Какую задачу решают власти, устраивая массовые гонения на деятелей культуры?

ForbesКультура

Режиссер Александр Сокуров — Forbes: «Режимное государство нуждается в гениях»

Наталья Сиверина

Александр Сокуров (Фото EPA / FABIO CIMAGLIA ITALY OUT / ТАСС)

Александр Сокуров — кинорежиссер, педагог, народный артист России. По решению Европейской киноакадемии его имя внесено в список 100 лучших режиссеров мира. В интервью Forbes Life Сокуров рассказал, какую стратегическую задачу решают власти, устраивая массовые гонения на выдающихся деятелей культуры, и что сама культура может противопоставить политике.

Сокуров — создатель авторского киноязыка на стыке документальности и художественного преображения реальности, где исследуется тема человека и его судьбы. Пятикратный участник программы Каннского фестиваля, восьмикратный лауреат премии ФИПРЕССИ, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст», лауреат двух премий «Ника» («Фауст», «Русский ковчег»), трижды лауреат премии ТЭФИ.

В 2011 году Александр Сокуров набрал режиссерскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете. Фильмы выпускников мастерской — Кантемира Балагова, Киры Коваленко, Александра Золотухина, Владимира Битокова и Малики Мусаевой — отмечены наградами российских и международных кинофестивалей. Так, на фестивале в Каннах в 2019 году Кантемир Балагов, создатель фильма «Дылда», получил приз за режиссуру в секции «Особый взгляд».

Отдельной строкой в творчестве Сокурова стоит тема больших музеев, помимо фильмов («Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, и «Франкофония», посвященная Лувру), Сокуров совместно с Эрмитажем создал инсталляцию «Lc. 15.11-32», посвященную «Блудному сыну» Рембрандта, показанную на Венецианской биеннале в 2019 году, а затем — в Главном штабе. Эрмитажа. Сокуров — член Комиссии по культуре и искусству при президенте Российской Федерации, член Комиссии по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга. Лауреат премии Всероссийского общества защиты памятников культуры в номинации «Подвиг», член попечительского совета Государственного Эрмитажа.

— Сейчас понятие «культура» оказалось крайне политизированным. Возможно ли сегодня существование культуры без политики?

— Начну издалека: в декабре 2014 года в Кремле на большом совещании присутствовали члены правительства, главы всех регионов. Было очень торжественно. Президент представил предтечу закона о культуре — «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации». В России много лет ждали принятия закона о культуре. О ее защите. Мне казалось, что это важный первый шаг. Министры, бюрократы-управленцы слушали президента с нескрываемым раздражением. Что еще выдумали, кому это нужно?

В этом документе было приведено такое, например, определение: «Культура — совокупность формальных и неформальных институтов, явлений для распространения духовных ценностей, этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских... для сохранения и развития всех видов творческой, гражданской деятельности людей».

Самое опасное в вашем вопросе — слово «сегодня». Культура сегодня, конечно, существует. Вяло существует. В основной, академической форме, которую пока еще трудно «отменить». Возраст культуры велик. Нам трудно представить, когда она стала влиять на людей, когда государство само осознало, что культура — это еще и инструмент управления обществом, людьми. Были времена, когда для государства это значило гораздо больше, чем сегодня. Я имею в виду не только российскую жизнь, но и европейскую. А в целом — мировую, где, как вы знаете, настроения «отменить, убрать и выбросить» неожиданно стали распространенной нормой.

Уверен, что развитие культуры — это истинная и главная цель существования демократического государства. Норма. Экономика страны, социальные блага, защита территории — все важно. Но только сохранение и преемственное развитие культуры гарантирует цивилизованную форму существования вместе большого числа людей. Мы знаем, что происходит с людьми, когда они не могут объяснить сами себе цель своего существования. Мы догадываемся, что происходит с военными, когда они воюют и убивают других.

