Учитель называл его «рязанским Марлоном Брандо»

Караван историйЗнаменитости

Елена Мольченко об Александре Фатюшине: «Он снялся более чем в пятидесяти картинах, а зрители его запомнили по роли хоккеиста Гурина»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: «Мосфильм»/legion-media.ru

«Когда Саша объявил семье, что собирается стать актером, сестра подняла его на смех: «Даже не думай! Ну какой из тебя артист? Да и фамилия у тебя неподходящая — Фатюшин». На что он ей ответил: «Спорим, что через десять лет фамилия Фатюшин станет известной на всю страну?» Так и случилось! После премьеры фильма «Москва слезам не верит» его обаятельного хоккеиста Гурина полюбили миллионы зрителей...»

— В семье Фатюшина был кто-то с актерскими наклонностями?

— Саша был простым рязанским парнем, причем рязанским до корней волос. Его отец был шофером, мама работала на фабрике. В семье трое детей, Сашу называли последышем: самый маленький, самый болезненный, естественно, самый любимый. Жили Фатюшины небогато, в коммуналке. На участке во дворе мама Саши разбила маленький огород. Для прокорма детей держали кур и поросенка.

Когда мы с Сашей приезжали в Рязань, обязательно на обратном пути заворачивали в село Константиново, на родину Есенина. Нас там очень любили работники музея, с удовольствием показывали экспонаты из запасников. В новом павильоне повесили стенд с письмом Есенина. «Саш, — ахаю я, — ты ничего не видишь? У вас с ним даже почерк одинаковый!» Они с Есениным были как близнецы-братья! Какое стихотворение поэта ни открой, как будто Фатюшиным написано.

В одной из комнат экскурсовод показал коврик: «А это единственное, что Сергей Александрович, когда уехал из отчего дома, взял на память». Мы переглянулись: и тут совпадение! К тому времени у Саши умерли родители, и единственное, что он забрал из родительского дома, это висевший над его кроватью коврик...

На его выбор профессии оказал влияние старший брат. Он занимался в кружке художественной самодеятельности. За ним туда подтянулся и младшенький. Юрий вскоре охладел, а Саше там очень понравилось. Когда стал постарше, занялся футболом, боксом. Но увлечение свое актерским делом не забросил, пошел в рязанскую театральную студию.

В школе № 2, где училась сестра Фатюшина, преподавателем физики и астрономии был Александр Исаевич Солженицын. Никто и не подозревал, что по улицам Рязани ходит будущий знаменитый писатель. Естественно, благодаря Солженицыну в школе был создан литературный кружок, куда ходил Саша. Ребята на уроках слушали педагога с интересом. А дома Александр Исаевич печатал на пишущей машинке своего «Ивана Денисовича». Когда Саша поступил в институт, открылось дело Солженицына. Он рассказывал: «За мной несколько раз приезжала черная «Волга» из КГБ, забирали с лекций на допросы. Расспрашивали о литературном кружке, который был в Рязани, про солженицынские чтения».

К окончанию школы Саша определился — буду актером! Он увидел в кинотеатре фильм «Высота» и захотел стать таким, как Николай Рыбников. Родители были против, а сестра подняла его на смех: «Не суйся туда! Даже не думай, бесполезно. Да и фамилия у тебя не актерская — Фатюшин». На что он ей ответил, что через десять лет его фамилия станет известна на всю страну.

— Александр Константинович легко поступил в ГИТИС, с первого раза?

— Нет, со второго. В первый год во всех театральных вузах он с треском провалился. На экзамене Саша предстал перед приемной комиссией лирическим героем — читал отрывок из Паустовского. Провал был оглушительным! Ему даже посоветовали забыть об актерской профессии. Саша уехал в Рязань и работал год таксидермистом в мастерской, где делали чучела животных. Им приносили трофеи охотники или поступал заказ из музея.

По его рассказам, делал это он с удовольствием. В ремесле была большая доля искусства. Мастер, который его обучал, говорил, что самое сложное — сделать чучело козодоя. Оказывается, у этой птицы кожа тоненькая, как папиросная бумага. Саша с азартом рассказывал, какая там технология: надо кожу вымачивать в квасцах, потом ее шлифовать. Это был высший пилотаж! Не раз он мне с сожалением говорил: «Лен, я рано уехал, а так бы сделал это чучело козодоя». Забавно, я думала, он переживал, что каких-то ролей не сыграл, а оказывается, что не сделал чучело!

