Прокладка железной дороги в Севастополь в начале 1870-х привела Губонина в Крым

Караван историй

Петр Губонин. Дворянин от сохи

Прокладка железной дороги в Севастополь в начале 1870-х привела Губонина в Крым. Петр Ионович был очарован южным берегом Черного моря и вознамерился превратить его в первоклассный курорт. «Но здесь же нет никакой цивилизации! Жалкая деревенька, две кофейни, да и те грязны до невероятности», — изумился сын.

Нина Белова

Москва, живущая сплетнями, бурно обсуждала новую пьесу Николая Потехина «Злоба дня», которая с огромным успехом шла на сцене Малого театра: герои в ней словно с натуры списаны. Особенно веселили публику разбогатевший на железнодорожных подрядах купец-миллионщик и его наследник — завсегдатай модных ресторанов. «Как Губонина-то процыгали, — гудела Первопрестольная. — И сюртук долгополый, и золотая цепь на шее, и сапоги бутылками... И ухватка вся его. А Сережа-то, Сережа — ну как есть купецкий сынок!»

«Вишь, как нас высмеяли, — почесывали затылки замоскворецкие купцы. — Даже Губонина не пожалели». Но сам «толстосум» и ухом не повел. Встретив его у ворот дома неспешно прохаживающимся по тротуару рядом с пролеткой, сосед по Климентовскому переулку спросил не без ехидства:
— Что это ты, Петр Ионыч, гуляешь с утра пораньше? Аль дела все переделал?
— Да забыл в кабинете бумаги нужные, вот отправил за ними кучера.
— «Злобу дня» в Малом видел? Знатно там тебя приложили! Кстати, знаешь, какое несчастье приключилось с Садовскими? — не отставал сосед. (Знаменитый артистический клан был известен всей Москве.)
— Пьеску видел, так и что с того? А с Михаилом какая беда стряслась?
— Дом его в Мамоновском переулке сгорел. Еле с детишками спастись успели. Семья в девять человек осталась без крова.

Не дослушав словоохотливого соседа, Губонин вскочил в пролетку и направил лошадей в сторону Тверской. Выбежавшему из ворот кучеру осталось только руками развести...

Пожары в старой Москве были не редкостью, особенно в летнее и осеннее время, когда в садах на жаровнях варили варенье. Достаточно искры — и деревянные постройки вспыхивали как свечки. На углу Мамоновского и Трехпрудного переулков толпился народ, стояли две конные пожарные упряжки, на пепелище еще тлели головешки. Михаил Провович Садовский, актер Малого театра, главный исполнитель ролей купцов-самодуров в пьесах Островского, пытался успокоить жену и детей, испуганно жавшихся к матери.

— Дом еще отцом куплен, — сокрушался Садовский.
— Успокойтесь, Михаил Провыч, главное, все живы и никто не пострадал, — сказал Губонин. — Собирайтесь — поживете пока у меня, места всем хватит. А там определитесь, что делать дальше.
— Петр Ионыч, не знаю, как вас и благодарить, голубчик, — мягкий и вне сцены застенчивый Садовский был так растроган, что не смог сдержать слез.
— Ну что вы, Михаил Провыч. На то мы и люди, чтобы помогать в беде друг другу.

В Замоскворечье погорельцы прожили полтора месяца, потом переехали на дачу в Башиловке и начали возводить новый каменный дом на месте сгоревшего.

Родился Петр Ионович Губонин в семье крепостного каменотеса. В 1858 году сумел выкупиться сам и выкупить всю семью

Петр Ионович Губонин, коммерции советник, почетный гражданин, нефтяной и железнодорожный магнат, происхождение имел самое низкое. Родился он в 1825 году в семье крепостного каменотеса деревни Борисово Коломенского уезда. Окончив три класса приходской школы, помогал отцу в мастерской, быстро обучился ремеслу, к семнадцати годам стал умелым мастером и отпросился у барина в Москву — многие помещики отпускали крепостных на заработки и получали с них денежный оброк. Самые предприимчивые и удачливые открывали свои промыслы.

Петру повезло: он нанялся десятником к купцу Русанову, строившему Брестское шоссе. В отличие от других начальников, щедро раздававших мужикам зуботычины, Губонин, шутя ломающий подковы, даже голоса на них не повышал, а потому пользовался немалым авторитетом. В дальнейшем он уже сам брал подряды и управлял артелью по обработке камня в подмосковном селе Котельники.

