Санкт-Петербург — слепок представлений Петра Первого об идеале

Караван историйИстория

Рождение царь-града

Он выигрывал войны и проводил грандиозные реформы, благодаря его воле "из тьмы лесов и топи блат" на берегах Невы вознесся горделиво юный град — слепок представлений Петра об идеале, воплощение его амбиций, отражение противоречивого характера русского царя.

Татьяна Миргородская

Фото: A.savin, Wikicommons»

Российскому государю хотелось всего и сразу: соединить в одном творении, носящем имя его небесного покровителя, все, чем восхищался в заморских путешествиях, чего на родине никогда не видывали. Как скажет впоследствии поэт — воздвигнуть памятник себе, только вполне рукотворный. И ему это удалось.

Началось с малого. Одержимый идеей прорубить выход к открытому морю, Петр решил заложить «фортецию» — крепость на небольшом острове Енисаари, или Заячьем, в дельте Невы на отвоеванной у шведов территории под названием Ингерманландия. Там шестнадцатого — по новому стилю двадцать седьмого мая 1703 года и был официально основан новый город. И уже вскоре итальянский архитектор Доменико Трезини начинает отстраивать Петропавловскую крепость. Рядом с нею появились Сенат и таможня, по соседству и первый ресторан, называемый тогда австерией. Словом, все необходимое для начала...

Рядом с Петропавловской крепостью появились Сенат и таможня, по соседству и первый ресторан, называемый тогда австерией. Словом, все необходимое для начала... Фото: SSR

Город назвали Санкт-Петербургом в честь апостола Петра — впрочем, поначалу государь пробовал на вкус разные иные варианты — и Петрополь, и Питерпол, и Петрополис... Выбранное в итоге название в народе тут же превратилось в Питер-град, а то и просто Питер.

В первые годы Петербург было не отличить от множества древнерусских городов: застраивали его привычно, по старинке — простенькими бревенчатыми домами, хаотично разбросанными тут и там и в итоге формировавшими кривенькие узкие улочки. От того «деревянного» этапа сохранился деревянный дом самого Петра. Впрочем, впереди были этапы «мазанковый» и «кирпичный». Проживало там в ту пору примерно восемь тысяч душ, а «жилой фонд» составляли около восьмисот дворов.

Поначалу центром нового города была Троицкая площадь — там и органы власти размещались, и Троицкая церковь, и празднества проводили. Что до островов, то Васильевский в те годы был фактически во всех смыслах пустым местом: там пасли коров и лошадей и неутомимо крутились лопасти трех мельниц, а из крупных домов стоял единственный — двухэтажный, но тоже пока еще деревянный, принадлежавший светлейшему князю Меншикову. Прямо от крыльца начинался канал, по которому князь в лодке добирался до Невы.

Государю хотелось соединить в одном творении, носящем имя его небесного покровителя, все, чем восхищался в заморских путешествиях, чего на родине никогда не видывали. Фото: Bequeathed by John Jones. Густав Фон Мардефельд. «Петр Великий с черным пажом». 1720 г. музей Виктории и Альберта

Адмиралтейский остров был оживленнее. Тут и Адмиралтейство, и Летний дворец царя, а между ними — дома придворных, в первую очередь графа Апраксина. Адмиралтейство окружали избы мастеровых, трудившихся на верфи и канатном дворе, — иностранцев и русских.

На этом-то фоне и сочинял государь новую столицу, город, подобного которому еще не знала Россия. Вплотную к своему «проекту» Петр приступил после Полтавской битвы и завоевания Прибалтики. Вариантов было два: снести все подчистую и строить наново, по жесткому плану, либо приспособиться к тому, что уже есть. Обе задачи поначалу царя не особенно вдохновляли, и он всерьез подумывал просто оставить все как есть, а город возвести на новом месте, там, где можно развернуться, не сдерживая полета фантазии. Ему виделось нечто небывалое: широкие прямые проспекты, бульвары, зеленые парки и, конечно, каналы, которые, как в прекрасной Венеции, станут главными путями сообщения.

