Коллекция. Караван историйРепортаж
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»
«Когда шли съемки «Мастера и Маргариты», я подумала, что хорошо для папы это сделать. Он тогда был еще жив. Когда я ему сказала, что буду сниматься в этой картине, он очень обрадовался. К сожалению, он не дожил до моего съемочного дня. Так что моя Фрида — это посвящение папе...»
Как вы пришли в кино? У вас есть актерские корни?
— Нет, ничего такого. Мой папа был бизнесменом (он учился в Бауманском), мама — хореограф и тренер по йоге. Когда я окончила школу, естественно, встал вопрос о выборе профессии. Я выбирала между журналистикой и художественным дизайном. А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут, у них классные мужчины». Но мне это было неинтересно. И все же одним из пяти институтов, куда я собиралась поступать, записала театральный. И в конце концов я решила попробоваться в ГИТИС и «Щуку». Дошла до каких-то туров и слетела в конце, перед конкурсом. Просто поздно пришла, не с марта-апреля, как все абитуриенты, а где-то в июне-июле. Педагоги уже набрали всех, кого хотели. Да и мне было важно, к кому попасть на курс.
Кстати, не поступив, я осталась в Москве, не уехала домой: жила одна, подрабатывала и готовилась поступать на следующий год.
— Вы не москвичка?
— Я родилась в Муроме Владимирской области, у меня там мама сейчас живет, бабушки, дедушка, вся моя семья.
Муром — это древнейший городок на Оке со множеством монастырей и храмов. Он известен тем, что там родился Илья Муромец. В середине детства я с родителями переехала в Москву, мы жили на Нагорной. Но два старших класса я училась в Муроме. И уже после окончания школы приехала поступать в московские театральные вузы.
— Интересно, а в Муроме есть драматический театр?
— Там есть ДК и один кинотеатр на город, в котором крутили весь день два фильма: утром детский мультик, а на остальных сеансах — боевик или блокбастер. Поэтому большинство фильмов, которые прокатывали в Москве, проходило мимо Мурома. Посмотреть какую-нибудь новую картину можно было только через интернет. Но телефон у меня появился только в средней школе, а ноутбук с интернетом — к девятому или десятому классу. У меня не было возможности полюбить театр и кино по той причине, что я ничего не видела.
Но когда училась в Щукинском, я усердно стала восполнять пробелы. Педагоги все 24 часа тебя этим наполняют, напитывают, ты вдохновляешься. И конечно, только тогда я по-настоящему захотела связать свою жизнь с актерской профессией.
— Поступить в Щукинское училище при Вахтанговском театре очень сложно. Там большой конкурс, многие абитуриенты готовятся, нанимают педагогов...
— Я тоже с педагогом занималась. Меня готовила к поступлению в «Щуку» актриса Оксана Борисовна Левинсон. Она дочь Бориса Левинсона, народного артиста и театрального режиссера, сама когда-то играла в Театре на Малой Бронной.
И в 2013 году я со второго раза поступила в Щукинское училище к Валентине Петровне Николаенко. Валентину Петровну зрители полюбили после выхода в свет «Свадьбы в Малиновке», где она сыграла красавицу Яринку. Это известный педагог и актриса, прекрасная женщина, она многому меня научила. В свое время у нее учились Даниил Страхов, Екатерина Гусева, Елена Захарова, Александр Семчев.
Но проучилась я в «Щуке» два курса и ушла. Так вышло. В общем, у меня не сложились отношения с педагогом, хотя мы очень сильно друг друга любили. Мы хотели немножко разного и по-разному видели мое актерское будущее. Она меня видела характерной актрисой, а я больше про полутона, про кино, а не театральные подмостки.
— То есть будущее театральной актрисы вам не пришлось по душе...
— Нет, все было здорово. Знаменитая вахтанговская школа, прекрасные педагоги. Проучившись первые два года, я получила основные базовые знания, третий и четвертый курс — это уже отрывки, репетиции дипломного спектакля, поэтому я ничего особо и не упустила. А дальше у каждого свой путь, и наши пути с театром разошлись. Это ни плохо, ни хорошо — просто факт моей биографии...