Одним словом, через год Фатюшин снова поехал в Москву поступать. И на этот раз его приняли в ГИТИС. На первом же прослушивании Саша выпалил прямо в лицо Андрею Гончарову, председателю приемной комиссии, отрывок из чеховского «Разговора человека с собакой»: «Вот ты — собака, ты ничего не понимаешь...» Гончаров сразу же взял его на свой курс. Это был экспериментальный набор, где совместно обучались режиссеры и актеры. Андрей Александрович принял на актерский только Сашу Фатюшина, Игоря Костолевского и Сашу Соловьева. Игорь где-то в интервью говорил, что самым талантливым из всей троицы был Фатюшин.

То, что он поступил к Гончарову, — огромное везение! Эти два человека были созданы друг для друга. Андрей Александрович такой взрывной, горячий, страстный, и Фатюшин ему под стать.

— Как они друг с другом находили общий язык с такими темпераментами?

— Когда люди делают одно дело и сосредоточены именно на этом, то не замечают, громко они говорят или тихо. Главное — достигнуть цели, я называю это сотворчеством. Тоже ловлю себя на том, что, когда говорю заинтересовано, повышаю голос. Меня даже спрашивают: «Что ты кричишь?» А я не кричу, это темперамент во мне бурлит. Недаром актерскую профессию считают грешной, потому что страсти кипят.

Фото: Ю. Феклистов/архив «7 дней»

— А где жил провинциальный студент в столице?

— В общежитии, в одной комнате с еще одним любимым студентом Гончарова, Сашей Соловьевым. Он был таким же страстным и таким же бешеным, как Фатюшин. Два, как говорится, сапога пара.

Как-то к ним третьим подселили студента из Алжира, его звали Малик. В общежитии тогда все время работал репродуктор. Вечером заиграл гимн СССР. И вдруг Соловьев и Фатюшин, подмигнув друг другу, встают на кровати, прикрывшись одеялами, и алжирцу говорят: «Малик, вставай! Гимн страны надо стоя слушать». Малик послушно тоже встал. «А теперь, — говорят, — можно спать». Самое смешное, что в шесть часов утра Малик стал их будить: «Вставайте, гимн играют!» Хотели разыграть — и сами себя наказали.

Пожил Саша немножко в общежитии, а потом пошел подрабатывать дворником. И со своим другом Колей Царевым поселился в дворницкой. Это был подвал в одной из подворотен в районе Красной площади. Коля тоже рязанский, но учился у Юрия Завадского. Они по очереди подметали улицы, убирали снег.

— А как вы попали в Театр Маяковского?

— Мне в жизни очень повезло. Я окончила ГИТИС, меня приняли в Театр Маяковского, а главное, я вышла замуж за, как сейчас принято говорить, мегазвезду Александра Фатюшина. Он ходил в завидных женихах. А тут молодая бывшая студенточка окрутила заядлого холостяка...

Я пришла в театр в 1985 году. Труппа была в то время, конечно, сильнейшая. Только что, к сожалению, ушла Татьяна Доронина, но в театре оставались потрясающие актеры: Армен Джигарханян, Таня Васильева, Наташа Гундарева, Саша Фатюшин, Женя Симонова, Игорь Костолевский и многие другие. Это были звезды, которых знала вся страна. Но у меня сложилось ощущение, что внутри этой звездной системы были три кита, на которых все в театре держалось. Это Андрей Александрович Гончаров, Наташа Гундарева и Саша Фатюшин. Худрук театра обожал и Наташу, и Сашу. Саша с Наташей были в плотной рабочей, творческой связке. Я бы даже сказала, что именно они делали погоду в театре.

Саше было 34 года, Наташа чуть старше. И дело не в возрасте, просто они были зрелыми сформировавшимися людьми. А еще, позволю себе сказать, ХУДОЖНИКАМИ. Во-первых, талантливыми по своей природе, а во-вторых, очень хорошо обученными. Актер — это не умение правильно и громко говорить слова с выражением, а серьезное и очень тонкое обучение. Плюс это нервная организация, психика и фантазия.

Мало того, Фатюшин и Гундарева были совестью театра: их мнение часто не совпадало с мнением парторга. Помню, когда проходила переаттестация и нужно было каких-то артистов уволить, Саша с Наташей категорически отказались в этом участвовать. А они входили в худсовет. Своим отказом Гончарову насолили, потому что он хотел избавиться от каких-то актеров, но без их одобрения не смог. Он очень расстроился по этому поводу: получается, «птенцы гончаровского гнезда» пошли поперек его решения.