Культура — это практический способ утверждения принципов гуманизма. С ее помощью мы сохраняем гуманизм в человеческом обществе — от его маленькой ячейки (семьи) до национальных групп и государственных конструкций. Существование культуры и в социальной сфере позволяет нам оставаться людьми. Там, где существует укорененная культура, она оказывает влияние на все, в том числе и на государственный аппарат, на армию, на науку, на взаимоотношения внутри профессиональных сообществ. Это и скелет, и кровеносная система человеческого общества. Гарантия мирного сосуществования.

— В эпоху СССР за культурой осуществляли строгий идеологический надзор, однако разрешенное государство возвышало, всячески подчеркивая, что к культуре нужно тянуться и стремиться, в целом утверждая, что культура обществу необходима. Характеристика «некультурный человек» была однозначно негативной. Зачем сейчас сознательно уничтожается эта установка?

— И опять — важное слово «сейчас». Если обращаться к истории, основательный анализ функционирования культуры и ее высшей формы — искусства — в условиях, например, советского социализма и до сего дня, еще не сделан. Но очень простой ответ может звучать так: государству со склонностью к тоталитаризму искусство необходимо. А для «демократических» систем искусство — «необязательно».

Демократическое государство просто обеспечивает общий средний уровень художественной и социальной культуры, в то время как классическое тоталитарное государство, конечно, через искусство контролируемое демонстрирует свое всесилие, а также и преимущества, и лучшие стороны своего политического режима. Именно поэтому тоталитарная власть нуждается в художественных авторах высокого уровня.

Режимное государство нуждается в гениях, терпеливо к ним относится. В условиях сталинского режима погибло множество людей, но в сфере культуры ряд выдающихся фигур были осмысленно абсолютно неприкосновенными. В тоталитарном государстве есть вынужденная чувствительность к значимым фигурам. Это часто касается и науки.

Инсталляция Александра Сокурова в павильоне России на Биеннале в Венеции, 2019 (Фото Giuseppe Cottini, NurPhoto via Getty Images)

Люди, изучающие этот процесс, наверное, скажут, что я предельно упрощаю. Но я сам прожил большую часть жизни в условиях тоталитарного государства и жестко им преследовался. Все мои фильмы были запрещены для показа в Советском Союзе. Это давление я испытал на себе, знаю предметно, как это выглядело.

В условиях сложной и странной формы «демократии», в которой сегодня существует наша страна, необходимости в системном развитии культуры и обнародовании рождающихся новых произведений искусства — нет. Учтем, что в советский период культура была важнейшей частью идеологической коммунистической программы, которая включала в себя ликвидацию всеобщей неграмотности, отделение церкви от государства, электрификацию, индустриализацию. Это была подробная программа развития народной России, которая пребывала, конечно, в ужасающем состоянии. Романовский монархизм обрушился, а большевики, как ни странно, начали именно с нее, с культуры. Хотя те, кто знает поименно, кто именно начал заниматься этим вопросом после революции, скажут, что это не странно.

Возвращаясь в наши дни, скажу, что, несмотря на декларации и конституционные гарантии, культура не только не остается в наше время приоритетом для российского государства, но даже не стала желаемым направлением. И люди, работающие в области культуры, в глазах государства не отличаются от людей других специальностей — сантехников, строителей, военных, силовиков. Они такие же винтики в государственном механизме. Это просто обслуживающий государство персонал.

В сегодняшней общественно-политической практике «демократических государств» отсутствуют усилия по поднятию всеобщего социально-культурного уровня. «Демократы» полагают, уверены, что это происходит само по себе. И для «демократов» политика важнее культуры. В СССР компартия системно, как могла, вела аналитическую и практическую работу в этом направлении. У коммунистов место религии заняла культура. Сегодня культуру в России заменяет религия. Идиотизм.

Мне кажется, что сегодня в России никакие разговоры с руководством страны, попытки убедить изменить отношение к культуре, не приводят ни к чему. Вектор движения нашего государства направлен в какую-то другую сторону. В случае с Россией такая политика — это превращение страны в минные поля.