Нашлось и место: остров Котлин. Здесь план Петра предусматривал рациональную застройку — дома вдоль сети каналов-прямоугольников. Поскольку государя всегда отличала решительность на грани жестокости, то уже в 1712 году он подписал указ о насильственном переселении на Котлин по тысяче семей каждого сословия — дворян, купцов и ремесленников — сразу по окончании Северной войны. Готов был уже и список аристократов (Петр последовательно продвигал принцип: власти предержащие должны начинать с себя, своим примером вдохновляя остальных) — сенаторов и влиятельных дворянских семей.

Однако война никак не заканчивалась, а Котлин имел единственную, но весьма значимую неприятную особенность — уязвимость для нападения. В итоге от амбициозного плана строительства там нового города Петр отказался, вернувшись к прежнему месту. Центром его он назначил Васильевский остров: там толком еще ничего не застраивали, так что и сносить особенно ничего не пришлось бы.

Что ж, амбициозные планы претерпели некоторую коррекцию, но в основе не изменились. С 1712 года Петербург был объявлен новой столицей, и из Москвы сюда перевели двор и официальные учреждения. Самое поразительное, что в ближайшие девять лет столица России по сути формально располагалась на территории Швеции — война все еще длилась. Перенос же ее из Москвы для царя имел значение символическое: обращение к новому, европейскому пути развития.

С того же 1712 года в Петербурге поселилась семья государя и сюда стали оперативно переселяться придворные, дворяне, торговцы и промышленники, переезжали ремесленники и работный люд. За ближайшие четыре года в столицу выслали на работы сто пятьдесят тысяч человек. Людей буквально мобилизовали по трудовой повинности — вахтовым методом. В течение двух-трех месяцев работник валил лес, клал камни, засыпал болота, после чего его отпускали, заменяя новым. Строителям платили один рубль в месяц.

За пятнадцать лет Петербург превратился в благоустроенный, передовой город. Весь он был одет в камень — беспрецедентный пример в России, причем мостили Царь-град сами горожане. Фото: Florstein (Wikiphotospace)

К 1717 году за строительство взялись по-настоящему, и теперь привлекали уже вольнонаемный люд. Ничего подобного не только в России, но и в Европе еще не видывали — фактически на пустом месте возводилась огромная столица, неутомимо пополнявшаяся сотнями новых домов и множеством новых жителей.

За облик Санкт-Петербурга отвечал француз. Архитектору Леблону Петр поручил разработку генерального плана и самолично утверждал чертежи или требовал корректив — например велел уменьшить размеры окон в жилых домах, ибо «климат у нас не французский». Леблон отнесся к делу чрезвычайно ответственно и воплотил в плане «регулярного» города все самые передовые идеи своего времени.

С высоты птичьего полета, на чертежах, Санкт-Петербург выглядел как эллипс, внутри изрезанный каналами Васильевского острова и улицами на Адмиралтейской стороне — прямыми, четкими, «по линеечке». В центре острова дворцовая площадь. Вокруг нее — правительственные здания и дворцы элиты. Здания на улицах одной высоты. Размечены на плане были все ключевые точки: скверы и парки, церкви и рынки, места для проведения праздников и свершения казней. Леблон предлагал полностью «заровнять» Васильевский, не только снеся все постройки, но и засыпав каналы, чтоб потом на их месте сделать новые, «правильные». Царь, поколебавшись, эту идею все же отверг: слишком уж она оказалась дорогостоящей даже для реформатора, никогда не экономившего, если речь шла об очередной захватившей его новации. Отказался Петр и от очень, конечно, соблазнительного предложения превратить Васильевский остров в абсолютное подобие Венеции, вынудив жителей передвигаться по воде, по каналам. Слишком уж климат отличался от мягкого итальянского.

