В Мариинском театре Эрнест Латыпов станцевал практически весь репертуар

Караван историйКультура

Эрнест Латыпов: кровь, пот и слезы

Беседовала Наталья Черных

В Мариинском театре я станцевал практически весь репертуар и понял: хочется больше новых ролей и больше свободы. Мой уход вызвал небольшой шок, ведь я был в отличных отношениях и с дирекцией, и с наставником, и с коллегами. Казалось бы, причин нет. Но я решил: лучше сделать, чем потом жалеть, что не сделал. За три года, что служу в Михайловском, не пожалел ни разу.

— В десять лет мама привезла меня в Петербург. Помню, как мы явились в Академию русского балета имени Вагановой с большими китайскими баулами. Город, конечно, прекрасный, но я его долго не видел, сидя в интернате академии. У меня был маленький календарик, в котором зачеркивал дни, проведенные в «неволе», ожидая, когда настанут каникулы и я увижу маму с папой, бабушек, дедушек. Без них было тяжело, порой я плакал...

Денег у нас почти не было: в Киргизии тогда зарплата была в разы меньше, чем в России. Перед отъездом воспитатели сказали родителям: мол, нужно оставить детям что-то на карманные расходы. Мама вручила мне какую-то сумму... Потом узнал, что она ехала обратно в поезде с последней сотней в кармане. А путь из Петербурга в Бишкек длинный, четыре дня, еще и с пересадкой. Помню, как смотрел из окна во двор, по которому уходила мама, и сердце сжималось. Но ничего в жизни не происходит зря. Теперь стараюсь, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

— Какие еще воспоминания остались от учебы?

— В академии мы лазили через окно в корпус к ребятам-иностранцам, и те угощали всякими деликатесами. Друг-итальянец, например, шикарно готовил пасту, японцы делали классные роллы. В общем, жили дружно. Но если честно, ни английского, ни итальянского я толком не знаю, приятель учил лишь не очень приличным словам.

— Как вообще вы увлеклись танцем?

— У родителей, Сырги и Эрика Латыповых, свой ансамбль народных танцев — самый большой в Киргизии, и я с трех лет выходил с ним на сцену. Причем папа с мамой не делали скидок: шаг влево, шаг вправо — и таких люлей получишь! Так что танцевал на уровне, по-другому бы не дали.

Вообще, у меня вся семья творческая. Дедушка Жапар музыкант, писал песни. Мама была когда-то известной певицей, и дедушка помогал ей сочинять хиты. Папина мама, бабушка Флиза, тоже прилично пела. Так что хороший слух передался мне по наследству. А мечта отправить меня учиться в Петербург возникла у папы.

— У вас ведь большая семья?

— Огромная! У мамы девять братьев и сестер. Бабушка Саткынбу имеет сорок внуков и кучу правнуков. У папы три брата, бабушка с его стороны, к сожалению, недавно умерла. Когда мы все собираемся, такой гвалт стоит! Взрослые беседуют за накрытым столом, дети носятся по дому, и это счастье!

С годами все отчетливее понимаю, что нужно чаще созваниваться с родителями, и если вдруг возникает маленькое окно в три-четыре дня, лечу в Бишкек. Обычно сразу еду к бабушке, родные режут барана, готовят шурпу, плов, манты. Когда звоню тетям и бабушке, прошу: «Меньше ешьте теста». Но это невозможно, национальная еда очень калорийная.

В Петербурге я очень скучаю по семье. Была бы моя воля, всех бы сюда перевез, планирую это сделать. Но пока не время — у родных работа, у мамы с папой ансамбль. Горжусь, что у нас в семье принято живое общение, никто часами не сидит в телефоне и компьютере. От этого отношения более искренние. Такого живого общения мне в Петербурге не хватает.

Сцена из балета «Дон Кихот»

— А чего не хватает еще?

— Гор. Они в Киргизии удивительные. Кто их не видел, советую побывать. Никакая Швейцария и рядом не стояла! Люблю уезжать в горы, жарить там шашлыки. С балетными ребятами часто говорим про обычных людей — называем их «нормальные». Мы-то все ненормальные по своей сути. У «нормальных» большой отпуск, выходные, есть время на семью. А у меня его не хватает ни на что. Хотелось бы почаще собираться с бабушками, дедушками, тетками и дядьками, прочей родней. Сидеть всем вместе, смеяться, говорить о жизни, есть вкусный плов. Наверное, этого не хватает больше всего.

— Какие семейные принципы вы взяли в свою взрослую жизнь?

