Любовь вообще самое главное в нашей жизни

Коллекция. Караван историйКультура

Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: Серги Шагулашвили

«Критика — это реклама. Я это всегда говорю. Вспоминаю, как когда-то познакомился с великим Сальвадором Дали и его уникальной супругой Галой. Вдруг художник встал и начал изображать странные фигуры, делать необычные движения. Через секунду я увидел напротив фотографа, который узнал Дали и активно его снимал. А Дали затем смеялся, говорил: «Увидишь потом, что обо мне напишут. Это реклама».

— Зураб Константинович, глядя на ваши колоритные картины, в голову приходит такой необычный поэтический образ: краски на полотнах, которых касается ваша талантливая кисть... целуются!

— Такого мне еще никто не говорил! (Смеется.) Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни. Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено. Она уводила меня гулять в лес и там рассказывала разные истории. Позже я понял, что это и были библейские сюжеты. Она повесила мне крест на шею. И с тех пор крест я не снимаю. Каждая моя работа — о любви к миру, к людям, к жизни.

Надо изучить мозги художника! Тогда что-то будет понятно. Хотя иногда самому сложно объяснить, почему делаешь так или иначе. А образ рождается по-разному: иногда увидел что-то интересное и держишь это в голове, чтобы скорее перенести на холст или на бумагу, в скульптуру. Иногда что-то само вдруг приходит в голову, иногда во сне. Бывает, в процессе работы рождается целая серия образов. Вижу интересный цветок в необычном горшке, растущее в парке дерево — смотришь, прямо готовая скульптура, так необычно собирается все в композицию. Или видишь человека необычной внешности, портрет которого хочется сразу написать.

Мы все разные и по-разному живем. По-разному одеваемся, по-разному мыслим. В течение дня меняется давление, день сменяет утро и так далее, поэтому, каждый раз беря в руки кисть, ощущаешь и видишь мир вокруг по-разному. Вот это все перенести на холст — и есть искусство, индивидуальное отношение. Поймать первое впечатление от увиденного предмета или модели и перенести в пространство изобразительного искусства, важнейший фактор. Так учили нас педагоги.

Верхний ряд слева направо: тетя, дядя Гигла Нижарадзе, сестра Нели , отец Константин Церетели и Зураб Церетели. Нижний ряд — тетя, двоюродные сестра и брат, бабушка, мать Тамара Нижарадзе. Фото: из архива З. Церетели

— У вас есть любимая краска?

— Вся палитра для меня — драгоценный дар. Я люблю все краски, все цвета, что существуют в природе. Бог подарил нам цветной мир, как его можно не любить! И черный, и белый, и зеленый, и синий, и желтый, и красный! С каждым из них так интересно играть, создавая всякий раз нечто новое. Обращал внимание, как все в природе выглядит гармонично: цвета у растений, раскрас животных, птиц, бабочек? Палитра уникальная!

Природа для культуры Грузии имеет особое значение. С любви к природе и началось мое увлечение в детстве рисованием, позже живописью. Я не выделяю любимое время года или время суток. Конечно, я родился в Грузии, где много солнца. Поэтому в холодное время года мне всегда немного не хватает солнца. Но у меня свой способ поднять настроение, зарядиться энергией. В осеннее и зимнее время я больше пишу подсолнухи. Они для меня символизируют энергию солнца и радости. Наверное, потому у меня так много подсолнухов в живописи.

В детстве я много времени проводил у бабушки в Западной Грузии, в деревне близ Кутаиси, расположенной в красивейшем регионе страны — Имеретии. Природа там уникальнейшая — леса, горы, реки, пещеры, водопады, все возможные цвета и оттенки, настоящее богатство красок, поскольку субтропики в Имеретии соседствуют с альпийскими лугами. Как во все это можно не влюбиться! А какие там уникальные подсолнухи, они всегда стоят перед моими глазами, я их рисую всю жизнь. Ведь все, что окружает нас, — создано великим Творцом. Земля, по которой мы ходим, воздух, которым мы дышим, природа, которой мы восхищаемся, — все это сотворил Бог.

