Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались: «Человек-паук: Нет пути домой» против ностальгии
До российского проката добрался “Человек-паук: Нет пути домой” — третий сольный фильм переизобретенной франшизы о Питере Паркере, которого с 2015 года играет надежда Голливуда Том Холланд. Впечатленный количеством спецэффектов на минуту хронометража обозреватель Esquire Данил Леховицер рассказывает, почему новый "Человек-паук" — мощная и яркая точка уходящего киногода.
Как любые селебрити, супергерои, которых подсовывают в новостную ленту не реже, чем Арми Хаммера или Вуди Аллена, тоже страдают от культуры отмены, интернет-реакционизма и института репутационных потерь. Напомним, в предыдущей части трилогии о Человеке-пауке суперзлодей Мистерио (Джейк Джилленхол) раскрывает личность Питера Паркера (Том Холланд), что ведет к новостной травле и вешанию на Паучка всех собак. С очень большой натяжкой — несмотря на идейную и интонационную разницу — начало нового фильма может напомнить “Хранителей” Зака Снайдера, где супергероев скорее воспринимают как психопатических вигилантов в масках, взявших на себя государственную монополию на насилие и самосуд. Паука скорее обвиняют в этической нечистоплотности и безответственности.
Последствия самые плачевные: Паркеру приходится переехать с тетей Мэй из любимого Квинса, и, вероятно, самое печальное, ни ему, ни его друзьям ЭмДжей (Зендея) и Неду (Джейкоб Баталон) не разрешают поступить в университет. Для Паркера, парнишки с самыми лучшими оценками, такой исход равен академическому самоубийству. Поэтому он, как медиамагнат или авторитарный тиран, приходит к идее коллективного забвения и реконструирования исторической памяти: просит Доктора Стрэнджа наложить на весь мир заклинание и стереть память об эпизоде раскрытия личности супергероя. Понятно, все идет наперекосяк.
Комиксы Marvel были одним из первых медиа, откликнувшихся на квантовые изыскания послевоенной Америки, и рассмотрели в многомировой интерпретации Хью Эверетта — о том, что существует множественные параллельные и почти что идентичные измерения — повествовательный потенциал для расширения и так сложносочиненной вселенной: так Marvel превратила своих героев в тиражируемое искусство. Например, на страницах комиксов появилось чуть больше чем 40 Человеков-пауков. Сюжетный каркас “Нет пути домой” строится именно на этой квантовой идее — заклинание Стрэнджа открывает бреши в миры других Пауков — тех самых, которых сыграли Тоби Магуайр и