Как пытались получить доказательства в пользу населённости соседних планет

Наука и жизньИстория

Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Антон Первушин

Падение болида посреди сельской местности. Иллюстрация Луи Пуайе из журнала Камиля Фламмариона «L’Astronomie». 1883 год.

В конце ХIХ века участники дискуссии о возможной обитаемости космоса определились с принципиальными позициями. Одни говорили, что Земля уникальна, а появление на ней жизни предопределили особые природные условия; другие уверяли, что законы Вселенной способствуют возникновению жизни в любом подходящем месте, поэтому инопланетян должно быть достаточно много и некоторые из них превзошли человечество по уровню развития. Бесконечный спор могли разрешить только прямые научные доказательства в пользу населённости или, наоборот, стерильности соседних планет. Однако с их получением возникла серьёзная проблема.

VIII. Семена жизни

Космическая философия

С ростом научных знаний обсуждение проблематики инопланетной жизни становилось всё более причудливым и разнообразным. В частности, появилась так называемая космическая философия — ещё одна версия космизма (то есть учения о единстве человека и космоса на фундаментальном уровне бытия). Конечно, некоторые её положения можно отыскать и в трудах античных мыслителей, и в высказываниях Джордано Бруно, и в полемике прогрессивных теологов, однако наконец-то она отталкивалась не от общих соображений, а от передовых открытий и теорий.

Основополагающим трудом для нового мировоззрения стал двухтомник гарвардского философа и историка Джона Фиске «Черты космической философии, основанной на учении об эволюции» (Outlines of Cosmic Philosophy Based on the Doctrine of Evolution, 1874). Автор называл современный ему космизм высшей стадией развития философии: «Слово “Cosmos” [Космос], в силу своей этимологии и строгого научного употребления, является противоположным коррелятивом [то есть превращением звуков в разных словах с одним корнем] слову “Chaos” [Хаос]. Оно обозначает всю феноменальную вселенную; оно означает упорядоченное единообразие природы и отрицание чуда или постороннего вмешательство любого рода... Хотя они [прежние философы] стремились объяснить вселенную явлений, их объяснения были не чисто космическими, а в большей или меньшей степени антропоморфными. Вместо того чтобы ограничиться интерпретацией единообразия сосуществования и порядка, открытого наукой, они прибегли к непроверяемым гипотезам, касающимся сверхъестественных существ и оккультных сущностей, и таким образом усложнили концепцию Космоса концепцией антропоморфных сил, которые являются внекосмическими. Мы видели, что процесс научного обобщения, лежащий в основе развития философии от эпохи к эпохе, характеризуется не устранением этих факторов, а их интеграцией в единую Силу, с которой снимаются антропоморфные атрибуты и которая рассматривается как выявленная в Космосе и через него».

Джон Фиске (1842—1901), при рождении — Эдмунд Фиске Грин, американский философ и историк; закончил Гарвардскую юридическую школу и работал адвокатом; с 1861 года публиковал свои статьи и эссе в массовых изданиях; выступал с лекциями по американской истории в США и Великобритании; занимался философской интерпретацией теории эволюции Чарльза Дарвина и доказал, что естественный отбор больше не распространяется на человека. Фотоснимок неизвестного автора. 1867 год. Из книги: The Life and Letters of John Fiske in Two Volumes. Volume I. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1917.

Что касается обитаемости конкретных небесных тел, то Фиске практиковал эволюционный подход. Вот что он писал о Луне: «Из теории естественного отбора следует справедливый вывод, что на малой планете, по-видимому, развитие жизни будет происходить медленнее, менее насыщенно и разнообразно, чем на большой планете. Таким образом, в целом кажется маловероятным, что Луна когда-либо могла дать начало организмам, стоящим почти так же высоко по шкале жизни, как человеческие существа. Задолго до того, как она смогла бы достичь чего-либо подобного в какой-то момент, её поверхность, скорее всего, стала непригодной для обитания организмов, дышащих воздухом». При этом Фиске полагал, что самой подходящей для жизни планетой, кроме Земли, можно считать Марс.

