Кирилл Крок рассказал о своей работе в Театра Вахтангова

Коллекция. Караван историйКультура

Кирилл Крок: «У меня нет амбиций быть худруком. Если завтра выяснится, что где-то есть молодой Мейерхольд, я сам к нему поеду»

Любой театр нового человека принимает в штыки. Тебя испытывают на прочность, проверяют, а что ты можешь, как себя поведешь в данной ситуации. Мне иногда в лицо смеялись, говорили: «А что, у нас в театре уже деньги закончились?» Никогда не забуду. Кстати, человек, который это говорил, сейчас, когда встречаемся в коридоре, целуется со мной…

Наталья Николайчик

Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

ирилл Игоревич, я обратила внимание, что почти в каждом вашем интервью много цифр. Мы могли бы поговорить без них или свести их к минимуму?

— А почему без цифр? Я очень люблю с цифрами. Театр — это вещь такая эфемерная, и любое слово, любое выражение можно иначе трактовать, а вот с цифрой не поспоришь, как говорил Олег Павлович Табаков.

— Хорошо, давайте с цифрами, но немножко по-другому. Вы 13-й директор Театра Вахтангова, 13 лет как занимаете эту должность, 13 февраля — день рождения Вахтангова, 13 ноября — день рождения театра, 13 семей вы расселили, когда делали ремонт в доме Вахтангова во Владикавказе.

— Вообще, 13 — любимое число Вахтангова, в нашем театре вокруг этой мифической цифры все время что-то крутится. Что касается меня, думаю, это просто стечение жизненных обстоятельств. И на самом деле хотя во Владикавказе в доме Вахтангова и жили 13 семей, расселяя его, мы купили 14 квартир. Там в 19 метрах жила мать-одиночка с двумя разнополыми и разновозрастными детьми, и мы купили им две однокомнатные квартиры. Мистика числа 13 здесь сломалась.

— Да и Дом Вахтангова открывается 30 апреля, а не 13-го. С чего началась эта история с домом, где родился Евгений Богратионович?

— Она началась 40 лет назад, когда в советский город Орджоникидзе на гастроли приехал Театр Вахтангова во главе с Евгением Рубеновичем Симоновым и еще достаточно молодыми, но уже очень известными артистами, такими как Яковлев, Ульянов, Лановой, Этуш и Юлия Константиновна Борисова. Привезли несколько спектаклей и, конечно, «Принцессу Турандот». Естественно, их повели на экскурсию по вахтанговским местам: к Русскому театру, где он делал первые шаги на сцене, к гимназии, где учился, и к покосившемуся домику, возле которого экскурсовод торжественно сказал:

— Здесь родился Вахтангов.

Артисты стали спрашивать:

— А что сейчас здесь?

— Люди живут в коммунальных квартирах.

И добавил, что по плану реконструкции исторического центра местная власть собирается очистить место от старых развалюх, сделать красивую городскую площадь, разбить большой сквер, сад, фонтан, как это было принято в Советском Союзе.

На финальном спектакле «Принцесса Турандот», когда в зале было партийное и городское начальство, Юлия Константиновна Борисова на поклонах остановила жестом аплодисменты и сказала: «Имя Вахтангова для нас, артистов театра, очень дорого. Но мы сегодня были на экскурсии, и нам сказали, что по генплану вы хотите дом, где он родился, снести. Я вас очень прошу, пожалуйста, не делайте этого, сохраните его! Это память о великом человеке». И произошло чудо — местное начальство дом сохранило и даже повесило на него мемориальную табличку.

Юлия Борисова в спектакле «Принцесса Турандот», 1963 год. Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

История повторяется циклично. Десять лет назад Римас Туминас, Евгений Князев и я прилетели во Владикавказ на открытие первого в стране памятника Вахтангову. И нас опять подвели к его дому. Мы видим перекосившуюся табличку и здание в жутком состоянии. Спрашиваем, что сейчас там, нам говорят: «Коммунальные квартиры. Но вся культурная общественность Осетии мечтает, чтобы здесь был музей Вахтангова. Денег нет, как это сделать, мы не знаем. Может, вы нам как-то поможете? Давайте зайдем во внутренний двор».