Первое губонинское предприятие занималось отделкой набережных Москвы-реки, мостов и городских зданий. В 1855 году Петр добился исключительного права на поставку гранита для цоколя Исаакиевского собора в СанктПетербурге. Через год за труды по реставрации Большого театра был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения в петлице на Аннинской ленте. Пикантность состояла в том, что высокую награду вручили крепостному.

Крупные заказы позволили сколотить приличный капитал. Денег хватило на то, чтобы в 1858 году выкупиться у помещика Бибикова из крепости самому, освободить жену Марину Севастьяновну, сына Сергея и мать Ирину Гавриловну.

Получив вольную, Губонин записался в третью купеческую гильдию с капиталом в восемь тысяч рублей. Разбогатев, перешел во вторую, а затем и в первую.

Как большинство московских купцов, он поселился в Замоскворечье и принял под свое попечение соседнюю приходскую церковь Параскевы Пятницы

Московские купцы облюбовали Замоскворечье. Огромное пространство от Якиманки до Татарских улиц, застроенное домами разнообразной архитектуры, между которыми высились десятки колоколен, тонуло в яркой зелени садов. За заборами цвели сирень и акация, пыхтели самовары в беседках, слышался перезвон колоколов и гомон птиц. В праздничные дни по всему Замоскворечью пахло пирогами.

Поселился тут и Губонин — в бывшей дворянской усадьбе генерала Дурново на углу Климентовского переулка и Большой Татарской улицы. Как и положено, принял под свое попечение соседнюю приходскую церковь Параскевы Пятницы. Как-то на выставке купец увидел роскошное паникадило на 365 свечей. Подумал: «Вот бы в Параскеву такое!» — и несмотря на баснословную цену, тут же купил. Но когда светильник доставили в Замоскворечье, выяснилось, что в дверь церкви он не проходит. «Отказаться от эдакой красоты? Да ни в жисть!» — уперся Губонин, распорядился разобрать крышу, через верх втащить паникадило, положить новую кровлю и повесить подарок.

Двадцать шестого января 1857 года Александр II подписал Указ о создании сети железных дорог. Казна после неудачной Крымской войны сильно истощилась, и правительство решило привлечь частный капитал. Для решения важной задачи потребовались люди особого склада — предприимчивые и преданные делу. Одним из таких и оказался Петр Ионович. Он получил подряд на возведение каменных мостов и обустройство участков Южной железной дороги, которая позже стала именоваться Московско-Курской.

Александр II благоволил Петру Ионовичу и даже пожаловал ему дворянский титул

Затем участвовал с компаньонами в строительстве Московско-Рязанской и Орловско-Витебской железных дорог, Грязе-Царицынской, Уральской горнозаводской, Балтийской и Лозово-Севастопольской. Очень скоро вчерашний крепостной Губонин сделался одним из богатейших и влиятельнейших промышленников России.

Оборотистому купцу принадлежали лесопильные заводы в Орловской и Смоленской губерниях, солеваренное производство в Царицыне, угольные шахты на юге России, Брянский рельсопрокатный и Днепропетровский металлургический заводы. В делах он был необыкновенно удачлив, хотя злые языки и судачили, мол, если возникнет какая проблема, тут же является в министерство или департамент с мешком серебра и каждому служащему, вплоть до швейцара, оставляет мзду, потому без хлопот и допускают его сразу до самых верхов. Но только вряд ли Петр Ионович добился бы столь впечатляющих успехов в бизнесе, если б не обладал недюжинным умом, крепкой мужицкой хваткой и упорством в достижении любой цели. Один из его мастеров-мраморщиков отмечал: «…брался за самые трудные работы. Что ни болота, что ни камни – то и подай ему, ни от чего он не откажется. И дело тонко понимал, представит тебе результат — как в чертеже указано! Инженер глянет и хоть не знает, что сам хозяин работал, а сейчас скажет: «Губонина глаз смотрел, его рука».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робин Гуд из австралийского буша Робин Гуд из австралийского буша

О нем осталась масса легенд, и осталась песенка...

