Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life
Forbes Life традиционно подводит культурные итоги 2020 года и не обходит своим вниманием все яркие кинематографические удачи. По нашей просьбе ведущий подкаста «Крупным планом», редактор КиноПоиска Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов выбрали десятку лучших фильмов уходящего года
«Еще по одной»
Завязка у трагикомедии Томаса Винтерберга («Торжество», «Охота») с Мадсом Миккельсеном в главной роли довольно анекдотическая: четыре друга, школьные учителя — историк, психолог, преподаватель музыки и физрук — решают, что жизнь у них какая-то грустная и унылая, и договариваются, что будут каждый день выпивать. Но делают это не просто так, а чтобы проверить научную теорию, что у человека от рождения не хватает половины промилле в крови. И сначала всё это весело, но в какой-то момент выходит из-под контроля и становится грустно.
«Еще по одной» с первого взгляда (и из-за промоматериалов) кажется Галко-комедией в лучших традициях Жоры Крыжовникова, но стоит напомнить, что картина не зря была включена в официальный конкурс Каннского кинофестиваля. Томас Винтерберг, один из создателей «Догмы 95», снимает умное драмеди о кризисе среднего возраста и недаром предваряет фильм цитатой из датского философа-экзистенциалиста Серена Кьеркегора. Да, «Еще по одной» временами очень смешное кино, но в том, как режиссер всматривается в глубины тьмы и отчаяния видится мужество и личная трагедия. И правда, фильм посвящен памяти Иды, дочери Винтерберге, которая погибла в прошлом году в автокатастрофе, и этот фильм стал способом автора выбраться из экзистенциального кризиса. Ну, и в конце концов разве может не быть великим фильм, в финале которого Мадс Миккельсен пять минут танцует джаз-балет?
«Довод»
Шпионский блокбастер Кристофера Нолана, который должен был спасти кинотеатрельный прокат, но вместо этого только всех запутал, породил волну мемов и, кажется, окончательно убедил студии, что в период пандемии нужно развивать стриминги. При этом более сложного, эффектного, умного и красивого фильма в 2020 году так и не вышло. Кристофер Нолан сам по себе уже давно превратился в бренд и франшизу сродни «Мстителям», и «Довод» не обманывает ожидания. Это формалистский эксперимент стоимостью в триста миллионов долларов, каскад эффектных экшен-сцен, которые невозможно оценить с первого просмотра (наверное, с этим связаны некоторые отрицательные рецензии — а еще с завышенными ожиданиями).
Фильм можно считать своеобразным признанием Нолана в любви франшизе о Джеймсе Бонде, ироническим переосмыслением канонической формулы: с опереточным славянским злодеем, множеством локаций и главным героев, чью мотивацию мы узнаем только к финалу. Структуру «Довода» стоит оценивать целиком, пространственно, как завораживающий палиндром, в котором вроде бы нет ничего человеческого. Но в монтажных склейках спрятана как минимум одна пронзительная драма и трогательная история дружбы героев Роберта Паттинсона (главное украшение фильма и доказательство, что у Нолана все-таки есть чувство юмора) и Джона Дэвида Вашингтона. «Довод» стал суммой приемов Нолана, выражением всех его обсессий и пока что главным произведением в его впечатляющей фильмографии.
«Думаю, как все закончить»
Девушка едет вместе с бойфрендом знакомиться с его родителями. Завязка сюжета, стандартная для романтических комедий, в руках Чарли Кауфмана (сценарист «Вечного сияния чистого разума») превращается в неуютный и головоломный триллер о границах человеческого «я». Сначала герои очень долго едут в машине по заснеженной дороге и болтают о ерунде. В доме родителей начинается творится всякая чертовщина: здесь в игру вступают инфернальные Дэвид Тьюлис и Тони Колетт. На обратном пути наконец становится понятно, к чему были все игры со временем и глюки монтажа, но легче от этого не будет — уровень депрессии и экзистенциального кризиса к финалу зашкаливает все мыслимые пределы.
И зачем такое смотреть, спросит возмущенный зритель, выдержав два с лишним часа культурного неймдроппинга, закадровых монологов, анимационных вставок и даже балетную интермедию. Затем, что более тактильного, головоломного и будоражащего киноопыта сложно представить, хотя людям с депрессивными состояниями «Думаю, как все закончить» смотреть правда не стоит. Клубок цитат и отсылок поначалу сбивает с толку, но разбираться в нем неизменно увлекательно. Шоковые методы Чарли Кауфмана могут вызывать вопросы, но посыл фильма, если вдуматься, на редкость жизнеутверждающий: живи в реальности, а не в фантазии.