Мы зашли, это был какой-то ад, неясно, как так можно жить. Во дворе удобства, сарайчики для хранения каких-то продуктов, кран уличный во дворе, тут же стоит замоченное в тазу белье. Благо Кавказ, морозов почти не бывает.

У нас была встреча с главой республики, я говорил о доме, но он объяснил, что Осетия — дотационный регион, и домом Вахтангова заниматься у них нет возможности. Мы уехали. Но идея о восстановлении дома Вахтангова и превращении его в музей с небольшой театральной площадкой не оставляла нас. Когда был объявлен в России Год театра, я как член оргкомитета внес предложение создать на родине Вахтангова в его доме музей и культурный центр, но для этого нужно выкупить у собственников квартиры, провести ремонт. И во всех инстанциях мне было сказано, что сделать это за бюджетные средства нельзя. На всех рабочих заседаниях, когда мы делали план реализации Года театра в России, отвечали так же. Какими-то невероятными усилиями через всякие переговоры мне удалось включить этот пункт в программу Года театра с уточнением, что ответственность за это несет Театр Вахтангова.

— Вы всегда добиваетесь того, чего хотите?

— Стараюсь все доводить до конца. Я решил: коли это будет зафиксировано на бумаге, станет проще. Но ошибся. Шло время, мы топтались на месте. Закончился Год театра, и буквально через два года мы начали заниматься подготовкой к столетию Театра Вахтангова. Об этом даже был издан указ президента. Мы делали программу, в которую вписали и дом Вахтангова. Я понимал: или сейчас, или никогда.

Нужно было расселять дом. Один высокий чиновник из администрации президента спросил:

— Кирилл, ты никогда не расселял коммунальные квартиры?

— Слава Богу, нет.

— А я это делал. И ты даже не представляешь, в какой омут ты сейчас можешь себя и театр погрузить.

Он был прав. Я встретился с жильцами, они начали плакать, истерить, рыдать, что не хотят менять жилье, что здесь жила мама, бабушка. Но мы начали этот путь и прошли его меньше чем за два месяца. Это оказалось не самым ужасным. Потому что когда мы зашли в дом, увидели весь ужас и ад, в котором люди жили. Конечно же, ничего из обстановки прошлого там не осталось, все сгнило. Единственные подлинные вещи из того времени — четыре печные чугунные заслонки, подкова и старая входная дверь, которая помнила еще Евгения Вахтангова. Мы реставрировали ее в столярной мастерской театра, а теперь вернули на родину. Она будет выставлена там как экспонат. Еще на одном из фрагментов потолка мы увидели лепнину, кусочек лепной тяги, которая была в доме Вахтангова.

Дом Вахтанговых, 2020 год. Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

А дальше с домом стали происходить самые неприятные вещи. Мы начали проводить обследование. Это же объект с массовым пребыванием людей. И после обследования нам было предписано все снести и оставить только две внешние стены, которые являются предметом охраны. Фактически мы стали все строить заново. Над проектом работал наш главный художник театра Максим Обрезков. Он опирался на то, как выглядели зажиточные дома начала прошлого века во Владикавказе. Мы придумали и восстановили анфиладу жилых комнат семьи. Занимались исторической реконструкцией, покупали в Москве, в Питере и во Владикавказе антикварную мебель и предметы быта того времени. Что-то приносили артисты. Например, Саша Олешко купил старинную рамочку и сказал, что это для дома. Я тоже что-то присматривал, фотографировал, отправлял Обрезкову, он оценивал и выносил вердикт: «Нет, это помпезно, это не нужно», но что-то одобрял.

У нас там на втором этаже будет музейная зона, шесть номеров, где могут жить наши артисты, которые приедут во Владикавказ с выступлениями, а на первом — театрально-концертный зал по примеру нашего Арт-кафе в Москве. Там уже смонтировали свет и звук и видео. Мы все с нетерпением ждем открытия!