Караван историй
Весна не для всех Весна не для всех

Как работает машина репрессий в слабом государстве

Русский репортер
Любовница Ватикана Любовница Ватикана

Картина считалась утерянной почти три столетия

Караван историй
Радиотерапия в масштабах страны. Как внедрить в России современную систему помощи онкобольным Радиотерапия в масштабах страны. Как внедрить в России современную систему помощи онкобольным

Как развитие медицинской помощи поможет пациентам с онкологией

СНОБ
25 лучших первоапрельских розыгрышей в истории 25 лучших первоапрельских розыгрышей в истории

Единичные примеры крупных обманов на 1 апреля, в которые поверили

Maxim
Меган Маркл извинилась перед одноклассниками за пропуск встречи выпускников Меган Маркл извинилась перед одноклассниками за пропуск встречи выпускников

Ученики родной школы герцогини Сассекской собрались по случаю 20-летия выпуска

Cosmopolitan
Афганцы против Лунгиных Афганцы против Лунгиных

Как родилась и кому принадлежит современная Россия

Русский репортер
О чем молчат химеры О чем молчат химеры

В понедельник католической Страстной недели горел собор Парижской Богоматери

Караван историй
Что движет женщинами, которые приходят в «мужской» спорт Что движет женщинами, которые приходят в «мужской» спорт

Многие недоумевают, когда видят женщин, занимающихся мужскими видами спорта

Psychologies

Стюардесса рассказала, как проходила эвакуация пассажиров из горящего лайнера

Cosmopolitan
В зоне особого риска. Как не потерять свои деньги в МФО В зоне особого риска. Как не потерять свои деньги в МФО

Инвестиции в микрофинансовые компании — это большой риск

Forbes
Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы» Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы»

Катерина Шпица рассказала Grazia, сложно ли быть актрисой с дипломом юриста

Grazia
Джаред Харрис (химик из сериала «Чернобыль»): «Правда заметается под ковер, потому что часто выставляет власти не в лучшем свете» Джаред Харрис (химик из сериала «Чернобыль»): «Правда заметается под ковер, потому что часто выставляет власти не в лучшем свете»

Джаред Харрис — о поисках правды в потоке фейковой информации

Esquire
Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!» Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!»

На телеканале СТС с успехом прошел сериал «90-е. Весело и громко» с ее участием

Караван историй
Ярче любых вывесок: как полюбить неоновый тренд Ярче любых вывесок: как полюбить неоновый тренд

Дизайнер и модница Маша Цигаль задалась целью заразить тебя тягой к неону

Cosmopolitan
Читать за едой Читать за едой

Собрание людей, культур, гастрономических традиций и дизайнерских идей

Seasons of life
Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк

Чему нам всем стоит поучиться у Арьи Старк

Psychologies
За машиной — в интернет За машиной — в интернет

Сегодня уже и в России автомобиль можно заказать через интернет с доставкой

АвтоМир
Каша из топора Каша из топора

Подруга Ларисы Гузеевой рассказала, как они выживали в голодные годы

StarHit
Трансформационная игра: бросить кубик и решать настоящие жизненные задачи Трансформационная игра: бросить кубик и решать настоящие жизненные задачи

Неужели коробка с карточками и фишками может повлиять на нашу реальную жизнь

Psychologies
Это самый полезный алкогольный напиток, который вы можете заказать в баре Это самый полезный алкогольный напиток, который вы можете заказать в баре

Его вы можете пить хоть каждый день. Но только один бокал

GQ
История одной фотографии: рабочие на тросах Бруклинского моста, октябрь 1914 года История одной фотографии: рабочие на тросах Бруклинского моста, октябрь 1914 года

Бруклинский мост — первый, в конструкции которого использовались стальные тросы

Maxim
Игра на публику Игра на публику

Краткий кодекс этики в соцсетях: что нужно знать в 2019 году

Glamour
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue
Скидка закончилась: что делать, если «письмо счастья» опоздало Скидка закончилась: что делать, если «письмо счастья» опоздало

Разбираемся, как теперь вернуть дисконт, если «письмо счастья» опоздало

РБК
Круче камикадзе: таранные самолеты Круче камикадзе: таранные самолеты

Истребитель, предназначенный для уничтожения самолета противника таранным ударом

Популярная механика
Международный фестиваль ЖАРА отгремел в DUBAI Международный фестиваль ЖАРА отгремел в DUBAI

Rixos Premium Dubai и фестиваль ЖАРА подарили всем гостям незабываемый отдых!

Cosmopolitan
Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100, потерпевшем крушение в Шереметьево, и почему его критикуют Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100, потерпевшем крушение в Шереметьево, и почему его критикуют

СК РФ начал расследование катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100

Esquire
Муравечество. Как мелкие козявки стали влиятельнейшими существами на планете Муравечество. Как мелкие козявки стали влиятельнейшими существами на планете

Наша планета — это гигантский муравьиный Вавилон

Maxim
Владимир Любаров. Пара слов о себе Владимир Любаров. Пара слов о себе

Ему подражают, его подделывают — объективное мерило популярности и успешности

Караван историй
Открыть в приложении