Как Ив-Сен Лоран исследовал обнаженное тело и освобождал женщин от условностей
В Париже, в музее кутюрье Ива Сен-Лорана до 25 августа идет выставка «Ив Сен-Лоран: прозрачность, сила материи». На примерах платьев Сен-Лорана, его балетных и сценических костюмов, произведений современных художников выставка исследует роль человеческого тела в искусстве XX и XXI веков
Там где у Кристиана Диора — бронь корсета, у Сен-Лорана — прозрачные шифоны. Уроженец французского Алжира, чья звезда взошла в канун сексуальной революции 1960-х, Сен-Лоран прочно стоял на плечах своих великих предшественников-кутюрье. Ученик Кристиана Диора, возглавлявший дом Dior пару лет в конце 1950-х, он открыл свой модный дом Yves Saint Laurent на улице Спонтини в XVI округе Парижа, где 1962 году показал первую коллекцию. Словно отвечая на болевой послевоенный запрос о том, каким может быть искусство после мировой катастрофы, он обозначил территорией своего творческого поиска человеческое тело, как самое подлинное, достоверное медиа из возможных.
Там, где у Шанель — маленькое черное платье, у Ива Сен-Лорана — женский смокинг. Впервые смокинг для женщин появился в его коллекции 1966 года. В 2005-м в каталоге к выставке «Смокинг навсегда» дизайнер отмечал: «Для женщины смокинг незаменим, с ним она всегда будет чувствовать себя модной, потому что здесь речь идет о стиле, а не о моде».
В 1971 году Ив Сен-Лоран позировал обнаженным перед камерой Жанлу Сьеффа для рекламы туалетной воды Pour Homme, — предлагая зрителю лучшее, на его взгляд, из возможного, — самого себя в своей естественной наготе. Отсюда его интерес к балету, к искусству без слов, где сила и красота тела осуществляют переход за невидимые границы любых социальных догм и ограничений. Его соавторами стали экспериментаторы-новаторы в области классического танца хореограф Ролан Пети и его муза и жена балерина Зизи Жанмер.
В СССР, где Ив Сен-Лоран впервые побывал еще в 1959 году, его любимицей стала балерина Майя Плисецкая. Многие годы Сен-Лоран одевал Татьяну Яковлеву, американскую любовь Владимира Маяковского, и ее советскую соперницу Лилю Брик (родная сестра Лили, Эльза Триоле и познакомила Плисецкую с Ивом Сен-Лораном). В 1973 году Сен-Лоран создал костюмы для балета «Гибель розы», который Ролан Пети поставил для Майи Плисецкой в Парижской опере. А в 1976 выпустил на подиум свою «русскую коллекцию», разыгранную как драматическое представление.
После смерти дизайнера в 2008-м, его партнер, бизнесмен Пьер Берже, распродал коллекцию и интерьеры домов, принадлежавших Сен-Лорану. В 2009 году торги 650 лотов длились на аукционе Christie’s несколько дней и закончились с мировым рекордом — € 373 935 500. Рекорд стоял почти 10 лет, его обошла только коллекция Дэвида и Пегги Рокфеллер, которую в 2018 году продали за $835 млн. Все средства, собранные на торгах, Пьер Берже перечислил в фонд, который они учредили вместе — Фонд Пьера Берже-Ива Сен-Лорана. Этот фонд и управляет музеями Ива Сен-Лорана.