За пятнадцать лет Петербург превратился в красивый, благоустроенный, передовой город. Весь он был одет в камень — беспрецедентный пример в России, причем мостили Царь-град сами горожане. Дело это было поставлено на поток, в принудительном порядке: просто каждый, кто приезжал в столицу посуху, обязан был доставить три больших камня весом в два с лишним кило, а те, кто приплывал на судне, — от десяти до тридцати камней. Мостили не всю улицу и не ее проезжую середину, а лишь прообразы тротуаров сбоку шириной в полтора-два метра. К слову, и каменные дома в городе возводились, что называется, за счет всей страны: Петр запретил строить из камня везде в России, кроме Петербурга.

Главная улица от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры звалась Невским проспектом — длинная, широкая, просторная, сплошь мощенная камнем, обрамленная с двух сторон деревьями в несколько рядов, необычайно чистая, ухоженная, красивая и несколько даже подавлявшая столичным шиком.

Невский, с обеих сторон обрамленный деревьями, был необычайно чистым, ухоженным и несколько даже подавлявшим столичным шиком. Фото: Dennis G. Jarvis Halifax

Что до каналов — они уже не удивляли тех, кто по своей или монаршей воле перебрался в Петербург. Каналы превратили в остров Летний сад, пересекали часть города, сосредоточенную вокруг Адмиралтейства, служили главным путем передвижения, препятствовали пожарам, окружая рискованные участки, осушали требовавшие того места. И рядом с ними, и рядом с главными речными артериями — Невой и Мойкой (специально спрямленными, расширенными в узких местах и засыпанными землей в излишне широких) — появились деревянные набережные. Берега соединили мостами. О начале ледохода сообщали пушечными выстрелами и поднятым флагом.

За порядком следил генерал-полицмейстер Антон Девиер, назначенный градоначальником царским указом в мае 1718 года. Формально он подчинялся Сенату и генерал-губернатору Меншикову, на самом же деле — исключительно государю.

То была одна из блестящих карьер, весьма характерных для эпохи правления Петра, умевшего разглядеть перспективные «кадры» и подарить им уникальный шанс раскрыть свой потенциал. Петр встретил Девиера в Голландии в 1697-м — находчивого юнгу, ловко лазавшего по вантам. Обаянием и готовностью зарабатывать на хлеб любой честной работой морячок российскому царю приглянулся. Настолько, что Петр забрал его с собой в Россию. Девиер служил благодетелю верой и правдой, довольно быстро продвигаясь по службе — от ротмистра до гренадерского подполковника, а потом и до генерал-адъютанта, каковой чин Петр учредил специально для него и еще одного верного сподвижника, Павла Ягужинского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В начале «тропы Батыевой» В начале «тропы Батыевой»

Подробности Батыева нашествия до сих пор вызывают полемику

Дилетант
Лечим насморк у детей до года Лечим насморк у детей до года

Как помочь грудничку пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Принц-полунищий: как аферист из тиндера выманил у девушек $10 миллионов и избежал наказания Принц-полунищий: как аферист из тиндера выманил у девушек $10 миллионов и избежал наказания

Удивительная по степени наглости история Фелисити Моррис «Афериста из тиндера»

Esquire
Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
Не стесняюсь спросить: симптомы простатита и вопросы урологу о самом главном Не стесняюсь спросить: симптомы простатита и вопросы урологу о самом главном

Уролог – главный специалист для любого, желающего оставаться в хорошей форме

Playboy
8 загадочных фактов про Тунгусский метеорит 8 загадочных фактов про Тунгусский метеорит

Тунгусский метеорит оставил после себя множество загадок

Maxim
Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу

Он изображал успешного инвестора, она называла себя рэпером и экономистом

Forbes
Майя Плисецкая, Фаина Раневская и другие легендарные советские чайлдфри Майя Плисецкая, Фаина Раневская и другие легендарные советские чайлдфри

Объединяет наших героинь одно: они отказались от идеи заводить детей

VOICE
Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300 Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300