Зураб Церетели в мастерской на Большой Грузинской, 2009 год. Фото: Серги Шагулашвили

Я давно мечтаю сделать музей, в котором будет отображена вся библейская история. Сохранить это для новых поколений — важнейший фактор. После Тбилисской академии художеств я работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Георгий Читая, Вера Бардавелидзе, Джульетта Рухадзе — все они внесли огромный вклад в дело сохранения и изучения православных святынь Грузии. Я ездил в многочисленные экспедиции, объездил фактически всю Грузию. И благодаря этому во времена, когда церковное искусство было под запретом, открыл его для себя. Позже, и в работе по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве, и Саввы Сербского в Белграде, и монумента «Летопись Грузии», этот опыт мне очень помог. Более того, это вдохновило меня на собственную серию работ в скульптуре и графике на библейские темы.

А вот за карандаши в далеком детстве, наверное, в возрасте четырех-пяти лет я взялся не сам по себе. Мне их дал мой дядя, известный художник Георгий Нижарадзе.

Именно благодаря дяде я начал рисовать все, что видел вокруг себя, — солнце, цветы, траву, деревья, животных... Он научил меня понимать природу, видеть красоту, чувствовать свет и тень. Мы ходили с ним на природу, на пленэр, шли гулять в зоопарк и там рисовали. Он видел, что мне это очень нравится, и поддерживал меня. У дяди в мастерской собирались выдающиеся художники — Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Серго Кобуладзе. Много говорили об искусстве. Мне не все было понятно тогда, но очень интересно было наблюдать, слушать их мудрые слова. В такой атмосфере я рос. Дядя был высокий, интересный мужчина. Когда мы с ним шли по улице, женщины поворачивали голову. А тогда в Грузии все было строже, это считалось неприличным. Но его обаянию невозможно было сопротивляться.

Монументальная композиция «Рождение нового человека». Посвящена Христофору Колумбу. Севилья, Испания, 1995 год. Фото: Серги Шагулашвили

Я думал: «Стану художником — буду таким же красивым, как дядя». Художником стать получилось. Красавцем как он — нет. (Смеется.) Дядя фактически открыл для меня профессию художника. Тогда это не считалось престижным, скорее несерьезным делом, для мужчины — тем более. Отец был сильно против. Сердился на меня. Но мама была уникальной женщиной — мудрой, тонкой. Ее поддержка помогла мне утвердиться в своем выборе. Отец долго с недоверием относился к профессии художника. Позже, когда мои работы уже были известны и в СССР, и за рубежом, отец очень мной гордился. В его комнате были вырезки из газет, где писали о моих проектах.

На родителях большая ответственность за детей и их выбор. Здесь много тонкостей. Чем дольше я живу, тем сильнее понимаю, как много в нашей жизни зависит от родителей, дедушек, бабушек, близких родственников. Они закладывают в нас основы, тот самый фундамент, на котором каждый из нас со временем строит свою жизнь.

Не люблю критиковать, но сегодня снова сложно тем, кто выбирает профессию художника. Некоторые родители очень портят детей. Я часто провожу у себя в галерее на Пречистенке и в своем доме в Переделкино мастер-классы для детей. Большинство всегда — девочки. Понятно, что родителей беспокоит будущее детей-мальчиков, которые должны выбрать профессию. Но если у ребенка талант, его нужно поддержать. Ведь потом, если человек занимается нелюбимым делом, хоть и деньги заработает, но не будет счастливым.

Вообще, всем детям надо как можно раньше давать цветные карандаши. Изобразительное искусство очень важно для развития. Неважно, будет ребенок художником или нет. Это не просто трата времени. Это очень серьезный вклад в его образование, это воспитывает человека, личность. Творческий подход важен в любой профессии. Я очень рад, что и свою дочь Елену, которая стала искусствоведом, художницей, и внука Василия я воспитал именно так. Василий, которому сейчас 45 лет, продолжит то, что уже не успею я. У него блестящее образование, он руководит Московским музеем современного искусства, который я создал. Василий — художник, вице-президент Российской академии художеств. И другой внук Зураб и внучка Виктория — все занимаются искусством. Меня это очень радует.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Борщевик Сосновского: растение-терминатор или культура будущего Борщевик Сосновского: растение-терминатор или культура будущего

Борщевик — сорняк, с которым невозможно справиться

Наука
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама» Мила Ершова: «Я не хочу сниматься в том, что не хочу смотреть сама»

Если мне что-то по-настоящему нравится, то меня вообще ничего не расстроит

Коллекция. Караван историй
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог «Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог

Как начать жить, если родители внушили чувство долга перед ними?

Psychologies
Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров

Актеры, которые отважились сменить амплуа и сыграть отрицательных персонажей

СНОБ
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Открыть в приложении