Я уже говорил, что несколько лет назад присутствовал в Кремле на совещании, где президент Владимир Путин декларировал и обозначал «Принципы развития культуры в Российской Федерации». Повторяю: я заметил недоумение и негодование на физиономиях почти всех присутствующих начальников. Они совсем не понимали, о чем говорит президент, к чему он призывает. Это было полное неприятие бюрократической элитой страны тех принципов, которые декларировал тогда глава государства. И в результате из-за огромного сопротивления административной бюрократии и спецслужб закон о культуре так и не появился. С бюрократией не могли справиться ни Николай II, ни Борис Ельцин, ни Иосиф Сталин, ни Владимир Путин. Бюрократия в России давно стала силой и уже даже классом, с которым невозможно вести мирные переговоры.

Все, что мы как профессиональная среда можем делать сейчас легально для сохранения культуры, — это хотя бы отстаивать отдельных выдающихся людей и много реже — художественные направления. Поэтому я и написал обращение к общественности после снятия Андрея Могучего с поста худрука БДТ.

Вышвыривание ведущего российского режиссера из одного из ведущих театров страны, когда этот театр под его руководством находится на взлете, — это деморализующий факт. И, я бы сказал, что это факт нападения бюрократии на государство, на общество. От таких людей, как Андрей Могучий, слишком многое зависит: уровень культуры, развитие молодежи, наличие цивилизованной среды в обществе в целом. Поэтому мы обязаны возвышать голос и защищать их. И это единственное, что остается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колыбель для взрослого Колыбель для взрослого

У каждого бывают моменты, когда хочется, чтобы кто-то заботливый взял за руку

Psychologies
Хулоки Скайуокера проснулись пораньше ради фруктов на завтрак Хулоки Скайуокера проснулись пораньше ради фруктов на завтрак

Хулоки Скайуокера способны планировать свое будущее

N+1
Разгладить по пробору Разгладить по пробору

Что делать, если выпадают волосы?

Худеем правильно
Кто проживает на дне океана: странные фанатские теории о Губке Бобе Кто проживает на дне океана: странные фанатские теории о Губке Бобе

Собрали несколько забавных (и не очень) фанатских теорий о Губке Бобе

Правила жизни
Максим Матвеев: «Когда у меня появляется цель, мне абсолютно по барабану, как другие к этому отнесутся» Максим Матвеев: «Когда у меня появляется цель, мне абсолютно по барабану, как другие к этому отнесутся»

Максим Матвеев про правила счастья, смысл профессии и постельные сцены

Maxim
«Как закалялась сталь» Николая Островского: трагическая история одного писателя и пациента «Как закалялась сталь» Николая Островского: трагическая история одного писателя и пациента

Как слепой и парализованный Николай Островский написал первую часть романа

ТехИнсайдер
Третий «лишний»: чем опасно влияние политики и религии на суды Третий «лишний»: чем опасно влияние политики и религии на суды

Личные предпочтения судьи, могут положительно сказаться на качестве правосудия

Forbes
«Не привлеки я столько внимания, произвела бы революцию»: главное из интервью Элизабет Холмс — первого с 2016 года «Не привлеки я столько внимания, произвела бы революцию»: главное из интервью Элизабет Холмс — первого с 2016 года

Элизабет Холмс планирует продолжить работу над новыми проектами даже в тюрьме

VC.RU
Кому и зачем нужны топливные присадки? Кому и зачем нужны топливные присадки?

Правда ли то, что топливные присадки вредят автомобилям?

