Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет

АгроинвесторБизнес

Выходы к морю

Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет, но есть внутренние перекосы

Елена Максимова

Фото: Е. Егоров / «Ведомости»

Российские мощности по перевалке зерновых культур оцениваются от 62 млн до 72 млн т. Учитывая, что на экспорт через море в сезоне 2022/23 было отправлено менее 51 млн т, с одной стороны, имеющегося объема достаточно. С другой — бо́льшая часть терминалов сосредоточена на юге, что как минимум накладывает ограничения на географию закупок продукции для вывоза: отправлять пшеницу из Сибири или Поволжья через Черное море экономически не целесообразно. Стране нужны новые перевалочные мощности, в первую очередь на Балтике, что заметно расширило бы экспортный потенциал и облегчило работу трейдерам.

По данным аналитического центра «Русагротранса», общая мощность терминалов для перевалки зерна по состоянию на конец 2022 года составляла в России 62,5 млн т в год, из которых на юг страны приходилось 53 млн т. В сезоне 2022/23 отечественными портами было отгружено 50,8 млн т зерна (в 2021/22 — 33,9 млн т) — это около 80 % общей емкости и вполне оправданно с учетом неравномерной нагрузки на порты в различные месяцы года, изменчивой конъюнктуры, погодных условий и прочего, говорит руководитель центра Игорь Павенский.

Согласно оценке Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России, мощности специализированных морских терминалов для отгрузки зерна из России на начало 2023-го составляли 72 млн т, отмечает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко (см. график на стр. 22). В этом объеме 88 % занимают порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).

Дефицита не наблюдается

Россия способна экспортировать до 70 млн т зерна при использовании всех перевалочных мощностей страны, включая сухопутные погранпереходы, утверждает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Чтобы иметь возможность отгружать еще больше, необходимо достраивать новые терминалы и модернизировать действующие, обращает внимание он. «В перспективе наращивание экспортных отгрузок зерна вполне реально, правда, для этого нужно продолжать увеличивать производство, а чтобы это было возможно, придется отменять экспортные пошлины, поскольку они лишили производителей финансовых ресурсов для расширения посевов», — подчеркивает эксперт.

Дефицита в мощностях для отгрузок зерна на внешние рынки нет, однако есть определенные внутренние перекосы, считает Злочевский. Впрочем, они быстро исправляются рынком. Периодически возникает нехватка терминалов для погрузки в крупнотоннажные суда, что приводит к увеличению перевалки на рейде. «С мелководных портов Азово-Черноморского бассейна продукция отправляется в открытую акваторию на малых судах грузоподъемностью до 7 тыс. т, где переваливается на Panamax, способный перевозить уже до 50–80 тыс. т», — поясняет Злочевский.

Развитие перевалки зерна определяется близостью к ресурсной базе, к странам-покупателям, наличием флота, развитием инфраструктуры (сетью железных и автодорог), перечисляет начальник южного филиала «Центра Агроаналитики» Оксана Щербина. Согласно Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса России, которая была утверждена в 2019 году, номинальные мощности перевалки зерна на экспорт в целом по стране тогда составляли 53,2 млн т, напоминает она. По планам же к 2035-му эта цифра может вырасти до 83,1 млн т, в том числе до 57,4 млн т для портов АЧБ, до 13 млн т — для Балтики и до 10,5 млн т — для Дальнего Востока.

Фото: Krsormovo. nnov.ru

Основной поток зерна традиционно идет через порты АЧБ, подтверждает эксперт. Это связано с меньшими логистическими затратами по доставке грузов до конечного покупателя. «Большая доля российского зерна ́ уходит в страны Африки, Персидского залива и в Турцию, что делает южные порты более конкурентоспособными по сравнению с другими, — объясняет она. — А высокие урожаи Краснодарского края, Ростовской области, кавказских и близлежащих регионов Центральной России позволяют оперативно реагировать на изменение мировых цен и не испытывать существенных сложностей с вывозом».

