Популярная механикаСтиль жизни
Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9
«Всплыть не получится: над головой 50-сантиметровый слой льда. Чуть замешкался, нахлебался воды — рефлекторная остановка дыхания и, возможно, остановка сердца», — подбадривает инструктор перед погружением. Я уже никуда не хочу, ни на какую выставку, скорее бы сесть в машину и уехать обратно в Мурманск. Но это временная паника, любопытство берет свое, ключи остаются в Mazda CX-9, а я покорно сажусь в сани, запряженные в снегоход, и отправляюсь по льду к майне.
Теперь понятно, почему это море - Белое: куда ни взгляни, повсюду ослепительный лед, очертания водоему придает лишь лесополоса, да и то со стороны берега, а впереди куда хватает взгляда — лишь небо, затянутое грязновато-белыми облаками, и белесая ледяная поверхность, сходящиеся на горизонте. В паре километров от берега возле небольшого островка стоят вагонетки на полозьях, из них валит дым, даже туалет есть. Так выглядит экспозиция подледных фотографий Виктора Лягушкина сверху.
О рукотворных достопримечательностях в морях и океанах сейчас много где пишут. Недавно в Греции открылась фотовыставка работ Василиса Каркацелиса под водой, недалеко от Канкуна в Мексике действует подводный музей, а уж ресторанов и отелей с рыбами за окном по всему миру и вовсе не счесть. Но чтобы снимки находились не только под водой, но и подо льдом - такое произошло впервые, и вдвойне приятно, что в России.
Мы едем, едем, едем на "Полярный круг"
Туристический центр ""Полярный круг" расположен на карельском берегу Белого моря. От Москвы — 1600 км, от Питера — примерно 1100 км. Я попал на базу из Мурманска и проехал примерно 380 км на обновленном кроссовере Mazda CX-9. Японская компания организовала в этих краях тест-драйв, и для нас это отличный способ оседлать сразу двух зайцев. Кроме того, "девятка" - машина большая, просторная и комфортная, а внутри — куча всевозможных фишек. Так и хочется заполнить семиместный салон близкими, чтобы разделить с ними эмоции от мощных пейзажей за окном.
Вернемся на лед. Выставка расположена возле острова. Лед около него неподвижный, а вот на склонах лежат льдины, которые каждый день всплывают во время прилива и укладываются обратно во время отлива. Появляются трещины и торосы - места, где камни разбивают лед. Торосы увеличиваются всю зиму и под конец сезона вырастают выше человека. Ходить по льду нужно аккуратно — легко оступиться и сломать ногу в лунке. Не рыбацкой, а той, которую вырыли тюлени для дыхания.
Автор первой в истории человечества подледной экспозиции фотографий — настоящий мастер своего дела. Делать фото под водой непросто и с технической, и с художественной точек зрения. Виктор вообще один из лучших фотографов закрытых объемов: он, например, классно снимает пещеры и людей в них, для чего нужна особая техника и навыки. Но одно дело работать на воздухе, другое — в морской пучине. Во-первых, нужно правильно выставить главный свет, ровно за объектом, коим обычно является дайвер. Только с помощью света можно показать всю красоту пространства вокруг. Во-вторых, надо правильно расставить другие вспышки, выбрать место, проложить кабели и так далее, и тому подобное. А теперь вспомните, что все это происходит не просто под водой, а еще и подо льдом, когда температура вокруг отрицательная! В общем Лягушкин на таких кадрах, как говорится, тюленя съел, за что и получает теперь награду за наградой на разных фотоконкурсах.
Фотографии развешаны под водой на обычных веревках, "продетых" через лед и закрепленных на поверхности. Чтобы они не растворились в соленой воде, применена ультрафиолетовая печать на пластике. Ни освещения, ни буфета с коньяком, а вместо гида - дайвер-страховщик.