То, что показывают сейчас по ТВ, — это не сказочки, а пошлые анекдотики

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

«Мы все стоим в коридоре, волнуемся, но я больше всех. Поскольку у меня фамилия на «Ф», то к концу я уже серьезно перенервничал. Захожу. Там стол, за которым Олег Николаевич, Козак, Брусникин, Маша Брусникина, Алла Покровская, и... огромная мхатовская пауза. Все многозначительно смотрят на Ефремова, ждут, что он скажет. И после длительной паузы он говорит: «Так, скажи, а кто за тебя платит?» Я отвечаю: «Родители ». — «Скажи им, пусть больше не платят». Меня перевели на бюджет. Для меня это было еще и признание с его стороны. А уж когда он доверил мне роль Треплева в «Чайке»...»

— Андрей, в недавнем интервью журналу «7 Дней» вы обещали продолжить рассказ о ваших учителях — легендарных актерах МХАТа. Как для вас начинался МХАТ?

— Наверное, не только моя жизнь, но и мой МХАТ начался с моей мамы. Инженер по специальности, она всю жизнь была большой любительницей театра. И конечно, они с папой в мои школьные годы водили меня по театрам. В том числе у нас была череда посещений МХАТа: мы посмотрели спектакли «Возможная встреча» с Ефремовым, «Кабала святош», «Тартюф». Я был восхищен. И хотя мы ходили по всем театрам, но такого ощущения опьяненности этим залом я больше нигде не испытывал. Думал: «Господи, какие они счастливые! Они могут выходить на сцену и дарить людям это ощущение волшебства!» Мне очень захотелось стать актером. И хотя я не был уверен в своих силах, все же решил рискнуть. Как известно, абитуриенты ходят во все вузы, и единственным, куда я не ходил, был ВГИК — что-то я о нем не вспомнил. В одной газете прочел, что во МХАТе курс набирает Олег Николаевич Ефремов, и подумал: «Вот кому-то повезет!»

В «Щепке» дела пошли хорошо, меня практически взяли на конкурс с первого тура, а во МХАТе я прошел только на второй тур. Звоню и спрашиваю, когда прийти на него, а мне говорят: «Вашей фамилии нет». Но я знаю, что с «Щепкой» у меня уже все сложилось, и, конечно, радуюсь: «Неважно куда, главное, что я поступил!» Тут вмешалась мама. Она говорит: «Как это неважно? Ты же прошел на второй тур?» И она позвонила и спросила, в чем дело. Оказалось, что моя фамилия просто затерялась, такая вот случайность. Так я оказался во МХАТе на курсе Олега Николаевича Ефремова. И началась учеба.

Андрей Финягин, 2000 год. Фото: И. Александров/из фондов Музея МХАТ

— И общение с великими русскими артистами...

— Конечно! Мои первые впечатления от МХАТа связаны со столовой: когда ты стоишь перед салатами, а перед тобой Калягин, Лаврова, Мягков — все, кого ты видел по телевизору. Первое время я вообще не мог есть: не верил, что это происходит со мной. Там все курили, стоял дым, запах кофе и творческие разговоры. Олег Николаевич был прекрасным педагогом, я бы сказал, в широком смысле слова. Он, например, по понедельникам, когда все театры отдыхают, приглашал к нам после учебы различных специалистов — актеров, писателей, драматургов, философов, которые, на его взгляд, могли нам что-то интересное дать.

Я был взят на платное отделение, тогда только начиналась эта история. В конце первого курса у нас была индивидуальная беседа педагогов со студентами. И каждый понимал, что она может закончиться отчислением. Мы все стоим в коридоре, волнуемся, но я больше всех. Поскольку у меня фамилия на «Ф», то к концу я уже серьезно перенервничал. Захожу. Там стол, за которым Олег Николаевич, Козак, Брусникин, Маша Брусникина, Алла Покровская, и... огромная мхатовская пауза. Все многозначительно смотрят на Ефремова, ждут, что он скажет. И после длительной паузы он говорит: «Так, скажи, а кто за тебя платит?» Я отвечаю: «Родители». — «Скажи им, пусть больше не платят». Меня перевели на бюджет. Для меня это было еще и признание с его стороны. А уж когда он доверил мне роль Треплева в «Чайке»...