«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) осуществляет отгрузку зерна на экспорт через собственные портовые активы, основным из которых является «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) — крупнейший глубоководный зерновой терминал в акватории АЧБ. По итогам сезона 2022/23 через НКХП было перевалено 6,4 млн т зерна, что сопоставимо с рекордным показателем 2020/21-го, когда объемы достигли 6,5 млн т. В текущем году максимально в месяц НКХП отправлял за рубеж 742 тыс. т в январе и 719 тыс. т в марте. При этом терминал осуществляет отгрузку зерновых культур на экспорт не только для ОЗК. В завершившемся сезоне услугами предприятия воспользовались более 10 экспортеров российского зерна, сообщает представитель компании.

Новый терминал на Балтике

В ближайшие годы мощности зерновых портовых терминалов в России превысят 80 млн т, прогнозирует Владимир Петриченко. Произойдет это благодаря реализации новых проектов. В апреле 2023-го компания «Порт Высоцкий» запустила мощности по перевалке зерна на Балтике в Ленинградской области на 4 млн т/год. Проект был реализован в рамках Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года». Емкость накопления терминала — 240 тыс. т, станция разгрузки позволяет принимать до 220 вагонов в сутки. Объем инвестиций составил около 5,5 млрд руб. Навигация из порта осуществляется круглогодично, рассказал член совета директоров УК «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин в ходе Балтийской зерновой ассамблеи, прошедшей в Санкт-Петербурге в июле.

По информации Центра оценки качества зерна, на 30 июня через терминал на экспорт было отправлено 140 тыс. т зерновых культур, в том числе 64 тыс. т ушло в Тунис, 27 тыс. т — в Турцию, 26 тыс. т — в Италию и 22 тыс. т — в Китай. В совокупности за три месяца из порта на внешние рынки отправлено шесть сухогрузов. «Инвестору удалось за три года построить огромный терминал с нуля и уже вывезти через него казахстанское и сибирское зерно — это, я считаю, подвиг! — восхищается Петриченко. — Спрос на отгрузки из “Порта Высоцкий” очень активный: люди действительно хотят контрактоваться на вывоз продукции этим путем». По словам эксперта, экспортировать зерно через данный терминал будет удобнее, чем через черноморские, всем поставщикам из Сибири, Казахстана, Верхнего Поволжья, средней полосы страны. «Грубо говоря, если нарисовать линию от Брянска через Орел, Липецк, Тамбов, Рязань, Пензу, то тем регионам, которые находятся севернее нее, будет выгоднее работать через терминал в Высоцке, чем через южные порты», — уточняет он.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

События года События года

Что случилось в АПК-отрасли за 2024 год?

Агроинвестор
От «Энеиды» до «Лавины»: любимые книги миллиардеров От «Энеиды» до «Лавины»: любимые книги миллиардеров

Бизнесмены, помимо книг об инвестициях , также читают художественную литературу

Forbes
Когда наши поезда поедут с высокой скоростью Когда наши поезда поедут с высокой скоростью

Российский скоростной поезд: как создают технику для высокоскоростной магистрали

Монокль
Психолог, юрист, убежище: как в Нижнем Новгороде помогают пострадавшим женщинам Психолог, юрист, убежище: как в Нижнем Новгороде помогают пострадавшим женщинам

Как женщины в регионах объединяются и сами помогают друг другу?

Forbes
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту

Как гендерное равенство меняет тревел-индустрию?

Forbes
«Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты «Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты

Зачем делать действующие предприятия площадками для современного искусства

Forbes
«Как кошка с собакой»: как заставить питомцев подружиться «Как кошка с собакой»: как заставить питомцев подружиться

Как заставить питомцев ужиться на одной территории и даже поладить друг с другом

ТехИнсайдер
Особенности национальной пластики Особенности национальной пластики

Что чаще всего просят у пластического хирурга девушки из разных стран?

