Возможно, история Стаса Пьехи поможет кому-то не совершить его ошибок

Караван историйЗнаменитости

Стас Пьеха. Быть собой

Возможно, моя история поможет кому-то не совершить тех ошибок, что я допустил в свое время.

Беседовала Виктория Катаева

Фото: из архива С. Пьехи

нашей семье много пишут, так было всегда. В детстве, в Петербурге, мне из-за этого жилось непросто. Носить фамилию Пьеха и избежать стереотипа «бабушкин внук» невозможно, когда-то это казалось невыносимым бременем. Тем более что я рос совсем не таким.

Фото: из архива С. Пьехи

Подсказок никто не давал: ершистый подросток, я слонялся по дворам с ребятами, спешил навстречу опасным уличным приключениям.

Да, когда-то Эдита брала меня с собой на гастроли — я еще в школу не ходил. Проехал с ее коллективом весь Советский Союз вдоль и поперек, видел изнанку кочевой жизни: бесконечные поезда, ночные переезды, провинциальные гостиницы... За кулисами концертного зала вместо «удобств» — жестяное ведро, чтобы далеко не бегать. Считаю, артисты советского времени — очень закаленные люди.

В четыре года резался в домино с рабочими сцены, а потом с ними же ел кильку в томатном соусе прямо из банки. А гастроли в Биробиджане? Пока Эдита выступала, мне, шестилетнему, стало скучно. Недолго думая по пожарной лестнице взобрался на крышу концертного зала и начал бросаться в прохожих найденными там обломками кирпичей. Эдита позже вспоминала: «Пою, и вдруг за сценой раздаются крики. Администраторы забегали в панике. Концерт пришлось остановить — внука снимали с крыши. Боялась, что меня удар хватит!»

Бабушку я, по-моему, чаще раздражал. Она никогда не скрывала, что маленьких детей не то что не любит, просто совершенно не знает, как с ними управляться. Да и у меня характер тот еще. Когда пошел в школу, мои гастроли закончились. Погрузился в обычную жизнь, которой живут дети артистов. Бабушка — на концертах, которых было всегда очень много. Родители, певица Илона Броневицкая и джазовый музыкант Пятрас Герулис, расстались, когда я еще даже не ходил. Отец — в Вильнюсе, мама с новым мужем Юрием Быстровым тоже колесила по гастролям. Новорожденная сестра Эрика жила со своими бабушкой и дедушкой. Меня оставили в квартире Эдиты на ее помощниц.

Помню, маленьким плакал, когда мама уезжала, хватался за ручку ее сумки, не хотел отпускать. Потом, конечно, привык, что вижу нечасто. Самостоятельность — удел многих мальчишек и девчонок, чьи родители увлечены своей профессией, погружены в нее так же глубоко, как Эдита и Илона. Приходится многим жертвовать, в том числе и самым ценным — благополучием собственного ребенка. Я и сам сейчас такой же папа: сын, которому почти три года, редко меня видит. История повторяется. Но Петя, к счастью, растет с мамой и бабушкой, которые его обожают. А за мной следили знакомые Эдиты.

Фото: из архива С. Пьехи

— Это были ее подруги?

— Я бы не назвал их подругами. Эдита достаточно закрытый человек. У нас с ней тогда не было большой дружбы, как обычно у бабушек с внуками. Порой казалось, что она вынуждена терпеть мое присутствие в своей жизни. Когда уезжала на гастроли, в квартире находились женщины, которые вели хозяйство, следили за порядком. Они же приглядывали за мной: ведь утром надо разбудить, покормить, отвести в школу. Нина Вячеславовна, директор подшефного детского дома — бабушка, сколько помню, помогала обездоленным детям, — часто брала меня с собой на работу. У меня даже своя комната имелась в детдоме, с кроватью и шкафчиком, я там ночевал.

Сразу подружился с детдомовскими ребятами. Вместе гуляли, играли в казаки-разбойники, бегали по дворам, залезали в подвалы и на крыши. Я хорошо их понимал и в истории каждого искал отголоски своих детских чувств. С ними же впервые попробовал курить. Мне тогда было семь. Это сильно придало уверенности в себе. Каким же наивным я тогда был — разве в этом взрослость и крутизна?

Вскоре научился играть разные роли: с детдомовцами был одним, а рядом с бабушкой превращался в пай-мальчика с ломающимся голосом. Илона иногда приезжала, чаще звонила, интересовалась моими делами. Говорил, что все нормально. Ответ ее устраивал. Присматриваться к моим меняющимся привычкам ни мама, ни бабушка были не готовы. Наша суматошная жизнь просто не оставляет возможности проявлять внимание и чуткость. Это не чья-то вина, а беда нашего времени. Но понимание пришло с годами. А тогда... Обижался, злился.