Сторонником космической философии стал американский геолог и плодовитый популяризатор науки Александр Уинчелл из Мичиганского университета. В брошюре «Геология звёзд» (The Geology of the Stars, 1874) он сообщал: «По закону природы, любая система совершенствуется в процессе эволюции… Наша Земля достигла определённой стадии развития: в эту эпоху она стала пригодной для жизни. Предполагается, что её нынешнее состояние сохраняется с незапамятных времён, и в это верили древние и некоторые современные люди. Наблюдения, однако, показывают, что она тоже меняется, что история продолжается... Но ещё мы узнаём, что наша Земля в целом — всего лишь одна в ряду планет; что у этих планет была общая история; что до того, как они стали планетами, они переживали существование в виде, который представлен сегодня Солнцем; что, вероятно, в какую-то отдалённую эпоху, в вечности прошлого, все солнца пребывали в состоянии, примером которого служат далёкие туманности; и мы узнаём, что все эти стадии являются также фазами истории нашего мира».

Рассматривая небесные тела с точки зрения эволюционизма (не столько биологического, сколько общекосмического), Уинчелл приходил к выводу, что Луна когда-то была частью Земли, но после отделения и остывания превратилась в «ископаемый мир, древний пепел, подвешенный в небесах». Марс, напротив, кажется ещё пригодным для жизни, но поскольку «никаких надёжных признаков растительности» на его поверхности не обнаружено, то нет и повода уверенно говорить, что он в настоящее время населён. Юпитер представляет «картину эпохи, давно оставшейся в прошлом Земли», а Сатурн в геологическом отношении ещё меньше развит. Затем Уинчелл распространял тот же принцип на звёзды, заявляя, что разнообразие в их спектрах указывает на разный возраст светил: они могут быть старше Солнца или младше. Подводя итог, он писал: «Каждая фаза развития материи, наблюдаемая во Вселенной, является переходной. Различные фазы имеют историческую связь друг с другом. Эти состояния материи прогрессируют; мы можем проследить их в обратном направлении — вплоть до самого раннего состояния, за пределами которого мы не знаем никакой возможной формы существования материи... Наконец, будущее организации космоса так же имеет чёткие черты, как и её прошлое. Существует конечная цель, к которой стремится вся космическая материя». Таким образом, в интерпретации американского геолога эволюционный процесс бесконечного космоса становится бесконечным во времени: от немыслимой древности, когда ещё не было материи, до неопределённого будущего, о котором пока сложно что-либо сказать.

Саймон Ньюком (1835—1909), канадско-американский астроном, математик, эрудит-самоучка; свободно владел несколькими языками; написал несколько научно-популярных книг и научно-фантастический роман «Мудрость — вот защитник»; занимался стандартизацией астрономических констант; измерил скорость света с наибольшей для того времени точностью; занимал посты президента Американского математического общества с 1897 по 1898 год и президента Американского астрономического общества с 1899 по 1905 год. Фотопортрет сделан фирмой Harris & Ewing между 1905 и 1909 годом. Из коллекции Библио-теки Конгресса США.

Впрочем, у Фиске и Уинчелла вскоре появились оппоненты — антропокосмисты, отстаивавшие идею уникальности Земли и человека. Среди них — канадско-американский астроном Саймон Ньюком (Ньюкомб), скептицизм которого к спекулятивным теориям был столь велик, что он вошёл в историю не своими достижениями на профессиональном поприще, а заявлением о невозможности построения летательных аппаратов тяжелее воздуха, которое сделал в октябре 1903 года — за два месяца до триумфального полёта братьев Райт. В книгу «Популярная астрономия» (Popular Astronomy, 1878), которая выдержала множество изданий на основных европейских языках, он вставил небольшой, но ёмкий раздел «Множественность миров» (The Plurality of Worlds), в котором сформулировал свою позицию: «Многие образованные люди рассматривают обнаружение свидетельств жизни в других мирах как величайшую конечную цель телескопических исследований. Поэтому крайним разочарованием будет узнать, что получение каких-либо прямых доказательств существования такой жизни кажется совершенно безнадёжным делом — настолько, что оно почти перестало занимать внимание астрономов». Всё же, отмечал Ньюком, сама тема волнует публику, которая будет продолжать задавать вопросы, и учёные могут отвечать на них, не выходя за пределы имеющихся знаний. Скажем, наблюдения звёзд и туманностей показывают, что солнцеподобие не слишком распространено в космосе, поэтому «свиты планет, вращающихся по круговым орбитам, могут быть скорее редкими исключениями, чем правилом». На ближайших небесных телах не видно свидетельств обитаемости, исключением выглядит Марс, который «имеет все признаки сходства с нашей Землёй во многих деталях». На основании изложенного астроном приходил к неутешительному умозаключению: «Принимая во внимание огромное разнообразие [природных] условий, которые, вероятно, преобладают во Вселенной, только в нескольких благоприятных местах нам следует ожидать найти какое-то интересное развитие жизни».

