Разговор актрисы Юлии Хлыниной с народным артистом Алексеем Гусковым

Караван историйЗнаменитости

Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам

Режим самоизоляции многое изменил в привычной жизни. Актриса Юлия Хлынина примерила на себя роль интервьюера — не выходя из дома вела прямые эфиры, на которые приглашала коллег. Одним из героев стал ее педагог в Школе-студии МХАТ народный артист Алексей Гуськов.

Записала Алла Занимонец

Юлия: Алексей Геннадьевич, я поражена, что вы так ловко управляетесь с новыми интернет-возможностями. Легко вышли в прямой эфир, быстро подключились.

Алексей: А почему ты поражена? Все эти «зумы», прямые эфиры в соцсетях — приметы времени. С ними либо дружишь, либо отвергаешь, я предпочитаю первое. И стараюсь соответствовать. Слежу за тем, как меняются формы общения. Потому что даже если отрицаешь, они все равно существуют, только без тебя. Конечно, живое общение — самое лучшее. Но даже когда оно происходит через экран, ничего страшного. Хорошо, что вообще есть. К тому же это экономит время. Люди сетуют, что жизнь проносится как одно мгновение... Тогда лучше его не растрачивать.

В 1986 году, когда я служил в Театре на Бронной, к нам приехал ставить спектакль югославский режиссер, проживающий в Америке. Три репетиции подряд мы никак не могли начать вовремя, постоянно кто-то опаздывал: «Ой, простите, пробки...»

На четвертую он сам пришел позже на час десять — показал, как нехорошо заставлять себя ждать. Сказал: «Если в Москве пробки и вы не в состоянии попасть вовремя на репетицию, то, — тут он закричал во весь голос: — Выезжайте из дома раньше!»

Это были мои первые уроки пунктуальности: не надо жрать чужое время.

Юля, твой курс выпустился из Школы-студии МХАТ в 2013 году. Прошло семь лет! А по моему ощущению будто вчера.

Юлия: Алексей Геннадьевич, у меня другое ощущение времени — будто прожила с тех пор несколько жизней. Помню, вы к нам пришли преподавать на второй год обучения. О вас ходила легенда, что не любите работать с «зелеными» студийцами, делающими в профессии первые шаги. На экзаменационных показах первого курса, где мы без слов изображали предметы, кошечек-собачек, вы смотрели на наше актерство с ироничным прищуром, будто бы выжидая. А вот когда мы заговорили и стали выдавать что-то более внятное и интересное: этюды, самостоятельные отрывки — то уже согласились преподавать. Мы не единственный курс, с кем вы так поступали? Это особенность вашей методики?

Алексей: Справедливости ради скажу, что я был скорее свадебным генералом. Потому что ответственность за вас лежала на мастере и руководителе вашего курса Константине Аркадьевиче Райкине.

Юль, ты ведь помнишь своего однокурсника Мишу Тройника? (актер «Гоголь-центра». — Прим. ред.). Он, как и я сам сорок лет назад, пришел в Школу-студию из Бауманского . Тоже с четвертого курса. И точно как я абсолютно ничего не понимал в этих самых «кошечках-собачках», с которых начинают все студенты театральных институтов. Он разгонялся с криком «В атаку!» — и ударялся лицом в стену. Такое было оригинальное понимание театра. Человек взрослый, уже проходил сопромат, высшую математику, а тут — играть зверушку... Мише требовалось время, чтобы стереть память и с чистого листа сознания начать все заново.

Для меня самого учиться на актерском первое время было пыткой. Ничего не мог придумать толковее, чем изображая птицу, представлять, будто наливаю себе стакан. Взмах руками и — застываю в сложной позе под названием «Налил!».

Я не был обласкан своим мастером — Виктором Карловичем Монюковым. Среди его учеников были Лев Дуров, Олег Борисов, Николай Караченцов, Евгений Киндинов. И поскольку я чувствовал, что не вхожу в так называемую элиту, когда мастер замечает именно тебя, мучился, расстраивался, искал.

Волшебство началось, когда к нам пришел преподавать Евгений Александрович Евстигнеев. Все, что я потом передавал вам, — оттуда. Евстигнеев никогда не разбирал поведенческие вещи, не давил, но он вселял в нас веру, подходил к каждому студенту как-то по-особенному. И раз и навсегда приучил любить партнера. Когда тот попадает в роль, когда она получается, подойди и поздравь! Вроде очевидно как азбука. И сразу все вставало на свои места.