— Что близким нужно помогать, а еще экономить. В моем детстве у бабушки с дедушкой была фруктово-овощная лавка. В конце девяностых все выживали как могли. Лавка была огромной, в ней всегда толпилось много покупателей — видимо, энергетика у бабушки с дедушкой добрая. Я, пятилетний, им помогал, вставал на рассвете и ездил на оптовый базар, где мы загружали дедушкин «москвич» под завязку. С того момента начал понимать, что деньги любят счет и с неба не капают. И как бы богат ты ни был, нужно думать о будущем. Не профукивать деньги за день, а вкладывать в то, что потом окупится. Я вот вкладываю в недвижимость. Конечно, мог бы купить самую-пресамую дорогую машину, еще что-то ультрамодное, но мне это неинтересно. Лучше пускать деньги на благие цели. Всех нас ждет одна яма — ни машины, ни квартиры, ни золото туда не заберешь. Предпочитаю делать добрые дела, нести в мир хорошее.

— Например?

— Когда закупаюсь в супермаркете и сталкиваюсь с бабушками и дедушками, которые считают копейки, сердце всякий раз екает. Берет бабуля две морковки, луковицу, немного картошки. Это ужасно. Стараюсь либо денежку дать, либо продукты оплатить. Слава богу, есть у меня такая возможность. Иногда старики стесняются, даже шарахаются. Для них моя помощь — неожиданность. Считаю, любой человек хоть иногда может такое себе позволить. Если люди будут стараться делать добро, мир автоматически станет лучше.

— Вы как-то признались, что детство для вас — это речка и драки. Таким задирой были?

— Речка, драки и... бутылки. Задирой не был, но постоять за себя мог. Родители часто уезжали, меня воспитывали дяди, драться научили они — вместе приемчики во дворе отрабатывали. Каждый пацан должен был уметь дать сдачи обидчикам. В академии, кстати, мне это пригодилось. Я был маленьким, щуплым, и старшие ребята пытались «воспитывать». Но в обиду я себя не давал, к тому же в детстве занимался боксом. А «речкой» называю небольшие арыки, мы часто в них плескались.

Про бутылки — своя история. Помню, зимой родители часто устраивали концерты в зале на пятьсот мест. Люди покупали себе лимонад, а я потом собирал пустую тару и сдавал, чтоб были деньги на карманные расходы. Рекорд — четыреста бутылок, я старался хоть чем-то помочь маме и папе.

— Массовый зритель узнал вас после участия в телешоу «Большой балет». Как вы в него попали?

— В Мариинский театр пришло письмо от канала «Культура» с просьбой выделить молодых солистов для шоу. Мой наставник Геннадий Наумович Селюцкий посоветовал поехать, да я и сам хотел. Тем более, опыт участия в конкурсах уже имелся: и в Перми, и в Москве, и в Петербурге, я даже был лауреатом. Партнершей стала Надежда Батоева — балерина из нашего же театра. Мы обсудили со своими педагогами, что будем танцевать, и отправились в Москву.

На такие шоу стоит ездить, ты ведь каждый раз преодолеваешь себя. Скажем, «Дон Кихота» и «Шехеразаду» танцевали с Надей в двенадцать ночи — ждали, пока всех отснимут. Пол, кстати, там своеобразный, очень скользкий, плюс несколько камер, причем одна движется у тебя перед лицом. Это непросто...

Две недели съемок мы жили в столичном отеле, на площадку ездили каждый день, проводя там по пять-шесть часов. Никаких дублей, шанс давался только один. Если упал — значит упал... Когда танцевали «Щелкунчика», я сломал палец на руке. В па-де-де было четыре кавалера и мы с Надей. Один из ребят бросал мне партнершу, и я ее ловил в поддержке. Именно в этот момент и почувствовал острую боль. Но понимал, что переснимать не будут, и продолжил как ни в чем не бывало. Проект нас с Надей очень сплотил, в следующем сезоне в Мариинском театре больше танцевали вместе. Считаю, мы тогда достойно выступили, и это дало новый толчок к развитию. Ведь если артист не развивается — он умер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!» Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!»

Актеру Зиновию Гердту было 44 года, а переводчице Татьяне Правдиной — 32

Коллекция. Караван историй
«Вечная жертва»: устала постоянно спасать свою мать «Вечная жертва»: устала постоянно спасать свою мать

История о спутанности ролей, рассказанная дочерью и матерью

Psychologies
Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков

Большое интервью с создательницей «Марафона желаний» Еленой Блиновской

Коллекция. Караван историй
Сидней Рейли: одессит на тайной службе ее величества Сидней Рейли: одессит на тайной службе ее величества

Сидней Рейли проворачивал миллионные авантюры и планировал развалить СССР

Maxim
Тайны и страсти Татьяны Лавровой Тайны и страсти Татьяны Лавровой

Четыре новеллы о советской актрисе Татьяне Лавровой

Караван историй
«После развода никого не ищу и чувствую себя счастливой» «После развода никого не ищу и чувствую себя счастливой»