Наталья Гундарева и Александр Фатюшин в спектакле «Банкрот», Театр имени Маяковского, 1975 год. Фото: предоставлено Театром имени Маяковского

Помню, когда мы, еще студенты ГИТИСа, выходили в массовке на сцену Маяковки, Фатюшин и Гундарева уже были небожителями. Но никакой звездной болезни у него, как, впрочем, и у Гундаревой, не было. Мне казалось, стоит им появиться в театре, как сразу же свежо становится, словно подул ветерок, какая-то другая энергия возникала. При всей своей известности они не были чванливыми. Вот сейчас смотрю на молодых артистов, которые работают в театре, снимаются в кино: они ездят на иномарках, одеваются в бутиках, у них у всех агенты. А тогда такого не чувствовалось. Никто не задумывался, сколько они там на своих съемках зарабатывают. Да и не намного они по деньгам обскакивали своих коллег.

Сцена из спектакля «Жизнь Клима Самгина», Театр имени Маяковского, 1984 год. Фото: предоставлено Театром имени Маяковского

Помню, как я все время приставала с расспросами к аспиранту Коле Цареву, Сашиному другу детства:

— Скажи, а как живет Фатюшин? — Я наивно думала, что актер такого масштаба обитает непременно в царских палатах.

А Коля в ответ только смеялся:

— Да у него, кроме магнитофона, ничего нет!

— Где вы его в первый раз увидели, на сцене?

— В кино. Классе в восьмом приходит как-то моя подруга и говорит: «Знаешь, сейчас на экраны вышел фильм запрещенный, его показывают только в восемь утра в кинотеатре. Эротический!» А поскольку мы учились во вторую смену, я проснулась рано утром, и мы поперлись смотреть «взрослый» фильм «Осень».

И вот я сморю на экран. Какая-то деревня, какие-то колхозники. Главные герои все время разговаривают в постели. Один раз, правда, артистка Рудная появилась в лифчике, вот и вся эротическая сцена. Из всего фильма я запомнила двух смешных человечков — Гундареву и Фатюшина. Они играли мужа и жену. Герой Фатюшина был немногословен и носил тулуп, а Гундарева — платок.

Александр Фатюшин в фильме «Осень», 1974 год. Фото: «Мосфильм»

— Гундарева и Фатюшин учились вместе?

— Наташа училась в Щукинском, а Фатюшин в ГИТИСе. Сашиным однокурсником был Игорь Костолевский. Игорь чуть постарше, он до этого отучился в каком-то техническом вузе три курса, потом поступил в театральный. Гончаров его взял, что-то в нем увидел на экзамене. А потом не знал, что с ним делать.

Кстати, с ним это часто бывало. Андрей Александрович сам со смехом рассказывал, как набирал курс: «Я похож на джигита, который скачет на лошади, видит: что-то красивое лежит на дороге, хоп — под бурку себе. А потом приезжаю, бурку распахиваю, а там, оказывается, совсем не то, что мне привиделось». Гончаров часто шутя подтрунивал над Костолевским: «Вот я смотрю на вас и не знаю, что с вами делать? Вы идете, и у вас всегда одно настроение — умер Бетховен».

— Гончаров не знал, что делать и с актером Фатюшиным тоже?

— Нет-нет, он знал, что с ним делать. Потому что Саша этюды приносил чудесные. Он вспоминал, как они какой-то отрывок в ГИТИСе делали, и он там танцевал до самозабвения. Саша был любимым студентом Гончарова. Учитель называл его «рязанским Марлоном Брандо»! В каком театре служить после учебы — такого вопроса даже не стояло! Только Театр Маяковского. Саша, по-моему, еще студентом играл какие-то спектакли на сцене Маяковки. По Иону Друцэ в спектакле «Мария» он играл Петюню, который колеса накачивал насосом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм» Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм»

Я — бродяга и много раз бросал кино, занимаясь совсем другим

Караван историй
Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга

Врач-дерматолог об аппаратных процедурах и правильном уходе за кожей

Здоровье
Герой прорыва Герой прорыва

Одним из главных героев Войны Судного дня стал израильский генерал Ариэль Шарон

Дилетант
Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга» Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга»

Премьера спектакля китайского режиссера Дин Итэна «Я не убивала своего мужа»

Монокль
Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино» Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино»

То, что показывают сейчас по ТВ, — это не сказочки, а пошлые анекдотики

Коллекция. Караван историй
Яблоки миллиардеров: как богатые наследники продолжают покорять мировой теннис Яблоки миллиардеров: как богатые наследники продолжают покорять мировой теннис

Богатые наследники, которые профессионально занимаются теннисом

Forbes
Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...» Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...»

Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак!

Коллекция. Караван историй
Мария Дементьева Мария Дементьева

Мария Дементьева из Saro — любимый шеф значительного числа продвинутых фуди

Собака.ru
«Джеймс Уэбб» рассмотрел растущий за счет слияния с массивными галактиками квазар из ранней Вселенной «Джеймс Уэбб» рассмотрел растущий за счет слияния с массивными галактиками квазар из ранней Вселенной

«Джеймс Уэбб» рассмотрел массивный квазар, сливающийся с двумя галактиками

N+1
Неотделимая часть общества — фильмы о людях с расстройством аутистического спектра Неотделимая часть общества — фильмы о людях с расстройством аутистического спектра

Фильмы, которые репрезентируют людей с РАС

СНОБ
ЦБ повысил ставку до 18%: что будет дальше ЦБ повысил ставку до 18%: что будет дальше

Банк России впервые за 7 месяцев повысил ключевую ставку на существенные 2 п.п

Forbes
Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось

Почему комариные укусы чешутся и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Секты, пластическая хирургия и жизнь с двойником: главные книжные новинки этого лета Секты, пластическая хирургия и жизнь с двойником: главные книжные новинки этого лета

Актуальные книжные новинки о телесности, сектах и «почетных арийцах»

Forbes
4 убедительные причины, почему взрослым детям не стоит жить с родителями 4 убедительные причины, почему взрослым детям не стоит жить с родителями

Чем же вредна для взрослых детей жизнь с родителями?

Psychologies
Не мы такие, кино такое Не мы такие, кино такое

10 безжалостных режиссеров-садистов

Weekend
«Сначала действуйте, потом думайте» и еще 5 способов улучшить сексуальное общение «Сначала действуйте, потом думайте» и еще 5 способов улучшить сексуальное общение

Есть некоторые общие принципы, по которым строится разговор о близости в паре

Psychologies
Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации Работа над ошибками: какие просчеты совершает бизнес при цифровой трансформации

Какие ошибки мешают цифровой трансформации?

Forbes
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Что делать, если после загара облезла кожа: 5 способов ускорить процесс регенерации Что делать, если после загара облезла кожа: 5 способов ускорить процесс регенерации

Как восстановить кожу после сильного загара?

ТехИнсайдер
Мокрая зона Мокрая зона

Ответы на самые актуальные вопросы, связанные с выбором сантехники

Лиза
Стиль «тихая роскошь» Стиль «тихая роскошь»

Zeelander 5 с полностью кастомным интерьером и ограниченной серией

Y Magazine
Переход на многоличности Переход на многоличности

Олег Устинов: искусство как мистификация

Weekend
Мхи могут сделать Марс пригодным для сельскохозяйственных культур Мхи могут сделать Марс пригодным для сельскохозяйственных культур

Земные мхи не только выживут на Марсе, но смогут изменить марсианские почвы

ТехИнсайдер
«Зачем жить?»: как же найти ответ на этот главный вопрос «Зачем жить?»: как же найти ответ на этот главный вопрос

В чем смысл моей жизни? Существует ли ответ на этот вопрос?

Psychologies
«Как жемчуг падает на нефритовую тарелку»: интересные факты о телебашне Шанхая «Как жемчуг падает на нефритовую тарелку»: интересные факты о телебашне Шанхая

Как создавалась телебашня Шанхая

ТехИнсайдер
«Возникла паника»: подорожают ли в России хлеб и мука «Возникла паника»: подорожают ли в России хлеб и мука

Дорожает ли мука, чем чреват рост ее экспорта и чего ждать от цен на хлеб

Forbes
Блины Блины

Блины для нас – это и наше солнце, и целая Вселенная

КАНТРИ Русская азбука
Этот мужчина ворвался в магазин и украл только 6 кексов! История вежливого вора из Канады Этот мужчина ворвался в магазин и украл только 6 кексов! История вежливого вора из Канады

Вор вымыл пол, прежде чем украсть шесть шоколадных кексов с шампанским

ТехИнсайдер
Красная, черная, белая Красная, черная, белая

Вино, варенье и еще 8 заготовок из смородины

Лиза
Балтика на волне Балтика на волне

Судоверфи Балтийской акватории помогут преодолеть дефицит грузового флота

Монокль
Открыть в приложении