Внешний вид Земли и Марса. Литография Жозефа Лемерсье из семнадцатого издания книги Камиля Фламмариона «Множественность обитаемых миров». 1872 год.

Примирить стороны попытался американский ботаник и палеонтолог Лестер Уорд в статье «Социология и космология» (Sociology and Cosmology, 1895), которая позднее стала главой книги «Основы социологии» (Outlines of Sociology, 1898). Он предложил отказаться от противопоставления направлений в космической философии, заменив их мелиоризмом (воззрение, признающее реальность идеи прогресса как ведущей к совершенствованию мира). Согласно Уорду, Вселенную нужно рассматривать как «неразумную и пассивную», сама она — «в определённом смысле случайная». Соответственно, земная жизнь — тоже «случайность» или «совпадение ряда случайностей». Уорд признавал — такой взгляд на Вселенную выглядит пессимистичным, но тут же старался убедить читателя, что в нём есть и повод для оптимизма: «[Знание] научило нас открывать глаза, смотреть фактам в лицо, не прислушиваться к пению сирен, видеть и смело принимать истину о положении человека и его отношениях со Вселенной... Попытавшись нарисовать картину, соответствующую действительности, давайте теперь зададимся вопросом, какой урок мы должны извлечь из её тщательного изучения. Первый и самый элементарный вывод из этого урока заключается в том, что сама случайность, из которой проистекает положение вещей, возлагает на человечество величайшие надежды; что никакие другие условия не могли бы дать такого основания для надежды; что противоположный или оптимистический взгляд, будь он истинным, действительно привёл бы к отчаянию... Второй вывод... заключается в том, что поскольку вся природа — область строгого закона, абсолютной беспристрастности и лишена каких-либо моральных качеств и всякого интеллекта, человек может надеяться извлечь из неё свою выгоду или сформировать свою судьбу».

Лестер Франк Уорд (1841—1913), американский ботаник, палеонтолог и социолог; получил юридическое образование, но никогда не занимался практикой, став сотрудником Геологической службы США; увлёкся социологией и политологией, написал множество работ в защиту демократических принципов и равноправия, был сторонником концепции государства всеобщего благоденствия, в Гражданской войне участвовал на стороне «северян», трижды был ранен; в 1905 году стал первым президентом Американского социологического общества (ассоциации). Фотопортрет сделан неизвестным автором. Дата не определена. Из коллекции Американ-ской социологической ассоциации. Источник: asanet.org

Уорд призывал изучать и осваивать Вселенную такой, какая она есть, а не заниматься бесплодным фантазированием: «Никакое знание о чём-либо не может быть получено путём спекуляций, и наше единственное знание должно опираться на исследование фактов, которые находятся в пределах досягаемости... Впрочем, это не должно препятствовать обсуждению гипотез. Они — прожекторы науки. Но их использование требует должной осторожности, и гипотезу не следует путать с тезисом».

Признавая принципиальную возможность распространённости жизни во Вселенной, Лестер Уорд допускал, что та может быть и совершенно мертва, а это открывает человечеству практически безграничное поле для деятельности в её познании и преобразовании.

Гости из космоса

Ключевой проблемой, решение которой раз и навсегда ответило бы на вопрос о существовании инопланетян, оставалось получение образцов с поверхности небесных тел. До начала эпохи практической космонавтики было ещё далеко, но идея общей эволюции и взаимосвязанности всех частей Вселенной подтолкнула учёных к поиску необходимых доказательств… внутри метеоритов, периодически прилетающих из внеземного пространства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Писаная красота Писаная красота

Византийское «наследство» в виде письменности

Дилетант
Правильные путешествия: что делать, где есть и пить в Белграде Правильные путешествия: что делать, где есть и пить в Белграде

Белград: где есть плескавицу, пить ракию, где гулять и что смотреть

Правила жизни
Масса за горизонтом событий Масса за горизонтом событий

О том, как удалось обнаружить и «взвесить» одну из сверхмассивных чёрных дыр

Наука и жизнь
«Станьте исследователем»: как снова полюбить партнера после измены «Станьте исследователем»: как снова полюбить партнера после измены

Супружеская неверность совсем не обязательно означает конец брака

Psychologies
За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие) За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие)

