Художники Вова Перкин и Андрей Бартенев — о социальной ответственности

СНОБКультура

«Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности». Интервью Андрея Бартенева и Вовы Перкина

«Сноб» публикует интервью с Вовой Перкиным и Андреем Бартеневым — художниками, принадлежащими к разным поколениям, о ярких мирах, социальной ответственности в современном искусстве и понятии успеха.

Беседовала Юля Крюкова

1_d6zFqSg.jpg
Фрагмент выставки «Перкуссия». Фото: Дмитрий Смирнов

До 17 сентября в Московском музее современного искусства можно увидеть масштабную персональную выставку Вовы Перкина «Перкуссия», куратором которой выступил художник, скульптор и модельер Андрей Бартенев. «Сноб» публикует интервью с художниками, принадлежащими к разным поколениям, о ярких мирах, социальной ответственности в современном искусстве и понятии успеха.

Формат выставки заявлен как ретроспектива. Такое позиционирование ассоциируется в большей степени со зрелыми художниками, а Вова — молодой автор. Расскажите, в чем задумка?

Вова Перкин: «Ретроспектива» — это возможность собрать работы, созданные за многие годы творчества. Некоторые свои работы, после того как они покинули мою мастерскую, я видел всего один раз. Спасибо Андрею, который помог мне их собрать.

Андрей Бартенев: Мы с Вовой работаем вместе уже восемь лет. Идея большой выставки молодого художника появилась пять лет назад: тогда я говорил Василию Церетели о том, что, пока художник молод, нужно спешить делать его большие выставки. Пять лет пролетели как один час. В итоге сейчас мы открыли большую выставку Вовы Перкина: ретроспектива в данном контексте является мощным стимулятором к продолжению того, что художник нашел и развил в своем творчестве, она помогает это закрепить.

Мне хочется, чтобы Вова и его товарищи из коллектива «Наша утопия» посмотрели на то, что произошло за это время, и поняли, что у них была сказочно потрясающая жизнь: они каждый день рисовали и что-то придумывали — перформансы, спектакли, тексты, видео, фотография, живопись, графика, керамика. Через это они сформировали свою уникальность как художники. Они немного наивны, немного оптимисты и при этом большие созидатели. Наивный оптимизм и созидательность придают им исключительность на фоне всего российского ландшафта.

Я считаю, что глупо вписывать ретроспективу в какие-то мемориальные процедуры. Художественный процесс — это уникальная вещь, которую нужно стимулировать, от этого все выиграют: и музейные институции, и художники, и кураторы. Давайте делать ретроспективы молодым художникам — это должна быть традиционная практика Московского музея современного искусства. Арт-институции должны помогать ныне живущим, бодрым, энергичным авторам.

14.jpg
Вова Перкин и Андрей Бартенев. Фото: Дмитрий Смирнов

Для вас обоих характерны красочные, яркие работы. Как коррелирует яркость вашего художественного мира с повседневностью?

Вова Перкин: Вообще, я дальтоник. В своих работах я отражаю окружающий мир так, как я его воспринимаю.

Андрей Бартенев: Художник может раскрасить не только холст, но и свое сознание. У нас включается такая способность: даже если мы видим реальность, предположим, в охре, мозг начинает модифицировать эту картину в суперъяркую. Силой воли художника происходит мощная ежесекундная редактура реальности.

Когда живешь с этим много лет, этот процесс становится естественным, и ты приходишь к выводу, что неточностей и недостатков, которые существуют в реальности, в твоей реальности нет. Сначала твоя реальность может быть смоделированной, но потом она и становится сутью жизни. В художественной реальности есть своя система оправданий и объяснений, которые могут казаться совершенно несуразными и неправдоподобными в контексте бытовой философии, но в контексте философии искусства — все, что ты можешь вообразить, будет естественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Куда двигаться Куда двигаться

Какие именно танцы подойдут тебе?

VOICE
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Рассмеши меня, если сможешь: фильмы, где играют комики Рассмеши меня, если сможешь: фильмы, где играют комики

Комедии, байопик, оскароносная драма: фильмы, в которых играли комики

Правила жизни
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Инженеры укрыли электромобиль одеялом Инженеры укрыли электромобиль одеялом

Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью

N+1
Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов

Откуда берутся апатия и чувство безысходности?