Ты права, я действительно люблю работать с теми, кто осознанно идет в профессию, кто к ней пригоден. Потому что первый год обучения в театральном — время определения: правильно ли ты выбрал путь, можешь ли, хочешь ли? И всегда жаль напрасно тратить силы. Но коли берусь, то уже не отпускаю. Учил я студентов, в строгом смысле этого слова, только первые два года из двенадцати лет преподавания. А потом это уже было скорее партнерство, совместная работа. Помнишь, как спрашивал тебя и других ребят: «А эта ситуация, текст, сама роль — что для тебя?» Я мог бы и сам объяснить, но это было бы через призму опыта актера Гуськова. А мне хочется, чтобы молодые сами находили свой путь.

Расскажу показательную историю из 2001 года. Мы со студентами ставили отрывок из «Чайки». На сцене — Аркадина и Треплев. «Мама, перемени мне повязку, ты это хорошо делаешь...» — говорит сын, а дальше все заканчивается скандалом между ними.

Отрывок играла девушка, которой пришлось все подробно объяснить и разложить по полочкам, и нервный парень, бывший тогда на грани отчисления. Сейчас он актер, очень хорошо работает.

Так вот, случайно реквизит — бинты и ножницы — положили не на тот подоконник, дальше, чем следует. А это трагедия, потому что можно выпасть из ритма текста.

Героиня не успевает сходить за ножницами, нервничает, и я, сидя в зале, вижу, как продолжая играть, она приматывает к голове Треплева его собственную руку. Сижу рядом с Олегом Павловичем Табаковым и в ужасе думаю: все, сейчас провалюсь от стыда. Как ребята выпутаются? Это же не комедия.

— Людям неталантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты, — говорит Аркадина.

Парень выдергивает руку, повязка спадает ему на глаза, но он, не смущаясь, продолжает:

— Я талантливее вас всех!

Олег Павлович — великий педагог. Обычно он создавал студентам условия, приближенные к жизни, типа «увлечете зрителя или нет?». Например во время показа мог есть орешки или доставал мобильный. И тут вдруг он прекратил жевать, развернулся всем корпусом к сцене и начал с интересом смотреть. Когда ребята сыграли, Табаков показал мне два поднятых вверх больших пальца. А дальше на заседании кафедры с обсуждением, как мои студенты сыграли, заметил:

— Я много видел постановок «Чайки», но такое решение этой сцены наблюдаю впервые.

— Олег Павлович, врать не стану, это чистой воды случайность, — признался я.

В тот раз окончательно понял: в актерстве нет никаких канонов, когда раз и навсегда. Система координат? Да, но только не застывшая догма.

Теперь, Юль, хочу тебя спросить как актрису, работающую и в кино, и в театре: сериалы победили полнометражные фильмы?

Юлия: По моим сегодняшним ощущениям — да. Объясню, почему так считаю. Зрителю важен комфорт. Как бы мы ни стремились к глубокому подходу, авторскому высказыванию, современному человеку удобнее смотреть кино там, где он находится. Например дома на диване, в поездке или в перерыве между институтскими парами. Открыл серию, на которой остановился, и снова втянулся в сюжет. А купить билет, поехать в кинотеатр, сесть рядом с незнакомыми людьми и терпеть хруст попкорна или чужой кашель не всем нравится. Хотя в кинотеатрах есть свое обаяние, но они уходят в прошлое. Во время самоизоляции некоторые премьеры полнометражных фильмов происходили в Интернете, чтобы не откладывать прокат на осень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Фаркоп, обвес, багажник: водителей в 2021 году ждет важное изменение Фаркоп, обвес, багажник: водителей в 2021 году ждет важное изменение

Изменения в правила тюнинга перенесли на год

РБК
Владимир Коренев. До и после Ихтиандра Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историй
Искусственный интеллект не заменит врачей. Но сделает их работу эффективнее Искусственный интеллект не заменит врачей. Но сделает их работу эффективнее

Машины научились определять заболевания кожи

GQ
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Что на самом деле измеряют тесты интеллекта Что на самом деле измеряют тесты интеллекта

А что же это такое – интеллект?