Года полтора назад вдруг осознал простую, в общем, истину: все свои душевные «якоря» мы получаем в раннем возрасте. С годами они удерживают нас все крепче, и если у человека полноценное гармоничное детство, ему проще жить на свете, потому что получил заряд любви и тепла. А у меня в душе зияла, да и сейчас никуда не исчезла, какая-то дыра. Лишь в тридцать пять я наконец понял это, признал ее существование.

Возможно, моя история поможет кому-то не совершить тех ошибок, что я допустил в свое время. Да, в детстве мне недодали любви. В этом, думаю, и надо искать причины последующих многолетних поисков и метаний.

Когда не получаешь от родных одобрения и понимания, к себе любви не испытываешь. Нет внутренней гармонии, уверенности, бросает из крайности в крайность. То в браваду — «все сам могу, мне никто не нужен!» То, наоборот, во внутреннюю панику — «ничего не умею, пропаду...» Оба эти состояния хорошо мне знакомы. Все люди с зависимостями — недолюбленные. Уверенно это говорю, потому что имею большой опыт общения с ними.

В детстве я искал авторитеты на улице, среди старших пацанов: кто сильнее, кто в тюрьме отсидел или в армии отслужил. Кстати, ничему дурному уличные товарищи меня не учили. Как раз наоборот, прививали «вечные ценности»: выполнять обещанное, не предавать, не подставлять, быть сильным духом, «вписываться» за ближнего. Плохому учился сам.

— Все-таки мальчика должен воспитывать мужчина. Неужели в семье не нашлось крепкой руки? У вас были дедушка Александр Броневицкий, два последующих супруга Эдиты Станиславовны, мужья Илоны музыканты Юрий Быстров и Евгений Тимошенков — чем не воспитатели? Родной папа наконец?

Дедушка Александр Броневицкий жил отдельно — с бабушкой они давно развелись. Умер, когда мне было семь с половиной. Очень жалею, что не довелось толком пообщаться. Ведь он мог столько рассказать! Особенно по части творчества. Одаренный музыкант Броневицкий по сути стал первым в СССР продюсером. Эдита приехала из Польши, училась на психфаке Ленинградского университета. Он создал ансамбль «Дружба», солистка которого, застенчивая иностранка без музыкального образования, вскоре стала знаменитой артисткой мирового уровня. Но увы... Я его фактически не помню.

Со вторым и третьим бабушкиными мужьями мы почти не пересекались: это была ее отдельная жизнь. С отчимами, правда, складывались теплые отношения. В разные периоды оба успевали со мной чем-то делиться. Юра вообще единственный, кто занимался моим воспитанием в раннем детстве.

А с родным отцом я впервые встретился в четырнадцать лет: мама в один прекрасный день просто купила билет на поезд и отправила меня к нему в Литву. Ехал без особого трепета. Помню свое первое впечатление: мужчина в добротном костюме, очки изысканные в тонкой оправе — прямо профессор. С одной стороны, понимал, что это мой отец, пытался уловить схожесть в чертах, голосе, манере поведения. А с другой, видел его впервые в жизни и чувствовал, что между нами — пропасть. Сердце молчало.

Впрочем, подобная черствость типична для подросткового возраста. Даже не вспомню, на какие темы мы тогда общались. Душевных разговоров точно не было. Пожил у него неделю и вернулся обратно в Питер, зажил по-прежнему.

— Сложись иначе, вы были бы готовы воспринять нравоучения от родных?

— Не факт. Характер у меня непростой, к тому же многое делал наперекор, назло. Если Эдита просила «Не надевай рваные джинсы!» — тут же прорезал в них дополнительные дырки. Она качала головой: «Ну в кого ты такой?!» Хотя ответ знала прекрасно: Илона росла не менее упрямой. Знаю, что пока училась в школе, одноклассники и не подозревали, что ее мама — знаменитая Пьеха. Илона никому об этом не рассказывала. Не хотела выделяться. И даже категорически запретила звездной маме присутствовать на школьном выпускном. Одноклассники привели родителей, а Илона явилась одна. Эдита вспоминала, что в тот день все-таки была у школы, наблюдала происходящее со стороны.

