Луноход-1: история первого планетохода
В ходе миссии «Аполлон-11» за 2 часа 31 минуту Нил Армстронг — первый человек на Луне — прошел около километра. Всего через год первый в мире луноход за 302 дня работы проедет 10,5 километров по древнему спутнику Земли, но эти выдающиеся достижения останутся в тени американского успеха
Вторая половина ХХ века прошла под эгидой противостояния двух сверхдержав, — коммунистического Союза Советских Социалистических Республик и капиталистических Соединенных Штатов Америки. Две системы соревновались между собою во всем: от литературы и спорта до науки и техники, стараясь показать всему миру свое превосходство. И самым ярким этапом этого периода, без сомнения, стала «космическая гонка» по освоению околоземного пространства, продлившаяся 31 год — с 1957 по 1988.
Акт 1: космическая гонка
Наиболее напряженным эпизодом самой «гонки» стала «битва за Луну», в ходе которой СССР и США приложили поистине титанические научные и финансовые усилия, чтобы первым человеком на Луне стал гражданин соответствующей страны. Как нам известно из истории, — в итоге «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» совершил американец Нил Олден Армстронг, в связи с чем многие публицисты, особенно западные, присуждают США победу не только в лунной, но и во всей «космической гонке», но так ли это на самом деле?
К моменту начала «битвы за Луну» Советский Союз уже взял два первых места в этом дихотомическом противоборстве. Запуск первого искусственного спутника Земли — «Спутника-1» 4 октября 1957 года — положил начало всему периоду «космической гонки». А 12 апреля 1961 Юрий Гагарин вошел в историю как первый человек в космосе, утвердив лидирующие позиции советской космической программы.
Естественно, уязвленная национальная гордость американцев требовала реванша и они получили его 20 июля 1969 года, когда в ходе миссии корабля «Аполлон-11» Нил Армстронг ступил на поверхность Луны. Однако эта победа далась США весьма не дешево — общая стоимость программы «Аполлон» составила 25,4 миллиардов долларов. В тех деньгах. Сегодня это более 152 млрд долларов. Нюанс же в том, что Советский Союз потратил не сильно меньше. Открытых данных на этот счет нет, но по оценкам ЦРУ затраты на советскую лунную программу составили от $16 до $22 млрд ($96-132 млрд в текущих ценах). И как только новость о американском успехе разнеслась на весь мир — финансирование советской пилотируемой лунной программы сразу же стало сокращаться, руководство страны не хотело продолжать выделять такие ресурсы на достижение «позорного» второго места. Но и оставить Луну одним лишь американцам СССР тоже никак не мог. Тут на космическую сцену и выкатывается первый советский луноход.
Акт 2: луноход история создания
Еще в самом начале «лунной гонки» Сергей Королев озаботился вопросом «как и на чем по Луне будут передвигаться космонавты». Предполагаемая космическая машина должна была быть легкой, надежной, с высокой проходимостью и способная работать в диапазоне температур от -150 до +120 градусов Цельсия. Такое ТЗ было не по силам гражданскому автомобилестроению, поэтому Королев обратился сначала в танковое КБ Кировского завода, а после — в московский Научный автотракторный институт, но в обоих учреждениях он получил отказ, местные конструкторы не рискнули взяться за создание столь специфичного агрегата.
И только в конце 1963 года разработать основу будущего лунохода согласился Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт (ВНИИ-100). Работы по созданию шасси новой машины были поручены отделу новых принципов движения под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, позже ставшему основателем отечественной школы конструирования планетоходов. Закипела работа. Задачу по выбору типа шасси и способа передвижения осложнял тот факт, что точных данных о свойствах лунного грунта на тот момент еще не было. В научном мире была популярна гипотеза американского астронома Томаса Голда, что поверхность Луны покрыта толстым, от десятков до сотен метров, слоем рыхлой пыли, образовавшейся в ходе непрерывной бомбардировки поверхности спутника космическим мусором. Соответственно техника и космонавты могут просто завязнуть в ней, как в зыбучем песке.
В связи с этим рассматривались самые разные типы движения: прыгоход, шагоход, шнекоход, перекатывание, кувыркание и даже ползание. Конец спорам положил сам Сергей Королев, придерживавшийся другой гипотезы — советского вулканолога Генриха Штейнберга — о том, что поверхность Луны достаточно твердая и больше напоминает пемзу. В октябре 1964 года он взял на себя ответственность и в рабочей записке постановил считать Луну твердой, что позволило конструкторам отринуть более экзотические механизмы и сконцентрироваться всего на двух: колесах и гусеницах.