Кремлев против МОК: как российский менеджер спровоцировал раскол мирового бокса
Международная ассоциация бокса (IBA) — самая проблемная и конфликтная организация в олимпийской семье. Международный олимпийский комитет (МОК) уже лишил IBA права проводить квалификацию и соревнования на Олимпиаде из-за долгов, несправедливого судейства и неоднозначных руководителей в ее главе. А теперь и вовсе может возникнуть еще одна международная федерация, управляющая любительским боксом. Forbes.Спорт рассказывает, чем IBA так не нравится комитету и как российский чиновник стал причиной раскола мирового бокса.
Как МОК разлюбил AIBA
В ноябре 2018 года у Международной федерации любительского бокса (AIBA) начались серьезные проблемы: в отношении организации завели дело, которое через год лишило организацию права проводить квалификационные турниры к Олимпиадам. Инициатором расследования стал Международный олимпийский комитет (МОК) — сослались на отчет AIBA о проделанной работе. Обеспокоенность вызвали корпоративное и финансовое управление, а также судейство и этика.
Проблемы с судейством в любительском боксе начались еще ранее — о них открыто заговорили после Олимпиады-2004 в Афинах. Тогда же МОК выделил AIBA $9 млн на их устранение, но через год выплаты заморозил — как объясняла пресс-секретарь МОК Жизель Дэвис, руководство федерации не предприняло никаких шагов к решению задачи необъективного судейства, поэтому от AIBA ждали четкого плана действий. Пока ждали, в любительском боксе накопились другие проблемы.
В первую очередь — финансовые. Тайванцу Чинг-Куо Ву, который возглавлял AIBA с 2006 по 2017 год, на заседании исполкома организации в Москве выразили вотум недоверия как раз из-за серьезной нехватки денег и нарушений бухгалтерского учета. Ву обвинения отверг и на предложение уйти по собственному желанию ответил отказом. Начался долгий судебный процесс, который все-таки привел к тому, что в октябре 2018 года AIBA пожизненно запретила Ву заниматься любительским боксом за грубую халатность и неэффективное управление делами и финансами организации.
AIBA стояла на пороге банкротства — инвесторы потребовали от федерации немедленно выплатить миллионы долларов по кредитам, которых у любительского бокса не оказалось. На спасение AIBA пришел Гафур Рахимов, входивший в исполком организации с 1998 года. Вопреки рекомендациям МОК, который просил бизнесмена из Узбекистана не избираться на пост президента AIBA из-за того, что тот находился под санкциями Министерства финансов США, в ноябре 2018-го Рахимова поддержали 86 делегатов из 137. По версии Вашингтона, Рахимов являлся одним из лидеров узбекской организованной преступности, специализирующейся на организованном производстве наркотиков в Центральной Азии. Рахимов свою связь с криминальным миром опровергал и в 2018-м начал судебный процесс против Минфина США, добиваясь исключения своего имени из санкционного списка.
МОК осудил назначение Рахимова президентом AIBA и пригрозил исключением любительского бокса из программы Олимпиады. Чиновник пообещал, что если это случится, то он добровольно покинет организацию. На тот момент МОК уже пошел на беспрецедентные меры: у федерации отобрали право проводить квалификационные соревнования, на которых проходил отбор к Олимпийским играм 2020 года в Токио, и заморозил все финансовые выплаты AIBA.
В марте 2019 года Рахимов временно покинул организацию — теперь уже и внутри ассоциации его обвиняли в «доведении AIBA до банкротства и обмане всего боксерского сообщества». В июне того же года бизнесмен окончательно оставил свой пост и на несколько лет пропал из новостных сводок.
Как Кремлев погасил все долги
Хотя назначение Рахимова главой AIBA и создало для организации массу дополнительных проблем, но при его правлении удалось добиться списания просроченных долгов в размере порядка $40 млн долларов. Угроза банкротства отступила. Как отмечал глава МОК Томас Бах, AIBA плотно сотрудничала с комиссией по расследованию, что сохраняло шансы на ее возвращение в олимпийскую семью.
Тем не менее, AIBA продолжала оставаться непризнанной МОК федерацией и самой проблемной среди всех спортивных структур — Рахимов хоть и погасил большую часть долгов, но, по информации портала Inside The Games, еще около $20 млн долгов оставались неоплаченными. Ассоциации был нужен новый руководитель: желательно с авторитетом и опытом работы — такой нашелся в России.
В октябре 2020 года генеральный секретарь Федерации бокса России (ФБР) Умар Кремлев заявил, что «не может просто смотреть на то, что происходит в ассоциации, и намерен вернуть AIBA величие». Под руководством чиновника ФБР была признана Европейской боксерской конфедерацией (EUBC) лучшим национальным органом, а сам он принимал участие в организации масштабных боксерских мероприятий типа Всемирной боксерской суперсерии. В ноябре 2018-го Умар Назарович стал первым россиянином, который вошел в состав исполкома AIBA, а в феврале следующего года возглавил комиссию организации по маркетингу.
12 декабря 2020-го ассоциация провела онлайн-выборы, на которых Кремлева, чья предвыборная программа шла под лозунгом Make AIBA Great Again, утвердили новым президентом. Россиянин набрал 86 голосов, его ближайший конкурент голландец Борис ван дер Ворст — 57.
Кремлев сразу после выборов пообещал погасить долги организации за шесть месяцев, за два года привлечь 50 миллионов долларов для восстановления и развития AIBA, а также предоставлять ежегодное финансирование национальным федерациям в размере $2 млн и создавать академии бокса на каждом континенте. Россиянин отказался от зарплаты в интересах спортсменов и восстановления AIBA.
«Это тот минимум, который потребуется для того, чтобы началось развитие AIBA, восстановление. За два года вы увидите самую чистую и прозрачную боксерскую федерацию», — заявлял Кремлев.
Российский функционер не сомневался — его план сработает, и МОК ничего не останется как восстановить AIBA в правах. Для того, чтобы вернуть Ассоциации право проводить отбор к Олимпиаде в Токио уже было поздно, так что своей целью Кремлев назвал Олимпиаду-2024 в Париже. Работа закипела: в августе 2021-го россиянин сообщил, что организация погасила все долги за счет маркетинга.
«Благодаря нашим спонсорам погашены все долги. При этом мы продолжаем активную работу по приглашению новых спонсоров. У нас идет работа по налаживанию отношений с МОК. Мы проводим необходимые реформы, следуем всем рекомендациям. С учетом нашей работы (по восстановлению), привлечения независимых экспертов, уверен, что к AIBA не будет никаких вопросов. Уверен, что у AIBA великолепное будущее, потому что организацией управляют именно боксеры», — радовался Кремлев.