Как была устроена армия Древнего Рима: сплошной стройбат и дедовщина
Сквозь призму времени Древний Рим кажется нам чуть ли не идеальным государством. И оргии там были чудесные, и армия четкая. Насчет первого — сложно сказать, а вот по поводу дискредитации римской армии у нас есть, что сообщить
Войны — в первую очередь завоевательные — в Древнем Риме считались делом чести, доблести и геройства. Во время политических споров ветераны не стеснялись демонстрировать шрамы для усиления своих аргументов. Для политика наличие военных побед в портфолио было залогом успеха.
Война как мать родна
Рим тратил на войны массу денег и человеческих ресурсов. Во времена Республики от 10 до 25% работоспособных мужчин служило в легионах — ни до, ни после такого оголтелого интенсивного призыва не бывало ни в одном государстве вплоть до Первой мировой войны. Человеческие потери римлян были серьезными, но тяга к посещению новых мест с оружием в руках все перевешивала. Служба, кстати, была добровольной. А слово militiae на латыни означает одновременно «за границей» и «военный поход».
Благодаря военным трофеям и захваченным рабам уже к середине II в. до н. э. Рим стал самым богатым государством древнего мира. В 167 г. до н. э., после победы над Македонией, граждан Рима освободили от всех налогов, за исключением пошлины на освобождение рабов (5% от рыночной стоимости раба) и таможенных сборов.
При этом побежденные народы становились не данниками, а «друзьями» Рима. Помимо уплаты небольшого федерального налога (не более того, что отдавали ранее местным властям, и часто и менее того) они должны были поставлять Риму воинов. Ну и, если надо, кормить расквартированные на их землях римские гарнизоны. Взамен эти народы — от Британии на севере до Судана на юге — получали защиту, дороги и прочие завоевания империализма. И часть военной добычи, само собой.
На местах, правда, все выглядело не так гладко. Например, сборщики налогов злоупотребляли полномочиями. Но из метрополии, для римских граждан, все выглядело просто прелестно. Как результат, пацифистов в Риме не водилось, а устройству армии придавали огромное значение. И это устройство было не менее любопытным, чем Темная сторона Древней Греции.
Реформы Яростной Ромашки
В монархический период Римской империи, до 510 г. до н. э. армия не слишком отличалась от древнегреческой. Строились фалангой: длинной линией, в которой задние тупо подпирали передних. Снаряжение покупали на свои средства, основным оружием пехоты была гаста — короткое ударное копье. В дополнение к ней шли короткие мечи и кинжалы. Что за любовь ко всему короткому? А просто в тесном строю длинным оружием не размахнешься.
При Республике славный полководец Марк Фурий Камилл армию конкретно реорганизовал. Это не точно, дело давнее, но обычно изменения связывают с его именем. Кстати об имени — на русский оно переводится с латыни как Марк Яростный Ромашк. Это он ввел жалование для солдат. До того бойцы были готовы воевать ровно до тех пор, пока не приходило время огород копать. Грабеж — дело хорошее, но нестабильное. Кстати, для поступления в армию до определенного момента существовал имущественный ценз — неимущих служить не брали. Как минимум потому, что воин сам покупал себе экипировку. И стоила она недешево — снаряжение центуриона, например, стоило больше его годового заработка.