4x4 Club
Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего» Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

Николай Коляда о Галине Волчек и «Современнике»

Коллекция. Караван историй
Нейросети дадут роботам трехмерное зрение Нейросети дадут роботам трехмерное зрение

Процесс обучения выходит (или вылетает) на улицу вместе с роботом

ТехИнсайдер
В умирающем человеческом мозге зафиксировали всплески гамма-волн В умирающем человеческом мозге зафиксировали всплески гамма-волн

У двух из четырех умирающих пациентов было увеличение гамма-активности мозга

N+1
Роковой отпуск: звезды, которые трагически погибли во время отдыха Роковой отпуск: звезды, которые трагически погибли во время отдыха

Увы, для некоторых звезд отпуск оказался последним

VOICE
О чем думали люди в послевоенном 1947 году О чем думали люди в послевоенном 1947 году

Отрывок из книги Элисабет Осбринк «1947»

СНОБ
Как увеличить оперативную память на компьютере: пошаговый гид Как увеличить оперативную память на компьютере: пошаговый гид

В сегодняшней статье мы объясним, как можно увеличить оперативную память

CHIP
«Энергетические вампиры»: как от них защититься? «Энергетические вампиры»: как от них защититься?

Существуют люди, которые будто высасывают из нас радость. Откуда они берутся?

VOICE
Астрономы наконец выяснили, что скрывается внутри Луны Астрономы наконец выяснили, что скрывается внутри Луны

Внутреннее ядро Луны на самом деле представляет собой твердый шар

ТехИнсайдер
Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты» Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты»

Регина Тодоренко — о съемках в «Орел и решка» и новых тревел-проектах

Караван историй
36 вопросов, которые надо задать друг другу, чтобы влюбиться 36 вопросов, которые надо задать друг другу, чтобы влюбиться

Список из 36 вопросов, задав которые друг другу, люди влюбляются

VOICE
Путешествие на Венеру Путешествие на Венеру

Фрагменты из романа Ахилла Эро «Путешествие на Венеру»

Наука и жизнь
Кто и зачем на самом деле изобрел кириллицу (спойлер — нет, не Кирилл и Мефодий) Кто и зачем на самом деле изобрел кириллицу (спойлер — нет, не Кирилл и Мефодий)

Некоторые незыблемые знания не выдерживают столкновения с фактами

Maxim
Что такое «синдром счастливчика» и почему позитивное мышление не всегда полезно Что такое «синдром счастливчика» и почему позитивное мышление не всегда полезно

Способно ли позитивное мышление изменить жизнь человека?

Maxim
Как избавиться от бороздок на ногтях: 7 лайфхаков, которые тебе помогут Как избавиться от бороздок на ногтях: 7 лайфхаков, которые тебе помогут

Иногда кажется, что эти гребни на ногтях берутся ниоткуда буквально за одну ночь

VOICE
Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания

Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания

N+1
Эпоха светлого: кто и когда впервые приготовил лагер — самое популярное пиво в мире? Эпоха светлого: кто и когда впервые приготовил лагер — самое популярное пиво в мире?

Как конкуренция двух пивных регионов Европы дала начало известному напитку

Вокруг света
10 волшебных фото насекомых, какими вы их никогда не видели 10 волшебных фото насекомых, какими вы их никогда не видели

Невероятные снимки необычных насекомых

Вокруг света
Экзистенция и искусственный интеллект: почему бастуют сценаристы Экзистенция и искусственный интеллект: почему бастуют сценаристы

Как забастовка Гильдии сценаристов США может отразиться на мире вокруг

РБК
Защищайтесь! Защищайтесь!

Что такое иммуномодуляторы и могут ли они быть опасными

Лиза
«Отношения должны принять иную форму»: 5 шагов, чтобы расстаться осознанно, — история семейного психотерапевта «Отношения должны принять иную форму»: 5 шагов, чтобы расстаться осознанно, — история семейного психотерапевта

Возможно ли объединить понятия «осознанность» и «расставание»?

Psychologies
Не имей сто рублей, а имей сто друзей и будь здоров: 7 причин, почему дружба так важна Не имей сто рублей, а имей сто друзей и будь здоров: 7 причин, почему дружба так важна

Зачем вообще нужны друзья?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении