Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости
Как и почему распространяются фейковые новости, почему они вообще возникают? Антрополог Александра Архипова отвечает, почему существуют ложные новости, кто их распространяет и как они влияют на нашу повседневную жизнь
Forbes Life побывал на открытой лекции из цикла «Больше, чем экономика», организованного Совместным бакалавриатом по экономике РЭШ и ВШЭ, и выбрал основные тезисы.
Fake news — центральный термин эпохи постправды, о которой часто говорят социологи и философы. Нашу информационную повестку все больше формируют социальные сети, которые во многом строятся на распространении слухов и тиражировании мифов. Почему они существуют, кто, как и зачем их распространяет, и чем вообще может быть привлекательна ложная информация — невероятно важные вопросы для нашей жизни.
«В Москве 20 тысяч заболевших коронавирусом. Ходим в масках, не ходим в места скопления людей, никуда не ездим, бережем друга, бережем наших близких и запасаемся продуктами. К сожалению, говорят, что будут пустые магазины. Информация более чем достоверная», — это текст без ссылки на источники начал массово распространяться 2 марта по социальным сетям и в мессенджере WhatsApp. Днем и вечером 2 марта родительские чаты были переполнены перепостами этого текста.
Глядя на это классическое фейковое сообщение, многие задаются двумя вопросами: «кто это придумал?» и «кто все это распространяет?».
Расстанемся с иллюзией, что раньше fake news не было. Мы просто научились их распознавать
Высказывание «мы живем в эпоху постправды» предполагает, что человечество существует в мире fake news, ранее не существовавших. Мир был строго биполярным, где можно было легко различать фейковые и правдивые новости. Термин «фейковые новости» популяризовал президент США Дональд Трамп, воюя со СМИ, которые он обвинял в распространении заведомо ложной информации.
На самом деле фейковые новости были всегда. Их расцвет совпадает с распространением тотальной грамотности, когда больше 60% населения начинают читать газеты и появляется различная медиа-продукция. Исследователя американской конспирологии доказали это, обратившись в издание New York Times и запросив архив писем в редакцию. Они изучили письма читателей с 1880-х годов по 2014 год — почти за 140 лет. Читатели газеты постоянно спрашивали «Правда ли, что….?» Как оказалось, вопросов про слухи и конспирологические легенды всегда было примерно одинаковое количество. Никакие масштабные потрясения — две мировые войны, не оказывали большого влияния на возникновение подобных вопросов, их поток оставался более-менее постоянным.
Ученые из MIT за 11 лет проанализировали 126 цепочек ретвитов, содержащих правдивые и фейковые новости, 3 млн пользователей. Оказалось, что настоящим новостям надо в 6 раз больше времени, чем фейковым, чтобы дойти до 1500 человек.
От примитивных к более сложным
Все фейковые новости можно классифицировать по истории создания:
«Эффект Гудвина»: для привлечения лайков в коммерческих или политических целях. К примитивным случаям относятся те фейки, которые придумывают для того, чтобы повысить кликабельность. Подобный прием часто используются в СМИ для повышения кликабельности.
«Эффект пранкера»: чтобы посмеяться над людьми. Обычные розыгрыши, которые часто возникают с целью высмеять глупых и доверчивых людей. Например, фотографии человека возле метро с гигантской крысой. Яркий пример: The Telegraph публикует новость о том, что в центре Лондона обнаружили гигантскую мертвую крысу. Рабочие, которые нашли ее в кустах на детской площадке, уверяли, что грызун был размером с младенца, и ничего подобного они никогда не видели.