Роковой мужчина
Чистые танцы
18 мая в кинотеатре «Пионер» состоялась российская премьера фильма режиссера Стивена Кантора «Танцовщик» об одном из самых выдающихся балетных артистов нашего времени — Сергее Полунине. «Анфан террибль классического танца», бывший премьер Ковент-Гардена, нынешний постоянный приглашенный солист Баварской государственной оперы находится в переломной точке биографии. О трудностях взросления у балетного станка, о роли мамы в его жизни и планах на будущее артист рассказал в интервью шеф-редактору русского L’Officiel Эдуарду Дорожкину.
За три года, три, что я знаком с фэшн-директором журнала L’Officiel Еленой Бессоновой, я слышал от нее всего одну просьбу — устроить съемку с Полуниным. Одна-то одна, но повторялась настойчиво. «Понимаете, Эдуард, это моя мечта». Мы собирались снять Сергея с его, скажем так, герлфренд, замечательной балериной Натальей Осиповой, в Новосибирске, где они, станцевав «Щелкунчика» в НОВАТе, провели ночь с 31 декабря 2015 на 1 января 2016 года. Признаюсь, выбор именно этого города для празднования Нового года меня потряс, и я до сих пор не знаю, расстраиваюсь или радуюсь из-за того, что смелый наш план тогда так и не реализовался.
Настоящие, сильные девичьи мечты имеют свойство, как все хорошее, рано или поздно воплощаться в реальность. И вот, фотосессия в Лондоне. В Москве метель, дождь, град, слякоть, почти ураганный ветер — в общем, настоящее Воскресение Христово. Я, не скрою, разговляюсь как могу и очень волнуюсь за Лену. Мне ужасно не хочется, чтобы тот образ, который она бережно (старательный человек!) собирала, просматривая ролики, листая журналы и бесконечно покупая через меня билеты на спектакли Сергея в московском Театре им. Станиславского — Данченко, на много лет ставшего «базой» нашего героя, при личной встрече, пусть даже и со служебными задачами, разлетелся в прах. Так часто бывает, особенно с артистами балета. Ну нету, нету в реальной жизни ни Солоров, ни Ферхадов, ни Базилей — одни графы Альберты, предатель на предателе, и двух слов связать не умеют. А для меня это важно. Однако из британской столицы летят суперпозитивные реляции: «Эдуард, он такой, такой, такой!» — «Какой?» — «Немыслимый! Волшебный! Вежливый! Да я вам лучше фото пришлю». Ну и полетели снимки, часть которых вы видите в этом номере журнала. Лена не написала «красивый», потому что эта функция была установлена, что называется, по умолчанию. Полунин — главный принц мира, без сомнения, и — но только в этом качестве — бесспорный наследник анекдотически прекрасного, прямо иконописного Роберто Болле, постепенно сходящего со сцены. Талант Сергея разностороннее, мощнее, не говоря уже о таких спорных субстанциях, как душа, сердце, и прочих явлениях, которые и вообще-то «аршином общим не измеришь».
Я бы не стал приводить милую историю из производственной практики, если бы она не была абсолютно типичной. Полунин — первый балетный артист нового времени, зрительская любовь к которому имеет маниакальный характер и охват, не свойственный нашей циничной эпохе. В этом смысле его имя стоит через запятую после Рудольфа Нуреева, которого мало видевшая парижская публика боготворила, и Михаила Барышникова, слава которого среди американских домохозяек не меркнет даже спустя десятилетия после выхода на пенсию. Я совершенно не хочу сказать, что поклонники Сергея — исключительно профаны из 17-го арондисмана и недалекие тетки из Небраски, но то, что с его появлением, с развитием его — прежде всего артистического — дара мир балета получил новых зрителей, — это железно. Полунин — как выяснилось в ходе нашей беседы, вполне целенаправленно — ведет в сфере классического и современного танца ту работу, которую для оперы проделали три тенора с концертами на футбольных стадионах, а сейчас их знамя подхватила Анна Нетребко. Обладатель безупречной классической техники, Полунин стал широко известен совсем не двойными антраша-сисами (Иван Васильев готов предъявить хоть антраша-виты!) и даже не отменно чистым бризе (у Артема Овчаренко оно не хуже), а видеороликом Take me to Church, снятым знаменитым Дэвидом Лашапелем на музыку ирландца Хозиера в завершение фильма Dancer, скорой московской премьере которого наш фэшн-директор обязана тем, что исполнилась ее мечта. Его уже, до выхода картины на экраны, посмотрело что-то около двадцати семи миллионов (!) человек. Сам «Танцовщик» произвел на меня настолько сильное впечатление, что я — уникальный случай! — сразу же разослал ссылку дорогим мне людям, чтобы и они получили удовольствие от столкновения с настолько нестандартной личностью. Детство в Херсоне, переезд в Киев, волевая мудрая мама, отец и бабушка, тяжелым поденным трудом зарабатывающие деньги на обучение Сережи, счастливый билет — школа Ковент-Гардена, развод родителей, потрясший Сергея, назначение 19-летнего артиста премьером Королевского балета, бегство из него в возрасте двадцати двух, кокаин, алкоголь и прочие беды хорошо зарабатывающего одинокого молодого человека,