— Вас ввели в возобновленную «Чайку»?

— Да, Олег Николаевич незадолго до смерти решил возобновить «Чайку» Чехова с молодыми исполнителями. Спектакль до этого шел на сцене 20 лет, а потом на два года был приостановлен. И Ефремов ввел меня и мою однокурсницу Вику Исакову на роли Треплева и Нины Заречной. И тут мне посчастливилось поработать с великими артистами на одной сцене. Некоторым из них, конечно, было тяжело, потому что на протяжении стольких лет играли, а тут снова нужно репетировать, потому что пришли 20-летние дети. Бывало, смотрели слегка иронично. Получилось, что мы, два неоперившихся птенца, попали в логово мастодонтов на съедение. Иногда было тяжело. Мы всех тогда боялись, особенно я боялся Вячеслава Невинного. Вячеслав Михайлович как-то по-особому ко мне относился, очень строго. Была такая история. В начале спектакля я «заряжался» в беседке, которая выезжала на авансцену по рельсам. Грузный Вячеслав Михайлович, медленно проходя за кулисами, любил спросить помрежа громко, чтобы я слышал: «А кто у нас сегодня Треплева играет?» Ответ: «Андрей Финягин». — «Андрей Финягин? Не знаю такого». Эта полушуточная история приводила меня в смятение. Он играл Сорина, дядю Треплева. Но в целом воспоминания об этом периоде остались прекрасные!

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

— А кто играл Аркадину?

— Ее играла Татьяна Евгеньевна Лаврова. Она была неземной, воздушной, необычайно женственной. Лаврова была уже в возрасте, но необыкновенно красива — одни эти раскосые глаза чего стоили! Я отлично понимаю Вознесенского, который именно ей посвятил прекрасные строки «Ты меня на рассвете разбудишь...». Партнершей она оказалась очень деликатной. Лаврова была абсолютной Аркадиной. Я помню эти ее руки, когда она мне перебинтовывала голову, как будто они были невесомые, легкие, неземные. Закуривая, Лаврова говорила: «Не переживай, все будет нормально. И не обращай внимания на старичье». Кстати, ей единственной позволялось курить прямо за кулисами. Для меня она — одна из богинь советского кино, как Терехова, как Вертинская. До меня исполнителем роли Треплева был Михаил Ефремов. Так получилось, что на пробах фильма Митты «Граница. Таежный роман» я встретился с ним. И он говорит: «Я знаю, папа тебя выбрал на эту роль. Главное — правильно сыграть сцену с матерью с бинтом. Если сыграешь, значит, роль готова». Такое напутствие я получил от Миши.

Режиссером ввода в спектакль был Андрей Васильевич Мягков, который был первым исполнителем Треплева в этой постановке. Позже он играл еще и Тригорина и знал все наизусть. Вообще, он замечательный педагог. В первое время я не мог с ним репетировать, особенно когда он что-то показывал — пьяного, например. В памяти всплывали кадры из «Иронии судьбы», и я понимал, что никогда так не сыграю. Мягков был невероятно чутким педагогом, потрясающим режиссером и очень интеллигентным человеком. Вместе с тем он был таким закрытым петербуржцем.

— Для актера это немного странно — быть закрытым настолько...

— Почему? И я закрытый, не люблю актерские тусовки. Артисты тоже разные, есть актеры в жизни и есть актеры на сцене. Я не люблю актерствовать в жизни. Сама профессия настолько отбирает энергию, что создавать объект внимания еще в жизни, мне кажется, это мельчание. С другой стороны, есть мнение, что актеры должны больше общаться, напоминать о себе, чтобы почаще звали в кино, — пиариться, другими словами. Но надо ощущать, что это твое поле. Я не удивлюсь, если в какое-то время мне станет легко и свободно и я сумею находить кайф и в тусовках. Но сейчас пока нет.