Я же пошел еще дальше. До недавнего времени воспринимал жизнь как поле боя: постоянно стремился кому-то что-то доказывать. Неважно как. Если стихами — писать так, чтобы окружающие приходили в восторг. Деньгами — заработать столько, чтобы чувствовать себя достойным мужчиной. Мне всегда хотелось сделать нечто монументальное. Причем быстро — здесь и сейчас. Построить, поставить, созвать всех — смотрите! И чтобы в ответ все ахнули. Типичное поведение тех, кто недополучил в детстве любви: доказывать, добиваться, изображать из себя кого-то, кем на самом деле не являешься.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пленные второго сорта Пленные второго сорта

Нацистская пропаганда объявила пленных советских солдат «недочеловеками»

Дилетант
На розовой заре На розовой заре

Ита­льян­ской мар­ке Blumarine ис­пол­ня­ет­ся со­рок лет. К юби­лею Vogue пуб­ли­ку­ет от­рыв­ки из не­дав­но вы­шед­шей ав­то­био­гра­фии ее со­зда­тель­ни­цы Ан­ны Молинари.

Vogue
Прощай, Бранджелина! Прощай, Бранджелина!

Главной сенсацией прошедшего года стал развод самой яркой голливудской пары

Караван историй
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Porsche 911 Porsche 911

Автомобили из ценовой категории «кому за сто» разумом и расчетом не покупают. Их берут сердцем и эмоциями, когда надежность и стоимость ТО особенно не важны. Porsche 911 – классический тому пример. Кстати, а с надежностью у него оказалось все окей.

АвтоМир
Ева Польна. От зимы спасают путешествия Ева Польна. От зимы спасают путешествия

Артист не должен быть в образе 24 часа в сутки, считает певица. И четко разделяет творческую жизнь и время на семью.

Лиза
Сражение невидимок Сражение невидимок

Истребители пятого поколения участвовали в каждом бою в истории

Популярная механика
Продолжению «Гардемаринов» быть! Продолжению «Гардемаринов» быть!

Этот проект находится в работе уже четвертый год. Дмитрий уверен, что картину ждет успех, ведь сейчас самое время для ее выхода.

Лиза
Все как есть Все как есть

Так называемые суперфуды: экзотические ягоды, злаки и водоросли с рекордным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ — сегодня у всех на слуху. Но действительно ли они так полезны, что могут защитить нас от самых разных болезней?

Добрые советы
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
Заморская Задорожная Заморская Задорожная

Как познакомиться с девушкой в винотеке, рассказывает Настя Задорожная

Maxim
Ода другому месту Ода другому месту

Рассказ Кати Пицык

Esquire
Невеста с приданым Невеста с приданым

В два­дцать шесть лет Дженни­фер Лоуренс ста­ла са­мой вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой ак­три­сой в мире. Роман с ре­жис­се­ром? лег­кий ха­рак­тер? а вот и нет: за­ра­ба­ты­вать ак­три­са ста­ла, как раз ко­гда ха­рак­тер у нее испортился.

Tatler
Ты меня не забывай Ты меня не забывай

Мишель Обама по­ки­да­ет Белый дом на пике по­пуляр­но­сти. Она — со­весть на­ции, роле­вая мо­дель, ико­на сти­ля, ге­ро­и­че­ская мать и го­то­вый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты США.

Tatler
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
Основы мировой экономии Основы мировой экономии

Сколько бы ты ни зарабатывала, лишних денег, как известно, не бывает

Cosmopolitan
Галина Стаханова. Мечты сбываются? Галина Стаханова. Мечты сбываются?

Галина Стаханова рассказала о своих отношениях с Роланом Быковым

Караван историй
Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado

Честных рамных внедорожников на нашем рынке осталось так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание лучшего борются Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado.

АвтоМир
Вышел боком Вышел боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда»

Популярная механика
10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу 10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

Esquire
10 правил глянцевой журналистики 10 правил глянцевой журналистики

Самый известный главред русского глянца Алена Долецкая

Esquire
Дальнобои останутся без работы? Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМир
15 мыслей Джима Джармуша 15 мыслей Джима Джармуша

У иконы независимого кино 16 февраля выйдет «Патерсон» — фильм про водителя автобуса, который пишет стихи и долго вглядывается в водопад. GQ поговорил с Джармушем о вдохновении, демографии и технике правильного удара кулаком.

GQ
Я тоже хочу Я тоже хочу

Зависть — не только вполне естественная реакция здоровой психики, но и главный двигатель прогресса и карьеры.

GQ
Мы стро­и­ли, строили… Мы стро­и­ли, строили…

Два года на­зад жур­нал AD вме­сте с бюро “Однушеч­ка” взял­ся за бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект и офор­мил квар­ти­ру для вы­пуск­ни­ка дет­ско­го дома. Вот что из это­го вышло.

AD
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...» Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...»

Интервью с Ивонн Кальман — последним потомком Императора оперетты

Караван историй
Евгений Давыдович Евгений Давыдович

Генеральный директор «Связного» об управлении компанией в кризис, эффективном маркетинге и безупречном сервисе.

GQ
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
Открыть в приложении