, но оставался антисемитом и сторонником знати. Автор этой книги Хайнц Шиллинг очень внимателен к контексту эпохи, что дает ему возможность разоблачить мифы о жизни Лютера, которые годами воспроизводились в учебниках и популярных биографиях. Подробнее историю великого реформатора вы узнаете из нашего обзора.
Узнайте, как Мартин Лютер навсегда изменил ход европейской истории
Любой, кто путешествовал по Европе, в частности, по Германии, наверняка частенько видел на городских площадях памятники Мартину Лютеру. И на то есть веская причина: целеустремленность Мартина Лютера и его желание реформировать Римско-католическую церковь стали главными факторами, по сути, запустившими процесс становления современной европейской культуры. Начатая Лютером Реформация открыла новую эру в политике и мышлении.
Попытка интерпретировать историю целого континента сквозь призму деятельности одного монаха может выглядеть очень узконаправленной, но если мы углубимся в историю жизни Лютера, нам станет понятно, как сильно религия и религиозные практики влияли на жизнь людей того времени. Вы поймете, что экономика, политика, вера, философия и религия были переплетены настолько крепко, что нападки на религию могли разрушить и все остальное.
Познакомившись с историей жизни и деятельности Мартина Лютера, вы узнаете, что сделало Европу и Западный мир такими, какими мы их видим сегодня.
Из этого обзора вы узнаете:
- как Протестантская церковь получила свое название;
- какое отношение Лютер имеет к некоторым из самых страшных злодеяний XX века;
- и что заставило Лютера изменить имя.
Мартин Лютер родился в конце Средневековья, в эпоху великих социальных потрясений
Кажется, что мир никогда еще не менялся так быстро, как сегодня. Однако нечто похожее происходило около 500 лет назад: XV и XVI века сопровождались радикальными социальными, геополитическими и экономическими потрясениями.
На востоке маячил призрак османского вторжения. В то же время испанские и португальские суда отправились на поиски Нового Света. После открытия Америки между колониями и Европой стали устанавливаться торговые пути. Благодаря им из американских рудников в Европу хлынул поток золота и серебра, и эти богатства заложили в Европе основу нового общества, ориентированного на капитал.
Стал появляться новый и богатый средний класс торговцев, более чем готовых бросить вызов старому аристократическому порядку. Параллельно с этим население Европы неуклонно росло. Подсчитано, что в течение XV века население Европы увеличилось с 82 до 107 миллионов человек.
В разгар всех этих перемен и потрясений 10 ноября 1483 года в Айслебене, Германия, в семье Ганса, предпринимателя, занимавшегося горными разработками, и его жены Маргариты родился Мартин Лудер (или Мартин Лютер, как его стали называть). У них был уютный дом с прислугой, но семья жила довольно скромно и не стремилась к роскоши.
Лютер, как первый ребенок в семье, должен был поддерживать семейный статус представителей среднего класса, и поэтому его отправили изучать право. Тогда, как и сейчас, юридическая карьера считалась отличным выбором, способным обеспечить достойную жизнь. Но, как мы теперь знаем, Лютер не стал следовать намеченному для него курсу, и это решение повлияло не только на его жизнь, но и на ход всей мировой истории.
Лютер поступил в августинский монастырь, где критически относились к Римской церкви
Молодой Лютер сомневался в намеченном для него пути. Начав заниматься юриспруденцией, он не мог отогнать от себя мысль: какой смысл изучать земные законы, когда важнее задуматься о праведной жизни и законе Божьем? В итоге, еще до окончания первого семестра Лютер бросил юриспруденцию.
По словам самого Лютера, его сомнения по этому поводу разрешились в июле 1505 года, когда в него ударила молния. Лежа на земле, он поклялся Святой Анне, что если выживет, станет монахом. Это был опыт, сформировавший его дальнейшую жизнь: в течение двух недель он раздал свое имущество, попрощался со всеми и направился в соседний город Эрфурт, чтобы поступить в монастырь Святого Августина.
Ежедневная практика в монастыре должна была обеспечить путь к спасению. В нее входили ритуалы молитвы, покаяния и самобичевания. Лютер усердно следовал предписанному порядку, но его не покидали сомнения в том, что именно этот путь ведет к спасению. Тем не менее, в 1507 году Лютер был посвящен в сан священника. Вскоре после этого он начал изучать теологию в Виттенбергском университете, и к 1508 году получил достаточно знаний, чтобы исполнять обязанности временного заместителя профессора, а к 1512 году получил докторскую степень.
Но на Лютера повлиял не только Виттенбергский университет. Орден Святого Августина был одним из нескольких орденов, стремившихся реформировать Римско-Католическую церковь. Реформаторы были особенно возмущены ненужными церковными зрелищами и насущной проблемой того времени – продажей индульгенций. Это была практика, позволявшая людям купить официальное прощение грехов, что облегчало их путь на небеса.
Когда члены Ордена Святого Августина потребовали большей независимости, Лютера даже отправили в Рим в качестве делегата. Он вернулся ни с чем, но это событие произвело на него глубокое впечатление.
Во время преподавания в Виттенберге Лютер разработал теологические основы Реформации
Миссия Лютера в Риме не увенчалась успехом. Но по возвращении в Виттенбергский университет он погрузился в изучение Библии. Этот университет во многих отношениях был идеальным местом для таких исследований: поскольку в числе основателей учебного заведения был реформаторский Орден Святого Августина, Виттенберг был гораздо более либеральным в отношении церковной доктрины, чем традиционные университеты.
Такая атмосфера позволяла применять нетрадиционные подходы к преподаванию. Лютер всей грудью вдохнул этот мятежный дух и вскоре нашел единомышленников. Среди знакомых Лютера были известный живописец Лукас Кранах, эрудит Филипп Меланхтон и юрист Иероним Шурф. Именно в Виттенберге Лютер выработал свое собственное понимание Библии.
Самой большой теологической проблемой для него был экзистенциальный вопрос о том, является ли Господь карающим Богом. За ответами Лютер обратился к тексту Библии. Его интерпретации священных писаний включали в себя долгие размышления над отдельными отрывками. Свою работу Лютер рассматривал как возвращение к раннехристианскому понимания Слова Божьего в соответствии с Евангелиями. Он хотел избежать слепого следования толкованиям и учениям Папы Римского и Католической Церкви.
В течение всего этого периода Лютер мало думал о Христе: всякий раз, когда он обращался к Иисусу, перед его мысленным взором представали ужасающие образы Ада. Его восприятие Бога было сформировано страхом, и этот страх подстегивал его к пониманию основных принципов веры. Лютер хотел понять Библию и навсегда связать с ней свою жизнь. Но он не был бунтарем в отношении Католической церкви – просто хотел примирить практику веры с Писанием. Однако 1517 год стал переломным – как в жизни Лютера, так и в мировой истории.
Публикация тезисов Лютера спровоцировала революцию, которая совсем им не планировалась
31 октября 1517 года – эта дата вошла в анналы истории. В этот день 95 тезисов Лютера против продажи индульгенций были вывешены на дверях Церкви Всех Святых в Виттенберге. Но этот акт не был таким радикальным, как о нем принято говорить. Лютер не собирался сразу реформировать всю церковь – эти 95 тезисов, по сути, просто были аргументами против торговли индульгенциями, которая тогда процветала.