Лиза
Ирина Паутова Ирина Паутова

Ирина Паутова отвечает за тургеневские тяготы Зендеи и Кирана Калкина

Собака.ru
12 фильмов Венецианского кинофестиваля 12 фильмов Венецианского кинофестиваля

Старейший в мире Венецианский кинофестиваль в этом году проводится в 80-й раз

Weekend
Малахитовая шкатулка Малахитовая шкатулка

Интерьер вдохновлен мечтой заказчиков увидеть дом в образе «малахитовой сказки»

SALON-Interior
«Сердце тьмы». О чем писал Джозеф Конрад «Сердце тьмы». О чем писал Джозеф Конрад

Чему посвящена повесть Конрада «Сердце тьмы»

СНОБ
Липоскульптурирование живота — в чем его опасность? Рассказывает хирург Липоскульптурирование живота — в чем его опасность? Рассказывает хирург

В липоскульптурирование , как говорится, все не так однозначно

VOICE
Я — сноб: продюсер Софья Митрофанова Я — сноб: продюсер Софья Митрофанова

Продюсер Софья Митрофанова рассказала о новых проектах

СНОБ
Все по плану Все по плану

Каковы шансы на успех, если вы задумались об искусственном оплодотворении

Собака.ru
Я — сноб: композитор Никола Мельников Я — сноб: композитор Никола Мельников

Неоклассик Никола Мельников — о любви к творчеству Сергея Рахманинова

СНОБ
Почему новый Land Cruiser добьётся успеха там, где потерпел неудачу FJ Cruiser Почему новый Land Cruiser добьётся успеха там, где потерпел неудачу FJ Cruiser

Почему FJ Cruiser потерпел неудачу?

4x4 Club
Трагические события: как они влияют на психику и что помогает их пережить — 3 практики Трагические события: как они влияют на психику и что помогает их пережить — 3 практики

Что отличает травматичные и стрессовые ситуации? Как они влияют на нас?

Psychologies
Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности

Аутизм можно рассматривать как человеческую «изменчивость», а не как заболевание

ТехИнсайдер
Что ждет мир после ядерной войны: какими будут реальные последствия атомной бомбардировки Что ждет мир после ядерной войны: какими будут реальные последствия атомной бомбардировки

Каким будет мир, покрытый радиоактивными осадками?

ТехИнсайдер
«Идти таким же путем никому не советую»: как за время декрета я стала стоковым иллюстратором «Идти таким же путем никому не советую»: как за время декрета я стала стоковым иллюстратором

Как Екатерина в 30 лет бросила работу инженером и стала иллюстратором?

VOICE
Архетип Кена: что можно узнать о мужской психологии из фильма «Барби» Архетип Кена: что можно узнать о мужской психологии из фильма «Барби»

То, каким его показали, многое говорит о психологии реальных Кенов — мужчин

Psychologies
Изменяя сознание Изменяя сознание

Цель стажировки в ресторане Modus — кардинально изменить себя

Bones
Самая нетипичная футбольная звезда: Буффон прощается с футболом в 45 лет Самая нетипичная футбольная звезда: Буффон прощается с футболом в 45 лет

Удивительные истории из жизни итальянского Супермена

Forbes
Гении места: история создания альбома Straight Outta Compton американской хип-хоп группы N.W.A Гении места: история создания альбома Straight Outta Compton американской хип-хоп группы N.W.A

Как шестеро разгневанных мужчин поставили на уши всю Америку

Правила жизни
Холодное пиво в жару: пить или не пить Холодное пиво в жару: пить или не пить

Пиво и жара рождены друг для друга! Разбираемся, полезно такое сочетание или нет

Maxim
Смерть любимого, потеря ребенка, вражда с Дарьей Мороз: сложная жизнь Виктории Исаковой Смерть любимого, потеря ребенка, вражда с Дарьей Мороз: сложная жизнь Виктории Исаковой

В жизни Виктории Исаковой были свои трагедии

VOICE
Бокал за ужином не повредит: что такое высокофункциональный алкоголизм Бокал за ужином не повредит: что такое высокофункциональный алкоголизм

Что такое высокофункциональный алкоголизм и где его грань

Forbes
Малоизвестные детали спортивной карьеры Джейсона Стейтема: ездил в Москву, мечтал об Олимпиаде Малоизвестные детали спортивной карьеры Джейсона Стейтема: ездил в Москву, мечтал об Олимпиаде

Автор множества выдуманных цитат был вполне реальным прыгуном в воду

Maxim
Открыть в приложении