— И что, вы тогда решили пойти во ВГИК?
— Нет, не сразу. Я решила вообще не учиться. И два года после «Щуки» снималась в кино. Мой дебют состоялся у режиссера Станислава Говорухина в фильме «Конец прекрасной эпохи», который он снимал по повести Довлатова «Компромисс».
В конце первого курса кастинг-директор нашла меня в коридоре Щукинского училища и позвала на пробы к Говорухину. Я должна была сыграть Аллу из третьего «Компромисса», у которой случается мимолетный роман с Андреем Лентуловым. Моя героиня, хореограф, приезжает в Таллин погостить и на одной вечеринке знакомится с главным героем. Утром они встречаются в кафе, а потом расстаются. Одним словом, это была короткая история короткого знакомства...
Со Станиславом Сергеевичем мы встретились в его кабинете, куда он меня пригласил на предварительную беседу.
— Ну что, будешь у меня играть в кино? — спросил он меня.
— Буду!
— А ты выкрасишься в блондинку, как Света Ходченкова?
— Нет, мне этот цвет не идет, я воздержусь.
Это была просто встреча с режиссером, даже без проб. В общем, мы договорились, что я у него снимаюсь. Вскоре был назначен первый в моей жизни съемочный день на «Мосфильме». Я страшно волновалась. Учеба — это одно, а съемочная площадка — совсем другое, у меня не было опыта вообще. А тут такая величина! Станислав Говорухин — знаменитый режиссер! К тому же это не какой-то там сериал, а полный метр. Одним словом, большая ответственность навалилась на меня. Хотя у меня было всего десять съемочных дней и маленькая роль, но я все равно очень волновалась.
История про съемки у Станислава Сергеевича Говорухина очень интересная.
На «Мосфильме» мне сделали грим, надели костюм. А надо сказать, у Говорухина была потрясающая помощница. Светлана Сергеевна с ним 30 лет работала. Мы с ней болтали о чем-то постороннем, но я все никак не могла себя от волнения взять в руки: «Ой, я так переживаю, что-то мне все не то... очень некомфортно». Она меня успокаивала, мол, все будет хорошо. Но я все равно чувствовала себя не в своей тарелке. Думаю в панике: «Какой-то день странный, туфли мне малы... Что я здесь делаю?!» Не было ликования от мысли, что я снимаюсь у прославленного мэтра, наоборот, я волновалась, как на экзамене, предчувствуя, что непременно его завалю...
Две глыбы давили на меня! Такие личности в одной картине сошлись! Сергей Довлатов с одной стороны и Станислав Говорухин — с другой. Благодаря папе я перечитала все произведения писателя. А киношедевр Говорухина «Место встречи изменить нельзя» сразу стал классикой. Ну где они и где 19-летняя студентка? Естественно, я еще не знала, ни что такое плей-бэк, ни что такое фокус-пулер...
Станислав Сергеевич на площадке пил чай с ромом, ел сухари с сахаром, курил трубку и матерился. Началась моя сцена, все нормально вроде бы получается, но съемка останавливается: что-то не устраивает режиссера, он меня материт по рации. Мы начинаем снимать снова. Вроде нормальный рабочий момент, но, стоя в кадре, понимаю, что сейчас, возможно, испорчу собой ему кино. Хотя что там портить? Молодая, красивая...
Еле дождалась обеда и пошла переодеваться. «Надо уходить отсюда, надо просто убежать!» — в панике думала я.
Светлана Сергеевна, словно прочитав мои мысли, спрашивает:
— Ты чего, Соня? Что случилось?
Я начинаю плакать:
— У меня ничего не получается, пойду дальше учиться.
Станислав Сергеевич, проходя мимо, услышал, как я плачу, и, попыхивая трубкой, сказал:
— Ну-ка пойдем ко мне в кабинет, — он усадил меня на диван, укутал пледом и и спросил: — Будешь чай с ромом?