— Между тем вас без пиара и без кастинга, только по фото, взяли в фильм «Любовница»...

— То был непростой проект для меня. Потому что это — первая главная роль в кино с такими замечательными артистами. Тем более что первая сцена, которую снимали в Сочи в экспедиции, была постельная, с Ириной Юрьевной Розановой. Ситуация усугублялась тем, что оператором был ее тогдашний муж Гриша Беленький. И Тигран Кеосаян, который кротким нравом никогда не отличался, кричал: «Я не понимаю, Андрей, ты что, ты не хочешь ее? Ее хочет вся страна, а ты что?» Конечно, у тебя от этих слов опускается все, тебе хочется просто раствориться. И кстати, кто меня больше всех поддерживал — это был Гриша Беленький, который повторял: «Успокойся, у тебя все хорошо». У меня было такое состояние отчаяния на этих съемках, которое, возможно, мне и помогло. Эта взвинченность и нервозность «легла» на персонаж, поскольку там герой тоже находится в пограничных состояниях.

Андрей Финягин и Ирина Розанова в фильме «Любовница», 2005 год. Фото предоставлено Первым каналом

— А как сама Ирина Юрьевна воспринимала вас, молодого актера?

— Ирина Розанова, опытнейшая актриса, то ли в силу возраста, то ли еще почему-то пыталась меня немножко подзадеть: «Ну ты чего? Чего ты нервничаешь так?» — игриво повторяла она. Это меня чуть больше зажимало. Уже потом я подумал, что она, наверное, слегка кокетничала со мной, чтобы я расслабился, но тогда этого не понимал. В общем, дело было во мне, конечно.

— Андрей, как вы сами думаете, какие ваши личностные качества позволили Кеосаяну доверить вам роль шизофреника?

— Вообще, у меня, наверное, много недостатков. Но какое отношение мои недостатки имеют к моим ролям, не берусь судить. Я закрытый человек, и это данность, которая может производить обо мне впечатление... Например, я избирательно добрый, терпеть не могу доброту ко всем и каждому, мне кажется, что это имитация. У меня критический взгляд на все. И мне это помогает в профессии, мне интересно видеть в человеке какую-то неправильность, какой-то выверт. Люблю за этим наблюдать и считаю, что в каждом человеке так или иначе это есть. Не помню, то ли Станиславский писал, то ли Кнебель о нем писала, что он очень любил играть такие выверты, неправильность, глупость. И у меня на это такой обостренный взгляд. Мой папа, кстати, заслуженный педагог, дефектолог, который работает с умственно отсталыми детьми. Может, в этом дело? (Смеется.) Мне потом на сайт писали люди, профессионально занимающиеся психическими расстройствами, что я очень точно передал психологию нездорового человека. Они даже называли конкретные диагнозы. Для меня это было очень неожиданно и, конечно, приятно.

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

— А в вас есть такой выверт?

— Я в быту невыносим совершенно. Я отдельная субстанция, периодически уходящая в себя. Порой бываю несправедлив и горяч. Как-то что-то сказал человеку, думал, что это ирония, а он потом десять лет это помнил. Известный факт, что мы собственный голос слышим по-другому, чем окружающие. Так же и я себя воспринимаю иначе, чем другие. Лучше спросить у близких людей, будет объективнее. Особенно у супруги: она хорошо знает, что со мной непросто жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко

«Я это исполнять не буду. Что за платочки? Банально, приторно!»

Коллекция. Караван историй
Однажды работник Кока-колы хотел продать секрет напитка! Но представители Пепси позвали ФБР Однажды работник Кока-колы хотел продать секрет напитка! Но представители Пепси позвали ФБР

Как сотрудник Coca-Cola попытался продать коммерческие секреты Pepsi

ТехИнсайдер
Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом» Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом»

Мои герои в кино не всегда положительные, но зато открытые и веселые люди

Коллекция. Караван историй
Чем отличается 1 сентября в современных школах от 1 сентября в СССР и России 90-х Чем отличается 1 сентября в современных школах от 1 сентября в СССР и России 90-х

Как в наше время изменился главный детский "праздник" — 1 сентября

Maxim
Бархатная кибитка. Роман о детстве Бархатная кибитка. Роман о детстве

Глава из новой книги Павла Пепперштейна — романа-воспоминания

СНОБ
Стесняюсь спросить: как отличить отек от жира? Стесняюсь спросить: как отличить отек от жира?

Как понять, жир у вас или отек, и как избавиться от того, и от другого

Правила жизни
Мороз Мороз

Этой весной и всегда Петербург ожидает Мороз

Собака.ru
Приписываемые епископу Теодомиро останки действительно принадлежали средневековому мужчине Приписываемые епископу Теодомиро останки действительно принадлежали средневековому мужчине

Ученые исследовали останки, которые могли принадлежать епископу Теодомиро

N+1
Морская граница на замке Морская граница на замке

Почему Береговая охрана Пограничной службы ФСБ должна стать резервом для флота

Обозрение армии и флота
«Чёрный бор» «Чёрный бор»

«Чёрный бор» — спорный налог для Новгородского княжества, введенный Калитой

Дилетант
Любовь наперекор Любовь наперекор

Haval H3 просто обречен на любовь – и плевать на законы физики

ТехИнсайдер
Худеем по науке Худеем по науке

Какие гормоны отвечают за вес и как похудеть в случае гормонального дисбаланса

Лиза
Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
Как похорошела Москва… Как похорошела Москва…

При Иване Калите в Москве впервые были построены каменные храмы

Дилетант
Смерть самурая Смерть самурая

Лучший фильм, чтобы проститься с Аленом Делоном

Weekend
Химики использовали иодид самария как катализатор Химики использовали иодид самария как катализатор

Как химики научились применять иодид самария в каталитических количествах

N+1
Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения

Почему одни языки легче выучить, чем другие?

ТехИнсайдер
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Кокаин, амфетамины и мельдоний: как знаменитые теннисисты попадались на допинге Кокаин, амфетамины и мельдоний: как знаменитые теннисисты попадались на допинге

Элитные теннисисты, замешанные в допинговых спорах

Forbes
5 самых ожидаемых фильмов ужасов 5 самых ожидаемых фильмов ужасов

Поклонники фильмов ужасов пополняют свои вотч-листы интригующими новинками

Maxim
Неуловимые коты Сайлюгема Неуловимые коты Сайлюгема

Как живется снежным барсам и другим животным в алтайских горах

Наука и жизнь
Имел несчастие быть немцем… Имел несчастие быть немцем…

Кто такой был Эрнст Иоганн Бирон и как он был связан с Анной Иоанновной?

Дилетант
Светятся в темноте и разрушают сперматозоиды! Вот какие бывают презервативы: интересные факты Светятся в темноте и разрушают сперматозоиды! Вот какие бывают презервативы: интересные факты

Существует множество видов презерватива, у каждого типа есть свои плюсы и минусы

ТехИнсайдер
Зловещие пятна на теле планеты Зловещие пятна на теле планеты

16 июля 1945 года человечество, само еще не подозревая, вступило в атомную эру

Наука и Техника
Вот почему это самая умная собака в мире! Интересные факты о дрессировке Вот почему это самая умная собака в мире! Интересные факты о дрессировке

Бордер-колли по кличке Чейзер стала известной как «самая умная собака в мире»

ТехИнсайдер
Топ-6 мифов о яхтинге в России Топ-6 мифов о яхтинге в России

Развенчиваем главные заблуждения о способе совместить приятное с роскошным

Maxim
Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии

Почему плацебо помогает при болезни Паркинсона?

Forbes
Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане

Арт-центр «Воскресенский завод» — неожиданный проект концепции сохранения руин

Psychologies
10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины 10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины

Какие сложности испытывают мужчины в отношениях и как с ними справиться?

Psychologies
Открыть в приложении