Тема недели / Давай помиримся!
Коллеги, не ссорьтесь!
Когда на работе то и дело вспыхивают скандалы, хочется бросить все и уволиться. Не спеши. Лучше научись правильно вести себя во время конфликтов
Утверждение «в споре рождается истина» подходит только для научных баталий. Во всех других спорах и ссорах рождается чаще всего неприязнь, горечь, обида и масса других негативных эмоций. А когда конфликт разгорается в офисе, это может обернуться нервным срывом и потерей работы.
Реагируй правильно
Частой причиной офисных конфликтов становится передел территории – как в прямом так и в переносном смысле. «Твой стол стоит в самом уютном месте? А мне из окна дует!» Или внимание начальства – вспомни, не хвалил ли тебя недавно шеф при всех? Да, ты восприняла это как должное – ведь ты так старалась в последнее время. Но что в этот момент творилось в головах у коллег – тайна за семью печатями.
Еще одной частой причиной конфликтов бывают разные взгляды сотрудников на то, «как должно быть». Как нужно одеваться, если в компании нет дресс-кода. Что можно, а что нельзя говорить и как вообще вести себя на работе и т. д. и т. п. Коллег, которые ссорятся по этим причинам, объединяет желание узаконить в офисе именно свои ценности.
В некоторых организациях водятся эмоциональные агрессоры. Они по каким-то собственным мотивам придираются к сотрудникам, плетут интриги, которые в конечном итоге тоже приводят к конфликтам. И конечно, повышенная «взрывоопасность» наблюдается, когда в компаниях намечаются сокращения – эмоционально неустойчивых сотрудников провоцируют на конфликт, чтобы их было проще уволить. Так что же делать?
Погаси огонь
■ Главное – никогда не реагируй открыто агрессивно. Прямота – хорошее качество, но сейчас она станет спичкой, поднесенной к запалу, и вызовет взрыв долго копившихся негативных эмоций.
■ Четко уясни, что в конфликте всегда участвуют две стороны и, если тебя в чем-то обвиняют, значит, имеют на это основания. Прими тот факт, что не для всех ты «белая и пушистая».
■ Контролируй свои эмоции и, если чувствуешь, что кипишь от злости, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Это помогает мысленно увидеть происходящее как бы на экране телевизора. Взгляд извне способен резко уменьшить значимость конфликта.
■ Самый действенный способ снизить накал конфликта – реагировать на происходящее с юмором. Нет, это не означает, что нужно смеяться собеседнику в лицо. Попробуй представить его в каком-то комичном положении – например, нарисуй ему в своем воображении слоновьи уши. В общем, отрывайся по полной, но только не озвучивай свои фантазии. Собеседник и так почувствует, что его эмоциональный посыл не достигает адресата. Ты поразишься, как быстро у него иссякнет поток негативных эмоций.
■ Если тебе предъявляют претензии, надо на них ответить. Но лучше взять тайм-аут, для того чтобы не наговорить лишнего самой и дать успокоиться собеседнику. Просто считай до 10 (если понадобится, до 100) и держи паузу. Услышав вопрос: «Что же ты молчишь, сказать нечего?» – спокойно ответь, что не хочешь разговаривать в таком тоне, и физически выйди из конфликтного пространства. Покинь территорию, где происходит диалог, как минимум сделай так, чтобы между тобой и твоим обидчиком было максимально возможное расстояние и количество предметов – столы, стулья, а лучше – стены, дома и улицы.
■ Если чувствуешь, что не справляешься с ситуацией сама, иди к психологу или психотерапевту. И это не признак слабости – ты стремишься изменить отношение к ситуации.
Признай ошибки
Часто ссоры возникают из-за того, что сотрудники не владеют навыками делового общения. Например, ты действительно сделала что-то неправильно, но реакция на это (окрик коллеги) не только побуждает тебя исправить ситуацию, но и вводит в ступор. Лучше всего сделать так: признать, что неправа, а потом, когда твой собеседник успокоится, высказать свое недовольство манерой общения. Бывает, что ты признаешь ошибку, но напоминать о произошедшем не хочется. Тогда твой коллега и дальше будет повышать на тебя голос – и возможно, даже в таких ситуациях, когда ты все сделала правильно.
Не переходи на личности
Конфликты чаще всего основаны на эмоциях. Первоначальная причина конфликта забывается, и вот уже агрессия направлена на тебя как личность, а не на твои ошибки. Как только ты понимаешь, что происходит именно это, немедленно любым способом выходи из диалога, так как это уже не выяснение отношений ради общего блага, а элементарная склока.
Всякий раз, когда тебе не нравится что-то в поведении сослуживца и очень хочется прямо заявить ему об этом, подумай, какой результат ты хочешь получить от общения в действительности? Его помощь, уступку, понимание или тебе просто хочется доказать, что права ты, а не он? Так тебе легче будет найти выход, который устроит обоих.
Освой айкидо
Используй метод психологического айкидо. Начальник говорит о том, что ты разводишь беспорядок на рабочем месте, опаздываешь, не вовремя сдаешь отчет? Налицо типичная конфликтная ситуация. Но ты не оправдывайся, а соглашайся: «Да, на столе беспорядок, не успеваю, и отчеты не сдаю день в день». Как правило, он ждет оправданий, но не согласия с ним. В таком случае повод ругаться с его стороны исчезает, ведь ты с ним полностью согласна. Это и есть айкидо – использование силы противника против него самого, не оказывая активного противодействия. В этой ситуации начальник не будет получать удовольствия от конфликта – ты для него как груша для битья уже неинтересна.
Учись переключать внимание
■ Чтобы отвлечься от негатива, переключи внимание на какое-то конкретное действие – поправь волосы, достань что-нибудь из сумочки.
■ Важно осмысливать свои действия: «Мне нужно достать телефон». Это поможет снять напряжение, и ты постепенно остынешь.
Огонь!
Дай выход эмоциям
Письмо гнева
Напиши письмо ненависти. Писать нужно на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку. Вкладывай в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожги письмо.
Мой руки после ссоры
Ты, наверное, уже слышала, что негатив можно смыть. После неприятного разговора помой руки. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуешь, что едва сдерживаешься от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно набери в рот воды.
У зеркала
Лучший способ совладать с гневом – это высказать свои претензии тому, кто тебя разозлил. Но не всегда можно это сделать в реальности. Выход – обратись к обидчику через зеркало. Проиграй ситуацию, которая тебя вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто тебя задел, выскажи все, что о нем думаешь.
Во весь голос
Тебя упрекают, а ты молча киваешь, хотя тебе хочется ругаться? Это нормально. Только не делай это при всех. Найди место, где тебя никто не услышит, кричи во все горло.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl