Я не делаю ничего против собственного желания, причем уже давно

Караван историйРепортаж

Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне»

Марина Порк

Фото: архив фотобанка/Fotodom

«Шла собака по роялю» я снял исключительно благодаря щедрости Данелии. Георгий Николаевич начинал работать над фильмом по повести Виктории Токаревой «Неромантичный человек». Все ему говорили: «Гиви, зачем тебе это надо? Ты ничего не понимаешь в русской деревне, у тебя же есть замечательная история про вертолетчика». И они с Резо Габриадзе тихонько сели писать «Мимино». Когда я узнал, что он не горит идеей снимать картину о деревне, мне по-тихому стырили на «Мосфильме» сценарий...»

— Владимир Александрович, в сентябре на экраны выходит ваш фильм «Смотри на меня!», основанный на личной истории из детства. Как и когда пришла идея ее рассказать?

— Это действительно давнишний замысел, начинался он с желания рассказать о моей маме. Она меня всегда удивляла. Нас в семье было пятеро детей, с годами я все больше и больше поражался, каким образом мама управлялась со всеми нами, как ей удавалось даровать каждому в равной степени любовь, заботу, внимание, хотя время было разное — и счастливое, и трудное, и тяжелое. А потом возникла идея рассказать о конкретном случае — нашем переезде из Свердловска в Москву. Папу арестовали, и непонятно было, чем все это кончится, никакой информации о нем не давали. Понимая, что через два месяца придут за ней, детей разберут по детдомам (нас тогда было четверо, младшая сестра Галя еще не родилась), мама отправилась в Москву, чтобы в первую очередь спасти детей, а потом уже свою любовь, свою семью.

Эта поездка может показаться абсолютно авантюрной, приключенческой, потому что случилась она в 1948 году, когда в стране еще были жуткий голод, разруха. Но присутствовала и эйфория победы в Великой Отечественной войне: страна вздохнула, все зашевелилось, люди стали возвращаться из эвакуации в свои города. Мама плохо представляла, куда едет, как она поможет папе, видимо, ею руководило чувство физической близости, необходимость быть рядом с отцом и спасти детей.

Итак, все началось с мамы. Потом мне захотелось рассказать о том сложном тяжелом времени. О периоде с победного 1945-го по 50-е годы очень мало написано в советской литературе, даже наши великие прозаики обходили это время стороной. Конечно, тому есть причины. Сначала возникла идея снять русский «Амаркорд», как у Феллини, то есть картину, где дистанционная память детства восстанавливает фрагменты былого. Но, подумав, я решил: нет, с точки зрения мальчика Володи (а мне тогда шел седьмой год) какие-то вещи прозвучат необъективно. Безусловно, я что-то помнил о той поездке, собрал информацию у братьев и сестер, выяснил, что осталось в памяти у них, перечитал литературу того времени.

Но история, которую задумал рассказать, все не складывалась. И тогда я обратился к профессионалу — Андрею Сергеевичу Кончаловскому — с предложением написать сценарий. Он хорошо знал мою маму, мы действительно пятьдесят с лишним лет жили на одной лестничной площадке в доме на улице Воровского, теперь Поварской. Андрей Сергеевич согласился, за что я ему благодарен, вместе со своим соавтором Еленой Киселевой что-то додумал, добавил. В завершенном сценарии я не принял лишь один-единственный фрагмент, который мы убрали с его согласия, а все остальное получилось так, как мне хотелось, как было по тем временам возможно, поэтому осталось в фильме.

Александра Урсуляк сыграла роль многодетной матери в фильме «Смотри на меня!». Фото предоставлено «Амедиа Продакшн»

— Заинтриговали! Что же за фрагмент вы не приняли?

— Что называется, эротический. Там старший брат занимался любовью с девушкой в вагоне за занавеской, практически при маме и спящих детях. Я возражал: «Андрей Сергеевич, мы тогда к девушке прикоснуться боялись, какое там любовью заниматься!»

Я уважительно отношусь к профессии драматурга, все-таки она особенная. А Андрей Сергеевич мастер в этом деле. Как замечательно был написан «Андрей Рублев», над которым он работал с Андреем Тарковским! Он всегда принимал участие в написании сценариев и для собственных проектов, это умеет, знает. Огромная радость, что Андрей Сергеевич принял мое предложение.

— Какую должность занимал ваш отец, когда попал под каток репрессий?

— Руководил главком в Министерстве угольной промышленности. Отец оказался в группе, которая во время войны рискнула высказаться: если Донбасс захватят немцы, то страна потеряет добычу угля, что обернется катастрофой. Они настояли на том, чтобы срочно броситься в Кузбасс, начать там открытые разработки угля. В то время идея казалась безумной, но отец и его единомышленники победили. Конечно, уголь оказался не такого качества, как антрацит из глубинной лежки. Он по качеству был ближе к торфянику, тем не менее это спасло страну, открытые разработки дали возможность не остановиться паровозам, доставлявшим на фронт технику, людей, боеприпасы. А после войны кто-то написал на него донос, обвинив во вредительстве за некачественный уголь. Папу отозвали с должности и отправили в тюрьму.

— Как закончилась та история? Как с него сняли страшные обвинения?

— Точно не знаем по сей день, видимо, поменялась конъюнктура, вмешались чьи-то интересы. Он отсидел несколько месяцев и был отпущен. Такие чудеса случались, в его деле, к счастью, разобрались. А сколько их окончилось не так!

— Вы никогда не пытались поднять архивы спецслужб?

— Никогда, в семье это вообще не обсуждалось.

Армейские будни, 1965 год. Фото: из архива В. Грамматикова

— Как проходил кастинг и как вы нашли своих актеров?

— Со съемочной группой мы просмотрели огромное количество фотографий того времени. Нам было важно знать, как в конце сороковых выглядели не только люди, но и здания, улицы, вокзалы. Фотографии зафиксировали сотни человек с тюками на битком набитых вокзалах: страна переезжала, одни возвращались домой, а другие... отправлялись в обратном направлении. Мы изучали лица, которые сильно отличаются от современных. Казалось бы, ну что там у человека — нос, глаза, брови, рот. Но существенное отличие в них все же есть. Стали искать артистов, похожих на людей с тех фотографий.

С исполнительницей роли матери Александрой Урсуляк мне просто крупно повезло, все произошло абсолютно случайно. Мой друг позвал на спектакль в Театр Наций:

— Володя, у меня есть лишний билет на «Кабаре».

Я стал отнекиваться:

— Не пойду, я так люблю фильм Боба Фосса с Лайзой Миннелли, не могу поверить, что кому-то удалось поставить что-то интересное.

Но приятель уговорил. Я приехал и увидел потрясающий спектакль, который мне очень понравился, был в восторге от Саши, великолепной, потрясающей, поющей. Бывает же такое! Сразу захотел проникнуть к ней за кулисы, но мне сказали: нет, Саша сильно выкладывается, всегда потом отдыхает и никого не разрешает к себе пускать. Однако на следующий день я все равно с ней связался. Спросил:

— Что у вас по графику в августе, сентябре?

— Два проекта — большой сериальный в Минске и съемки в кино.

— Ой, как мне не повезло! Но все-таки, Саш, я попрошу вас: почитайте сценарий.

— Зачем? Не хочу морочить вам голову, мое время расписано.

Я настаивал, в конце концов она согласилась:

— Присылайте.

Дня через два перезвонила: «Ну и что мне теперь делать?»

Ей понравилась эта история, и мы предприняли все, чтобы как-то утрясти ее графики. Дело в том, что я выдвинул жесткое условие: она должна постоянно находиться в группе, рядом с детьми. Не приезжать на машине и влетать в кадр и, отыграв, садиться и мчаться прочь на другие съемки — она должна засыпать, просыпаться, обедать, завтракать рядышком с детьми. Саша подарила нам свое время, и слава Богу, у нее сложились потрясающие отношения с юными артистами.

Дальше я уговорил Евгению Симонову. Казалось бы, она — вечная принцесса в перьях и кружевах. Но Женя потрясающая актриса, я это знал, много видел ее в театре. Если честно, даже не рассчитывал, что она согласится, но все-таки послал ей сценарий. Женя прочитала, мы встретились в кафе на Кутузовском проспекте, долго разговаривали. Выяснилось, что репрессии не обошли стороной и ее семью. Она согласилась и, конечно, потрясающе сыграла. Когда на монтаже я смотрел сцену их с Сашей разговора, восторгался. Одна героиня во имя семьи и детей бросила карьеру и личную жизнь, другая во имя мировой революции отказалась от личного счастья. Сыграли они потрясающе.

Ольга Лапшина — это Братская ГЭС, столько в ней энергии, дай Бог ей здоровья, силушек. Прочитала сценарий, ей очень понравилась роль, она сказала: «Я примчусь». И абсолютно блестяще сделала персонажа того времени, энергия, которая спасла нас всех, была в ней заложена.

Долго искали, кто сыграет энкавэдэшника, остановились на Семене Шкаликове, поющем актере. Мне не хотелось делать из него однозначно отрицательного персонажа, я добивался двуединства, чтобы в герое были чувства, эмоции, и Семен с этим замечательно справился. Так что актерским составом доволен.

Ну а дети... это терпение, усердие и труд. Мы просмотрели около двух тысяч детей, лично я встречался с пятьюстами. Девочку, Веронику Каткаеву, нашли в Казахстане, она просто великолепна. Ну а остальных отобрали поштучно. Это было крайне сложно, они же должны все-таки чем-то походить друг на друга, хорошо, если еще и на маму. Понимаете, как трудно собрать киносемью? Но нам это удалось, а уж зрители пусть решат, насколько успешно.

— Картину показали на 46-м Московском международном кинофестивале, ее высоко оценила отборочная комиссия во главе с киножурналистом Иваном Кудрявцевым. А какие отзывы оставили не профессиональные, а простые зрители?

— Я получил гигантское количество писем. Первое, что меня удивило и обрадовало, — картину приняла молодежь. Видимо, мы все-таки еще можем достучаться до их разума и души через какие-то эмоциональные, чувственные вещи. Множество писем представляли собой просто трактаты. Процитирую: «Спасибо вам за такое искреннее кино. Весь фильм текли слезы, столько любви, счастья в нем, будто вы приоткрыли дверь и позволили зрителю заглянуть в самую сокровенную часть своего сердца. Это гимн матери. Весь фильм стоял ком в горле. Если увековечивать во времени историю своей семьи, то только так». Видимо, зритель сильно соскучился по простым человеческим эмоциям, по какой-то простой человеческой судьбе. Конечно, кому-то фильм не понравился, но большинство оставили позитивные отзывы, в зале присутствовали мои коллеги, педагоги из ВГИКа, врачи, учителя, инженеры — люди абсолютно разных профессий, мы же всегда зовем своих знакомых.

Картина получила золотой приз в конкурсе детских фильмов на 11-м Московском международном кинофестивале в 1979 году. Фото: из архива В. Грамматикова

— Поскольку «Смотри на меня!» привлекает внимание к проблемам семьи, не могу не спросить, что сегодня происходит с семейными ценностями. Если посмотреть некоторые телевизионные ток-шоу, складывается впечатление, что сегодня много детей появляется исключительно в маргинальных семьях, после чего они попадают под опеку государства в детские дома.

— Не могу с этим согласиться. Есть семьи, которые хотят много детей, где он и она, живущие в любви и согласии, осознанно рожают. Хорошо это знаю, потому что я член общественной организации «Семьи России», которая вручает награды многодетным родителям, их собирают по всей России-матушке и приглашают на торжественное мероприятие в Москву. Я видел эти многодетные семьи, общался с ними, это прекрасные люди.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
«От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте» «От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте»

С какими трудностями сталкивались новоприбывшие работники

N+1
Виталий Коваленко: «Самое опасное в моей жизни — это съемки» Виталий Коваленко: «Самое опасное в моей жизни — это съемки»

Я прошел по краю: оказалось заряженным то оружие, которое не должно было

Караван историй
Моменты внезапных прозрений позволят «заглянуть» в сознание Моменты внезапных прозрений позволят «заглянуть» в сознание

В моменты «скачков» обучения сознание выражается наиболее полно и глубоко

ТехИнсайдер
Эффект наблюдателя Эффект наблюдателя

Актер Владимир Яглычев — о ценности времени и свободе нового поколения

OK!
Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек

Дома-бочки в СССР: для кого строили эти дома и почему они были такой формы?

ТехИнсайдер
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Каково это — быть способной создать новую жизнь, но ощущать себя несвободной?

Forbes
Россия по-итальянски Россия по-итальянски

Все подробности жизни и «невероятных приключений итальянца в России»

2Xplore
Все суета Все суета

Какие предметы использовали художники в качестве символов быстротечности жизни?

Вокруг света
Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри

Карри: ароматная и полезная для здоровья приправа

ТехИнсайдер
Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата

Разговор о современном фолке — интервью с Zventa Sventana

СНОБ
Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко

«Я это исполнять не буду. Что за платочки? Банально, приторно!»

Коллекция. Караван историй
Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей

В каком направлении развивается электротранспорт?

ТехИнсайдер
«Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс «Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс

Сериал «Хороших девочек не убивают» — симпатичный проект для зумеров

Forbes
10 фильмов фестиваля «Докер» 10 фильмов фестиваля «Докер»

Самые интересные фильмы из разных программ фестиваля «Докер»

Weekend
Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР? Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР?

Как увеличить производительность труда и обеспечить экономику работниками

ФедералПресс
Нанимать мигрантов станут по-новому: как изменится рынок труда в России Нанимать мигрантов станут по-новому: как изменится рынок труда в России

Процедура найма мигрантов может измениться в сторону ужесточения

ФедералПресс
Какой «Сталкер» самый лучший и интересный: сравним все вышедшие части Какой «Сталкер» самый лучший и интересный: сравним все вышедшие части

Какая часть «Сталкера» самая лучшая и интересная: атмосфера, геймплей и графика

CHIP
Эксперт рассказал, как меньше пьянеть! Факты о толерантности к алкоголю Эксперт рассказал, как меньше пьянеть! Факты о толерантности к алкоголю

Почему одни люди могут выпить больше других?

ТехИнсайдер
Три митрополита Три митрополита

Роль церкви в период правления Ивана Калиты

Дилетант
Деликатесы со всего мира Деликатесы со всего мира

Необычные деликатесы, которые вы есть не стали бы

Зеркало Мира
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи

Как физики установили новый предел на массу и заряд магнитных монополей

N+1
Крушение «Осоавиахима» Крушение «Осоавиахима»

В 1933 году граждане СССР праздновали триумф науки и техники — полёт стратостата

Дилетант
Тула. Город мастеров Тула. Город мастеров

Тула – здесь плелись интриги и вершились судьбы

Зеркало Мира
Вредные советы: 5 способов навсегда остаться матерью-одиночкой Вредные советы: 5 способов навсегда остаться матерью-одиночкой

Какие ошибки совершают одинокие матери, пытаясь наладить личную жизнь?

Psychologies
Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права

Как в истории швейной машины отражается история женской эмансипации

Forbes
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест

О самых удивительных и загадочных местах Алтая

ФедералПресс
Открыть в приложении