Как наладить отношения с новыми коллегами и подчиненными: правило трех К
Как влиться в коллектив, быть в нем эффективным и на хорошем счету, но при этом не терять вкус жизни? Об этом мы узнали у клинического психолога и РСС-коуча Татьяны Евдиной. А еще о том, что на самом деле является причиной профессионального выгорания.
Какие ошибки мы совершаем, приходя на новую работу?
Первая сложность возникает, когда сотрудник входит в коллектив. Часто наблюдаем две распространенные ошибки:
- и в первой беседе, и потом показать, какой он хороший — нигде человек не выглядит так блестяще, как в резюме, но наша нормальная жизненная потребность сразу проявить все самое лучшее непродуктивна;
- показать, какой я сильный, никого не боюсь, так сказать, «взять нахрапом».
Обе стратегии унаследованы из глубокого детства. Это работает, когда дети играют в песочнице. С одной стороны, у них немного навыков и еще меньше жизненного опыта, поэтому демонстрация «какой я» и «что я умею» важна для создания точки опоры. С другой — удар совочком по голове не болезнен, хотя и обиден.
У взрослых людей одного профессионального круга — более-менее релевантный опыт, как правило, не сулящий глобальных открытий
Уровень обмена знаниями и защитных систем совсем другой, нет желания этого детского «вау». Также нападение не вызывает желания сотрудничать. И в результате первый способ вызывает презрение, второй — агрессию.
С чего лучше начинать знакомство с коллегами?
С вопроса «кто вы», «что вам интересно», «я могу поделиться таким опытом» — мы проявляем желание услышать партнера, что-то узнать, что-то предложить. Когда мы входим в коллектив, нам нужен взгляд из равной взрослой позиции. Не столько себя показать, сколько людей посмотреть. Человек пытается понять, куда он пришел, оказывая тем самым уважение новым коллегам. Здесь чрезвычайно важны навыки эмоционального интеллекта и активного слушания.
На это требуется немало времени…
Безусловно, всем нам хочется быстрее пройти этап адаптации и стать частью коллектива. Но надо понимать, что это не разовая акция, а процесс. И когда человек процессом входа не управляет, ему сложно. Люди не готовы воспринять его демонстрацию «смотрите, что я умею», они не очень понимают, насколько им это надо.
С их точки зрения первый контакт — всегда про определение, насколько новый человек безопасен
Давайте вспомним, как зародилась традиция при встрече пожимать руки. Когда воины встречались на границе, они обменивались рукопожатием, чтобы показать, что не держат оружия. Заходя в коллектив с позиции «я лучше всех», человек этот важный шаг пропускает и сразу получает в ответ отторжение: «А кто ты такой, чтобы мы с тобой общим делились?»