Задачи, которые стояли перед «Луной-25», никуда не делись. Их придётся решать

Наука и жизнь
Водителя четырежды ошибочно лишили прав. Он узнал об этом на «Госуслугах» Водителя четырежды ошибочно лишили прав. Он узнал об этом на «Госуслугах»

Водитель узнал, что уже четыре раза подряд лишен водительского удостоверения

РБК
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
Эта привычка может спасти жизнь в путешествии: делай это каждый час, как рекомендуют врачи Эта привычка может спасти жизнь в путешествии: делай это каждый час, как рекомендуют врачи

Обязательно делай это, если едешь в автомобиле на большое расстояние

VOICE
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Путь повара Путь повара

Как шеф-повар Андрей Жданов строил свою карьеру

Bones
Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Зачем кузнечику сабля? Зачем кузнечику сабля?

Как спрятать кладку, когда даже закопать её не можешь?

Наука и жизнь
Камеры стреляют водителям в спину: кого ждут штрафы после такой фиксации Камеры стреляют водителям в спину: кого ждут штрафы после такой фиксации

Операторы показали примеры штрафов ГИБДД с работающих в спину камер

РБК
Вред алкоголя: 6 причин отказаться от спиртных напитков Вред алкоголя: 6 причин отказаться от спиртных напитков

Алкоголь безопасен в малых дозах? Почему есть смысл отказаться от него насовсем?

РБК
Самцы партеногенетических палочников оказались бесплодными Самцы партеногенетических палочников оказались бесплодными

Мужские особи палочников бесплодны из-за нарушенного сперматогенеза

N+1
Чем опасен запрет на эмоции для женщин и как нам разрешить себе радоваться и злиться Чем опасен запрет на эмоции для женщин и как нам разрешить себе радоваться и злиться

Почему женщины, подавляющие эмоции, в опасности?

Forbes
Война, любовь и ретро-детектив: пять лучших книжных новинок лета Война, любовь и ретро-детектив: пять лучших книжных новинок лета

В последний летний месяц еще можно успеть взять большой роман и прочитать его

Forbes
«В истинной женщине очень много огня» «В истинной женщине очень много огня»

Ксения Суркова о женской силе, съемках и выброшенных из окон стульях

OK!
Планы на будущее Планы на будущее

Детские комнаты создаются на вырост: с помощью дизайна они развлекают

SALON-Interior
Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое

Арендаторы почувствовали свою власть и навязывают невыгодные условия

Forbes
Напуганные долларом: кто взвинтил спрос на московские новостройки Напуганные долларом: кто взвинтил спрос на московские новостройки

Продажи в новостройках Москва сильно выросли и в сравнении с прошлым годом

Forbes
Большинство мужчин тшинецкого культурного круга унаследовали Y-хромосому от европейских охотников-собиратей Большинство мужчин тшинецкого культурного круга унаследовали Y-хромосому от европейских охотников-собиратей

Для общин тшинецкого культурного круга была характерна патрилокальность

N+1
Как российским брендам завоевать зарубежные рынки и стоит ли это делать Как российским брендам завоевать зарубежные рынки и стоит ли это делать

Участники разговора обсудили положение креативных индустрий России

СНОБ
Железная логика: почему промышленники против оборотных штрафов за утечки данных Железная логика: почему промышленники против оборотных штрафов за утечки данных

Сталевары выступили с критикой ведения оборотных штрафов за утечки данных

Forbes
«Отец ядерной бомбы»: 7 малоизвестных фактов о Роберте Оппенгеймере «Отец ядерной бомбы»: 7 малоизвестных фактов о Роберте Оппенгеймере

Какой жизнью жил Роберт Оппенгеймер и о чем больше всего жалел в её конце?

СНОБ
Ясный взгляд Ясный взгляд

Избавляемся от мешков и темных кругов: 7 шагов

Лиза
«Кишечник и мозг» «Кишечник и мозг»

Как кишечные бактерии исцеляют и защищают ваш мозг

N+1
Баня на полюсе Баня на полюсе

Сергей Беляев о том, как этим летом парил китайских туристов на Северном полюсе

Отдых в России
«Это огромный ущерб самооценке»: что делать, если мучает чувство вины «Это огромный ущерб самооценке»: что делать, если мучает чувство вины

Советы для тех, кому постоянное чувство вины знакомо не понаслышке

Psychologies
«Дикая птица и культурный человек» «Дикая птица и культурный человек»

Гага обыкновенная и человек разумный: четырнадцать веков взаимоотношений

N+1
Открыть в приложении