— Вы с таким восторгом рассказываете о Доме Вахтангова. Но помимо этого, у вас огромное хозяйство. Вы вникаете во все детали? Я, например, как зритель, обратила внимание, что по громкоговорителю в женском туалете звучит запись о том, что можно пройти в другой туалет и там не будет очереди.

— Да, конечно, вникаю во все детали. А с женским туалетом — это моя инициатива. Толпы в женские туалеты везде, не только у нас, меня всегда убивали. И мы выстроили три новых женских туалета в историческом здании. Для этого предприняли все усилия, вплоть до полукриминальных. Выяснилось, что место, где построить туалет, есть, а канализации в той части здания нет. И чтобы ее сделать, нужно вскрывать в фойе исторические мраморные полы и люк с перекачкой. Мы были в шоке, потому что мрамор исторический нельзя трогать: начнешь вскрывать, обязательно поломаешь. А длина этой канализационной трассы такова, что нужно делать два люка, с расчетом на то, что может что-то забиться. И потом, как их чистить, когда это зона фойе? Вскрывать, когда там зрители? Я понял, что это плохой вариант. Тогда один наш строитель сказал:

— Не надо ничего вскрывать, давайте выйдем из театра, я все покажу. — Мы вышли в Большой Николопесковский переулок, и он предложил: — Видите канализационный люк? От него до здания пять метров. Давайте сделаем вывод в этот люк.

— Гениальная идея, но мы год будем согласовывать с Мосводоканалом и Мосводоканализацией эти пять метров.

— Я предлагаю совершенно другую вещь, давайте сделаем подкоп и просто врубимся в канализацию.

У меня есть фотография — в фойе огромная куча земли и песка и рядом два землекопа, которых наняли делать опалубку, чтобы это не обвалилось. Они вытаскивали по ведру песка, прорывали туннель и в итоге достучались до железобетонного кольца, пробили перфоратором дыру и проложили туда канализационную трубу. До сих пор новый женский туалет так функционирует.

Когда мы сделали все эти туалеты, я потребовал, чтобы в каждую женскую комнату купили подкладки на унитазы. Это признак хорошего тона, я увидел их в дорогом отеле. А еще мы установили автоматические ароматизаторы. Потом один человек написал на почту мне письмо: «Установите ароматические палочки». У нас была целая презентация, и мы коллективно выбрали запах.

Я всегда говорю: если у вас в туалете отсутствуют элементарные нормы гигиены, чистоты и порядка, никакой народный артист на сцене не поможет.

Знаете, в театре ведь все важно. Сегодня публика оценивает театр не только по тому, что происходит на сцене, а и по тому, что вокруг театра: туалету, буфету, гардеробу, чистоте и так далее. Если вы откроете «Яндекс-отзывы» о Театре Вахтангова, там в каждом сообщении, помимо разговора о спектакле и любимых актерах, написано, что мы пришли в старый красивый ухоженный театр и очень жалеем, что были в нем всего за 15 минут до начала, сюда нужно приходить за час, потому что есть что посмотреть, огромные музейные зоны с экспонатами, антикварная мебель, вещи великих артистов, все подписано, все с этикетками, очень интересно. А с начала этого года еще стали писать: какой потрясающий исторический буфет.

Театр Вахтангова, 2022 год. Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова; Gerarus/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International License

— Вы лично проходите и инспектируете весь театр?

— Обязательно. Раз в месяц я стараюсь проходить все коридоры. Нет дня, чтобы я что-то не сфотографировал и не позвонил в нашу ремонтную группу, и не попросил подкрасить или подремонтировать.

— Главное в Театре Вахтангова все-таки не стены, а люди. Сегодня здесь одна из самых сильных в России, а может, и не только в России, трупп.

— Да, вы абсолютно правы, главное то, что происходит на сцене. Я застал тот счастливый период, когда театром руководил Римас Туминас. И за 15 лет ему удалось создать уникальный репертуар, который мы сегодня оберегаем и сберегаем и собираемся это делать столько, сколько будет сил, чтобы эти спектакли жили и шли, потому что это большое культурное наследие не только Театра Вахтангова, а нашей страны. И мы не остановились в своем творческом развитии. