Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

ИгроманияСобытия

Центр внимания

Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

Юлий Ким младший, Денис Павлушкин, Дмитрий Шепелёв

Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и зачастую не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения ее устройства. Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что раскрывать подробности мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.

А вот вселенная Чужих обрисовывалась крайне неспешно. А если считать только фильмы, то вообще находится в процессе активного сотворения до сих пор. Каждая картина, каждая игра добавляет совсем немного деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на главном участнике праздника – уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи ее развития. Уточним, что во внимание нами будут приняты только фильмы из оригинальной квадрологии и «Прометей», а также те немногие игры, что были признаны каноническими. Расширенная вселенная у Чужих настолько масштабна, что достойна отдельной статьи, возможно, даже не одной.

Создатель ксеноморфа – великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер

Чужой

Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все свои заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и зародили вселенную. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался, – относительно камерным фантастическим триллером. Но не тут-то было.

Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, а режиссеру был предложен сценарий про космического монстра. В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с Мёбиусом и Криссом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй совместно с Робом Кобом – дизайном космического корабля. Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и множество вызывающих и откровенных символов покорили визионера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф – самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой поп-культуре.

Дизайн Королевы Кэмерон разработал сам, без участия Гигера
Тайну Космического жокея Ридли Скотт раскроет спустя тридцать с лишним лет после выхода оригинального фильма
Острые когти – один из признаков уже нечеловеческой природы Рипли

В плане сюжета «Чужой» не особо сложен. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем высохший труп неизвестного существа (ныне известный как «Космический жокей») и кладку неких яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. В общем-то, стандартная схема «земных» хорроров, но вот в космосе такого еще не было.

Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику – это образ инопланетянина как дикого безжалостного зверя, с которым нельзя никак договориться. После нашумевшего в 1977 году фильма «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход был абсолютно революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.

Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, некий безликий образ всемогущих корпораций (название «Вейланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, на котором нашли яйца, служат только для создания атмосферы, поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.

В конце концов дело дошло даже до кровосмешения. В фильме «Чужие против Хищника: Реквием» появился гибрид двух враждующих рас
В свои перепалки Чужие и Хищники втянули уже кучу персонажей, включая Терминатора, Бэтмена, Робокопа и Судью Дредда

Чужие

Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если бы создание сиквела не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, который сегодня знаменит своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, хоть как-то называть «Чужих» вселенной стало возможно именно после фильма Aliens 1986 года, где действия приняли подобающий размах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение на горошине Поколение на горошине

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные

Maxim
Юл Бриннер. Дорогой длинною Юл Бриннер. Дорогой длинною

Необыкновенная судьба обыкновенного человека

Караван историй
Отель, где лопаются глаза Отель, где лопаются глаза

Самые чудны́е отели мира по цене от нуля до нескольких тысяч евро за ночь

Maxim
Как курица лапой Как курица лапой

Если у твоего ребенка неразборчивый почерк, надо ли учить его красиво писать?

Лиза
Хозяйка модной горы Хозяйка модной горы

Айсель Трудел обеспечивает москвичек модной одеждой в бутиках и интернете

Vogue
Играя Вронского Играя Вронского

Интервью с актером Максимом Матвеевым

Домашний Очаг
Город планетарного масштаба Город планетарного масштаба

Весь мир превращается в единый гигантский мегаполис

Русский репортер
Алиса Лобанова: хочу, чтобы русские художники вошли в моду Алиса Лобанова: хочу, чтобы русские художники вошли в моду

И это не единственная мечта Алисы, которая кого-то удивит

Лиза
Руки прочь Руки прочь

О совсем нелинейном пути к эпохальным изменениям

Quattroruote
Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует» Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует»

Знаменитый лингвист и философ Ноам Хомский, страстный критик пропагандистской машины медиа и американского империализма, дал в Париже интервью журналу Philosophie. Отрывки.

Psychologies
Свободное падение Свободное падение

Как развлекаются подростки, бросаясь под автомобили

Esquire
Они справляются с нагрузкой Они справляются с нагрузкой

Наши герои нашли способ выдерживать перегрузки

Psychologies
На свободной волне На свободной волне

Как Александр Чемерис рассчитывает победить индустрию телекоммуникаций

РБК
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Будущее автопрома Будущее автопрома

Последние достижения в сферах электромобилей и беспилотных авто

CHIP
6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста 6 историй о вселенной Twin Peaks от создателя сериала Марка Фроста

Соратник Дэвида Линча рассказывает, как создавался третий сезон сериала

Правила жизни
Мы русские, с нами бот Мы русские, с нами бот

Джордж Хелд о России будущего

GQ
Наталия Касаткина. Жизнь в танце Наталия Касаткина. Жизнь в танце

Екатерина Алексеевна резко оборвала: "На порог не пущу этих модернистов..."

Караван историй
Соломенная шляпка Соломенная шляпка

Тридцатилетняя Сигрид Буази в жизни хохотушка и модница

Vogue
Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют

Наверняка у вас есть такие знакомые. Одна ест пирожные на ночь и все равно выпадает из брюк самого маленького размера. Другая не ест почти ничего ради идеальной фигуры, но откуда-то находит силы вести активный образ жизни. Дело в обмене веществ, пищевых привычках и чертах характера. Пищевое поведение девушек, которые никогда не полнеют, анализирует психотерапевт Жерар Апфельдорфер.

Psychologies
В интернете кто-то не прав В интернете кто-то не прав

Геннадий Иозефавичус выносит приговор интернет-спорщикам

GQ
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Курс на сближение Курс на сближение

Что важно в отношениях на самом деле?

Cosmopolitan
Рак: лечение не до победного конца Рак: лечение не до победного конца

Онкологи все еще пытаются добиться полной и безоговорочной победы над раком

GEO
Свадебный переполох Свадебный переполох

Как не стать комком эмоций перед свадьбой и организовать идеальное торжество

Cosmopolitan
Mercedes-Benz E-Class Mercedes-Benz E-Class

Купив подержанный Mercedes W212, вы получите высокий уровень комфорта

АвтоМир
Кукольных дел мастер Кукольных дел мастер

Дизайнер обуви Фабрицио Вити показал Vogue сокровища своей квартиры

Vogue
Сила повсюду Сила повсюду

След «Звёздных войн» в культуре

Мир Фантастики
Любовь Успенская Любовь Успенская

Любовь Успенская: «Я вообще-то не москвичка. И даже не россиянка»

Esquire
Открыть в приложении