«Конструктор» за $1,2 млн: кто и как зарабатывает на советском наследии
Коллекционирование предметов советского прошлого — тренд не только в России, но и за рубежом — каждая вещь с условным знаком Made in USSR насыщена образами и смыслами, которые легко считывают современные зрители. Forbes Life рассказывает, какие советские артефакты покупают коллекционеры и музеи
Наталья Литвинская
Основатель Галереи имени братьев Люмьер, занимающейся классической фотографией ХХ века, главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер, издатель монографий советского периода фотографии.
Галерея имени братьев Люмьер основана в 2001 году. За 20 лет ее существования более половины продаж пришлось на советских классиков, которые были очень востребованы и музейными, и частными коллекциями. Продажи идут стабильно, но вторичного рынка фотографии за все эти годы так и не сложилось — несколько арт-ярмарок, которые проходят у нас, не могут выделить фотографию в отдельный сегмент. Однако фотографии ищут и покупают, рынок винтажного советского отпечатка мал, но стабилен в спросе много лет.
Самый яркий и востребованный период — авангард, как и в других видах искусства, он всегда привлекает внимание. Аукцион Masterpieces of Design and Photography в Лондоне, прошедший 6 марта 2019 года, принес нам £947 250 за одну из главных работ Эль Лисицкого «Конструктор». В апреле 2019-го «Пеликан Тинте» Эль Лисицкого был продан за $465 000. Такой ажиотаж возник и из-за происхождения лота из коллекции Манфреда Хайтинга, известного своим энциклопедическим знанием об истории фотографии. Октябрьские торги 2019 порадовали собирателей работ советского конструктивиста Александра Родченко. «Девушка с лейкой» из коллекции семьи Родченко ушла в Нью-Йорке за $519 000. Все эти цифры радуют глаз тех, кто уже обладает артефактами, но пугают тех, кто только пытается встать на этот путь.
На сегодняшний день в нашей галерее собрано портфолио работ лучших из лучших авторов советского периода ограниченного тиража — весь необходимый провенанс присутствует и в сертификате, и на обратной стороне каждого отпечатка. Именно ешение о выпуске современных отпечатков совместно с владельцами авторского права позволило создать рынок отечественной фотографии в Москве, проводить выставки в Центре фотографии и предоставлять работы из коллекции галереи и наших клиентов в Русский музей, Третьяковскую галерею, а также на крупнейший фестиваль фотографии в Хьюстоне. Мы помогаем разобраться тем, кто только входит на путь коллекционирования, выбрать жанр, направление и того автора, который поможет полюбить этот вид искусства так же, как любим его мы.
Дмитрий Октябрьский
Бизнесмен, коллекционер ретроавтомобилей. Собрал крупнейшую в мире коллекцию советского автопрома — более 500 единиц техники. Член Российской автомобильной федерации, соорганизатор Ралли клуба классических автомобилей. Основатель и руководитель музея «Моторы Октября» (Москва), Сочи Автомузей (Адлер), выставочного проекта Motion (Санкт-Петербург).
Автомобили и мотоциклы всегда ассоциировались у меня со свободой — я покупал современные, модные, мощные. Но в какой-то момент этого стало не хватать, я задумался, как еще можно «выделиться»? И нашел ответ — ретроавтомобили. В 2002 году купил первый «Москвич», потом «Волгу», затем — «Победу», а позже несколько иномарок. Но советские машины мне нравятся больше, они насыщены воспоминаниями, ностальгией. Как-то моя хорошая знакомая сказала, что в Ленинградской области, при расчистке территории от старых гаражей нашли старую бесхозную «Волгу». Мне предложили забрать машину бесплатно и я решил, почему бы не взять — в конце концов, можно использовать для запчастей. Когда ее привезли, выяснилось, что это редкая модель «Волги» первой серии, выпущенной в 1957 году. Так в моей коллекции появилась чуть ли не самая первая на планете «Волга».