Популярная механика
Первый, кто признал себя вассалом Батыя Первый, кто признал себя вассалом Батыя

Правда ли, что князь Ярослав Всеволодович был «негодяем из негодяев»

Дилетант
Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню

Пять базовых правил создания правильного меню

Bones
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
8 вещей, которые не идут никому — самые безвкусная одежда и аксессуары XXI века 8 вещей, которые не идут никому — самые безвкусная одежда и аксессуары XXI века

Некоторые предметы гардероба необходимо запретить к продаже законодательно

Cosmopolitan
Как исполнить мечту Как исполнить мечту

Пришла пора призвать на помощь карту желаний, психологию и магию

Домашний Очаг
Каких собак предпочитали древние люди: новое исследование Каких собак предпочитали древние люди: новое исследование

Как собаки изменились в процессе одомашнивания и для чего они были нужны?

Популярная механика
Лофтус Холл: самый известный в Ирландии дом с привидениями Лофтус Холл: самый известный в Ирландии дом с привидениями

По местным приданиям, привидения в доме появились после визита самого дьявола

Maxim
Крыланы нашли короткий путь к дому при помощи когнитивной карты Крыланы нашли короткий путь к дому при помощи когнитивной карты

Крыланы срезали свой путь маршрутом, по которому до этого никогда не летали

N+1
Миротворец-империалист Миротворец-империалист

Весь период правления Никита Сергеевич отчаянно боролся за мир

Дилетант
#профессия: кинолог LizaAlert — о работе четвероногих спасателей #профессия: кинолог LizaAlert — о работе четвероногих спасателей

Лето для поисково-спасательного отряда LizaAlert — во всех смыслах жаркий сезон

РБК
Андроид, гнев божий Андроид, гнев божий

Михаил Трофименков о «ООО “Семейный роман”» Вернера Херцога

Weekend
Как бывший финансист из Лондона заработал 1,5 млрд рублей на сносе зданий в России Как бывший финансист из Лондона заработал 1,5 млрд рублей на сносе зданий в России

Как «Крашмаш» закрепился на рынке демонтажа

Forbes
Как Йозеф Менгеле — «Ангел смерти из Освенцима», ставивший эксперименты над людьми — избежал наказания (отрывок из книги) Как Йозеф Менгеле — «Ангел смерти из Освенцима», ставивший эксперименты над людьми — избежал наказания (отрывок из книги)

Сын Менгеле, нашедший его в Бразилии, задает ему страшные вопросы

Esquire
Письмо телу Письмо телу

Как заметить свое тело и начать строить с ним отношения

Seasons of life
Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева

Вспоминаем биографию советского и российского нейрофизиолога Натальи Бехтеревой

Esquire
Что делать, когда все раздражает. Советы психолога Что делать, когда все раздражает. Советы психолога

Повышенная раздражительность может сигнализировать о нерешенных проблемах

РБК
Пять советов родителям подростков Пять советов родителям подростков

Как научить ребенка общаться?

Лиза
Лучшие документальные сериалы о спорте Лучшие документальные сериалы о спорте

Если вы хотите погрузиться в реальные спортивные истории, советуем эти сериалы

GQ
Подключение легких человека к свинье восстановило функцию органа Подключение легких человека к свинье восстановило функцию органа

Исследователи смогли восстановить поврежденное легкое донора

Популярная механика
«Я» — первая буква алфавита: здоровый эгоизм «Я» — первая буква алфавита: здоровый эгоизм

Регулярная забота о себе критически важна для сохранения здоровья

Psychologies
Обувь протеста: как кроссовки стали важной частью акций против расизма в США (и целью мародеров) Обувь протеста: как кроссовки стали важной частью акций против расизма в США (и целью мародеров)

Америку захлестнула волна протестов после убийства Джорджа Флойда

Esquire
Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд

Какими преимуществами обладают маркетплейсы?

Forbes
«Я изобрел формулу «музыка сочинена, аранжирована и исполнена Эннио Морриконе»: 6 фактов о великом итальянском композиторе «Я изобрел формулу «музыка сочинена, аранжирована и исполнена Эннио Морриконе»: 6 фактов о великом итальянском композиторе

Вспоминаем биографию Морриконе и рассказываем о его самых известных работах

Esquire
«Я хочу показать, что можно спать 8,5 часов в сутки и управлять двумя компаниями». Джек Дорси — о культуре, ценностях и совершенстве «Я хочу показать, что можно спать 8,5 часов в сутки и управлять двумя компаниями». Джек Дорси — о культуре, ценностях и совершенстве

Что писал и говорил в разные годы Джек Дорси

Inc.
Открыть в приложении