Psychologies
Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века

Самые известные секты, которые появились в XX веке: что в них общего?

Правила жизни
Персона Персона

Андрей Кошкин о том, как хранить традиции, оставаясь в авангарде

Robb Report
Константин Потапов Константин Потапов

Победитель Heineken Regatta — как прийти в яхтинг и что нужно, чтобы побеждать

Y Magazine
Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина

Древнейший малый пингвин жил более трех миллионов лет назад

N+1
Алена Долецкая — про дачу как культурный код и жизнь за городом Алена Долецкая — про дачу как культурный код и жизнь за городом

Алена Долецкая размышляет о жизни деревенской и жизни дачной

РБК
Непотопляемая Вайолет: история единственной женщины, пережившей гибель «Титаника» и его двух братьев-близнецов Непотопляемая Вайолет: история единственной женщины, пережившей гибель «Титаника» и его двух братьев-близнецов

История Вайолет Джессоп больше похожа на сюжет фантастического блокбастера

ТехИнсайдер
Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей Как владелец стекольной империи в городе Гусь-Хрустальный построил Пушкинский музей

Как возникла и развивалась династия предпринимателей и меценатов Мальцовых

Forbes
Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама» Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама»

Если мне что-то по-настоящему нравится, то меня вообще ничего не расстроит

Коллекция. Караван историй
«История пиратства: от викингов до наших дней» «История пиратства: от викингов до наших дней»

Почему морские разбойники до сих пор существуют

N+1
Слитые нюдсы и непрошенные дикпики: что нужно знать подростку о секстинге в интернете Слитые нюдсы и непрошенные дикпики: что нужно знать подростку о секстинге в интернете

Как принимать решения, связанные с сексом — в том числе обозначать свои границы?

Psychologies
Как трудоголизм связан с детскими травмами: 2 личные истории и комментарии психологов Как трудоголизм связан с детскими травмами: 2 личные истории и комментарии психологов

Трудоголики рассказали, с чем столкнулись в детстве и как стали много работать

Psychologies
«Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом «Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом

Глава из книги «Смерть в большом городе»

Psychologies
«Рома приобнял меня на балконе»: Наталья Штурм рассказала, как за ней ухаживал Абрамович «Рома приобнял меня на балконе»: Наталья Штурм рассказала, как за ней ухаживал Абрамович

Наталья Штурм рассказала о своем школьном романе

VOICE
Страна гор: что посмотреть в Дагестане Страна гор: что посмотреть в Дагестане

Куда ехать и что смотреть в Дагестане

Правила жизни
Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении

Глава из откровенного и точного романа о взрослении Кевина Уилсона

СНОБ
Я — сноб: актриса Наташа Бардо Я — сноб: актриса Наташа Бардо

Актриса Наташа Бардо — о том, что удивляет ее в людях больше всего

СНОБ
Люди с протезами почувствовали температуру с помощью тонкопленочного охладителя Люди с протезами почувствовали температуру с помощью тонкопленочного охладителя

Охладитель, с помощью которого люди с протезами могут чувствовать температуру

N+1
Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво? Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво?

Самое время рассказать, как и когда миру открылся легендарный хмельной напиток!

ТехИнсайдер
Цирк не для детей и кинетическое искусство: что нужно знать о художнике Александре Колдере Цирк не для детей и кинетическое искусство: что нужно знать о художнике Александре Колдере

О крошечном цирке и проволочных портретах Александра Колдера

Правила жизни
Диуретик спиронолактон эффективно полечил акне у женщин Диуретик спиронолактон эффективно полечил акне у женщин

Диуретик спиронолактон эффективно снижает тяжесть акне у женщин

N+1
Внутренний туризм Внутренний туризм

Петербург — не только гастрономическая, но и туристическая столица России!

Собака.ru
Как выглядит нарциссический абьюз в отношениях: история героини и комментарий психолога Как выглядит нарциссический абьюз в отношениях: история героини и комментарий психолога

Что же отличает нарциссический абьюз от обычного?

Psychologies
Мимикрия: 15 примеров животных, которые скрывают свою истинную сущность Мимикрия: 15 примеров животных, которые скрывают свою истинную сущность

Козырём в рукаве можно назвать мимикрию — способность маскироваться

ТехИнсайдер
Открыть в приложении