История женщины, которая чувствует себя счастливой без романтических отношений

Psychologies
8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо 8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо

Романтические отношения во многом определяют качество нашей жизни

Добрые советы
Листая видеоподборки. Почему Путин и Навальный живут в разных странах Листая видеоподборки. Почему Путин и Навальный живут в разных странах

Российская власть существует в собственном мире

СНОБ
Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным» Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

О Театре сатиры с гордостью — художественный руководитель Сергей Газаров

Караван историй
Создан универсальный способ отследить риск развития аутизма у ребенка Создан универсальный способ отследить риск развития аутизма у ребенка

Система отслеживает факторы риска развития аутизма у ребенка в крови его матери

Популярная механика
Исследование Уортонской школы бизнеса: уровень дохода влияет на счастье — больше, чем считалось ранее Исследование Уортонской школы бизнеса: уровень дохода влияет на счастье — больше, чем считалось ранее

Новое исследование показало, что, зарабатывая больше, люди чувствуют себя лучше

Inc.
Топ-5 расслабляющих и успокаивающих видеоигр для ПК Топ-5 расслабляющих и успокаивающих видеоигр для ПК

Это подборка для тех, кто устал

Популярная механика
Центр притяжения Центр притяжения

Декольте – в прямом смысле одна из самых выдающихся зон тела

Лиза
Японская диета: особенности, меню на неделю и мнение эксперта Японская диета: особенности, меню на неделю и мнение эксперта

Вместе с экспертом разбираемся, стоит ли переходить на восточную систему питания

РБК
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Как изменились звезды сериала Как изменились звезды сериала

С 2004 по 2009 год страна следила за приключениями "прекрасной няни" Вики

Cosmopolitan
Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем

Идеи будущего Ле Корбюзье, Эля Лисицкого, советских и зарубежных архитекторов

VC.RU
Крем от обморожения и домашние грядки в -50°: как вечная мерзлота вдохновляет предпринимательниц из Якутии Крем от обморожения и домашние грядки в -50°: как вечная мерзлота вдохновляет предпринимательниц из Якутии

Якутия — это не только алмазы, но и проекты малого бизнеса

Forbes
Как зарабатывать больше, чем ты заслуживаешь Как зарабатывать больше, чем ты заслуживаешь

Как требовать прибавки к зарплате, получить ее и потребовать еще втрое больше

Maxim
5 кровожадных вампиров, которые действительно существуют 5 кровожадных вампиров, которые действительно существуют

Существа, сосущие кровь (но не комары), встречаются сплошь и рядом

Maxim
4 удивительных парадокса самовосприятия 4 удивительных парадокса самовосприятия

Исследуем парадоксы самовосприятия и отвечаем на каверзные вопросы

Maxim
Тариф Тариф

Говорят, чтобы сбылось самое невероятное желание, нужно только очень захотеть

Cosmopolitan
Новинка кинопроката Новинка кинопроката

Главный кинотеатр Москвы снова в строю

AD
Режиссер Семен Серзин — о «Человеке из Подольска» и девяностых Режиссер Семен Серзин — о «Человеке из Подольска» и девяностых

Режиссер Семен Серзин — о серости, красоте и его собственном кинодебюте

РБК
Миронов, Быченков и другие актеры, умершие на театральной сцене Миронов, Быченков и другие актеры, умершие на театральной сцене

История театра знает случаи, когда актеры заканчивали свои дни, играя на сцене

Cosmopolitan
Культ провала: как умение ошибаться помогает построить карьеру Культ провала: как умение ошибаться помогает построить карьеру

Как наличие промахов в анамнезе превратилось в конкурентное преимущество

Forbes
Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна

Правильные позы для сна, которые сохранят ваше здоровье и красоту

Cosmopolitan
5 суперидей для дизайна маникюра и педикюра, которые будут в тренде в 2021 году 5 суперидей для дизайна маникюра и педикюра, которые будут в тренде в 2021 году

Фольга, кристаллы, растяжка блестками и еще много красивого для твоих ногтей!

Cosmopolitan
Мудборд: как поднятый воротник пальто стал атрибутом «шпионского стиля» — и добавляет образу лихости Мудборд: как поднятый воротник пальто стал атрибутом «шпионского стиля» — и добавляет образу лихости

Одна небольшая деталь — и образ считывается совсем иначе

Esquire
«Неоднозначная репутация может покупателя отпугнуть»: как Алексей Тулупов зарабатывает и на продаже элитного жилья, и на хлебе «Неоднозначная репутация может покупателя отпугнуть»: как Алексей Тулупов зарабатывает и на продаже элитного жилья, и на хлебе

Как хлебокомбинат «Коломенский» приносит Алексею Тулупову 12 млрд рублей в год

Forbes
Открыть в приложении