Какие в России есть альтернативы внедорожнику Toyota Land Cruiser 300

РБК
Норвежские археологи нашли деревянный артефакт с руническим письмом Норвежские археологи нашли деревянный артефакт с руническим письмом

Археологи нашли артефакт-ярлык для товаров

N+1
Много преступлений и мало любви: 10 сериалов весны про женщин Много преступлений и мало любви: 10 сериалов весны про женщин

Уже все посмотрели? Пора снова подыскивать сериал на вечер

Forbes
Свет из твердого тела: как работают сверхмощные диоды Свет из твердого тела: как работают сверхмощные диоды

Современные источники освещения уже давно выглядят не так, как прежде

Популярная механика
Сто вопросов взрослому: какой получилась драма Майка Миллса «Камон камон» Сто вопросов взрослому: какой получилась драма Майка Миллса «Камон камон»

«Камон камон» — драма о путешествии взрослого и ребенка

Esquire
Я его слепила Я его слепила

С помощью нижнего белья Микаэла Старк превращает тело в предмет искусства

Vogue
Запомни, это не комплименты: 8 фраз, которые коробят девушек Запомни, это не комплименты: 8 фраз, которые коробят девушек

Фразы, которые испортят все твое общение с девушкой

Playboy
Легко и с юмором Легко и с юмором

Марина Кравец — о юности, голодных художниках и ненормативной лексике

Cosmopolitan
Падшая аристократка, женщина-социалистка и рабочая-феминистка: кем была Флора Тристан Падшая аристократка, женщина-социалистка и рабочая-феминистка: кем была Флора Тристан

Флора Тристан боролась за право женщин на развод и против домашнего насилия

Forbes
История одного здания: Дом творчества Переделкино История одного здания: Дом творчества Переделкино

Здесь работали Пастернак, Чуковский, Тарковский, Окуджава, Высоцкий и другие

Культура.РФ
«‎У нас будут и новые Овечкины, и новые Кучеровы, и новые Василевские, и Кубок Стэнли еще не раз окажется в России» «‎У нас будут и новые Овечкины, и новые Кучеровы, и новые Василевские, и Кубок Стэнли еще не раз окажется в России»

Как из простого парня стать суперзвездой хоккея и выиграть два Кубка Стэнли

Esquire
«Ты как маленький!» «Ты как маленький!»

Не говори такого никогда: фразы, которые «кастрируют» мужчин

Лиза
Однорельсовые железные дороги: неожиданное будущее ретро-изобретения Однорельсовые железные дороги: неожиданное будущее ретро-изобретения

Будущее было за двухколесными автомобилями и однорельсовыми поездами

ТехИнсайдер
Кроссоверы, которые лучше не покупать на зиму: список моделей Кроссоверы, которые лучше не покупать на зиму: список моделей

Посмотрите на кроссоверы, которые могут подвести по дороге на дачу

РБК
Об этом не расскажут в школе: 5 малоизвестных фактов из истории России Об этом не расскажут в школе: 5 малоизвестных фактов из истории России

Неожиданные вопросы об истории России

Популярная механика
Газлайтинг: что это такое и как ему противостоять Газлайтинг: что это такое и как ему противостоять

Газлайтинг. Почему такое странное слово и что оно означает?

Cosmopolitan
Разные лики педагогической запущенности Разные лики педагогической запущенности

Что такое педагогическая запущенность и как она изменилась в наши дни

СНОБ
Медленно, но верно Медленно, но верно

Пошаговый план продвижения к поставленной цели

Psychologies
Герой моего кошмара Герой моего кошмара

Неадекватные парни из тиндера и их великолепные райдеры

Cosmopolitan
Глаза земли Глаза земли

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» принимает вахту у «Хаббла»

Вокруг света
Как хранить яйца? Как хранить яйца?

Почему важно правильно хранить яйца? И как это делать?

Популярная механика
Открыть в приложении