Лед на ужин, культ красоты и неравенство: как живет Южная Корея сегодня
С июля по октябрь 2023 года в России проходит проект «Корейский киноквартал». В его рамках можно будет посмотреть уникальное корейское кино, прослушать обучающие лекции и посетить мастер-классы. Наша эксперт Гузель Махортова пообщалась с этнической кореянкой о современных культурных и социальных трендах этой страны.
Я много пишу о психологии жертв и абьюзивных отношениях, поэтому часто смотрю фильмы по этой теме. Так в мою жизнь вошли южнокорейские фильмы с аутентичным киноязыком, отличительными особенностями которого являются культ красоты и эстетизация жестокости. Например, в свое время меня поразил фильм «Китайский квартал» (2015), где изображение взаимных переходов добра и зла так неуловимо осязаемо, что сложно понять, какую цепочку причинно-следственных связей запустит тот или иной поступок героев.
Я открывала для себя Азию постепенно, опосредованно через искусство, аутентичную кухню и психотерапевтические беседы с клиентами. Некоторым из них посчастливилось побывать в Японии и Корее в качестве туристов, а некоторые являются этническими азиатами, проживающими в России.
Так, одна моя клиентка, востоковед по образованию, специально ездила в Японию, чтобы медитировать в саду «отрубленных голов самураев». Под жутковатым на слух названием подразумевается сад камелий. Цветоложе камелий настолько тяжело, что увядания (умирания) как такового у цветка нет. Когда приходит его час, цветок отламывается и с характерным звуком стремительно падает, мягко приземляясь в траве. Падение цветка камелии — метафора мгновенной смерти воина.
Созерцание звуков полета и падения в траву цветов в определенное время года и есть медитация в саду «отрубленных голов самураев»
Иногда в процессе работы с этническими азиатами мне приходилось сталкиваться с вещами не совсем понятного для меня происхождения. Я терялась в догадках, где культурный код нации, а где проблема клиента, с которой нужно работать. И если это проявление национальной особенности, то как экологично ее интегрировать в мультикультурную среду российского мегаполиса.
Мне выпал случай побеседовать с этнической кореянкой, проживающей в России. Анастасия любезно согласилась ответить на интересующие меня вопросы о сходстве и различии национально-культурных кодов России и Южной Кореи. Представляю вам наше интервью.
Г.Х: Анастасия, каковы, на ваш взгляд, культурные коды корейской гендерной идентичности?
Мне сложно сформулировать конкретные культурные коды гендера. С одной стороны, это все еще жесткий патриархат, с другой стороны, влияние феминизма прослеживается в массовой культуре. Могу отметить большое внимание, уделяемое внешности.
С одной стороны, предъявляется огромное количество далеко не всегда реалистичных требований к внешнему виду: так называемый «korean beаuty standart», определяющий то, как должны выглядеть люди. К примеру, рынок мужской продукции для красоты в Азии многократно превышает европейский. Подгонка под стандарты обычно осуществляется с помощью пластической хирургии, которая в Южной Корее очень популярна. С другой стороны, среди молодежи все чаще звучат мнения, что стандарты лишь усложняют жизнь.
Прежде всего к стандартам относятся худоба и бледность. Чрезмерное желание быть худой часто приводит к расстройствам пищевого поведения. Так, например, чтобы соответствовать стандарту худобы некоторые корейские поп-идолы (так называемые айдолы) придерживаются жесточайшей диеты — лед или один банан в день в течение нескольких месяцев. Если учесть, что айдолы имеют огромное влияние на умы молодежи, то можно представить, как диеты такого рода сказываются на пищевом поведении фанатов!
Бледность кожи традиционно считалась признаком принадлежности к высшему сословию. Смуглая кожа ассоциируется с работой крестьян под палящим солнцем в поле. Поэтому современные кореянки используют всевозможные солнцезащитные косметические средства. Стремление кореянок быть бледными со стороны европейцев и россиян может иногда выглядеть абсурдным. Так, чтобы избежать попадания солнечных лучей, кореянки носят хиджабы, огромные кепи или шляпы, патчи даже на улицах.