«Как Pepsi и Coca-Cola»: краткая история печенья-предшественника Oreo, которое проиграло монополисту и исчезло с полок
Производитель Hydrox пытался противостоять тресту, но тот инвестировал больше денег в рекламу и дистрибуцию, якобы заключая антиконкурентные соглашения с торговыми сетями и оптовиками.
Пересказ материала The Hustle.
Частники идут против треста
Во второй половине 19 века братья Джейкоб и Джозеф Луз купили небольшую компанию по производству конфет и печенья в Канзас-Сити. Они назвали её Loose-Wiles Biscuit и, завоевав любовь местных потребителей, объединились с группой хлебопекарен среднезападного региона США American Biscuit.
Те времена ознаменовались в стране чередой консолидаций: предприятия объединялись в тресты, чтобы занять доминирующее положение на рынке. Так, в 1898 году American Biscuit вошла в состав The National Biscuit Company, известной c 1971 года как Nabisco. Последняя в итоге заполучила контроль над 90% крупных пекарных предприятий США.
На момент слияния Джейкоб находился в Европе, где восстанавливался после болезни, так что из нового треста его исключили. Братья Луз сочли ситуацию несправедливой и в 1902 году вместе с деловым партнёром Джоном Уайлсом основали частную компанию Sunshine Biscuits, чтобы посоперничать с Nabisco.
Казалось, борьба практически невозможна, пишет The Hustle: у треста больше денег, а значит, шире и возможности для рекламы и дистрибуции. Но Sunshine Biscuits привлекала внимание тем, что публично критиковала идею, которую поддерживали богачи: что тресты хороши для экономики, а конкуренция всё «рушит».
Уже в 1908 году она выпустила один из своих самых популярных товаров — печенье Hydrox: два коржика, соединённые кремом. Название выбрали не случайно: использовав составляющие молекулы воды — водород (hydrogen) и кислород (oxygen), — производители хотели подчеркнуть «чистоту» продукта, так как в то время некоторые пекари пускали в ход, например, мел и гипс.
Компания также заявляла, что состав Hydrox проверен химиками, а выпекали печенье на фабриках с «тысячами окон» — при естественном освещении.
Вероятно, с помощью последнего заявления Sunshine Biscuits хотела показать, что заботится об условиях труда, пока Nabisco периодически подавляла членов хлебопекарных профсоюзов и устраивала локауты — останавливала работу и зарплатные выплаты, чтобы оказать давление на рабочую силу.
В марте 1912 года Nabisco решила напомнить братьям Луз, кто главный на рынке, и выпустила копию печенья Hydrox под названием Oreo. Те не стали медлить и в ответ объявили о строительстве производственного предприятия стоимостью $2 млн в Нью-Йорке — на домашней для Nabisco территории.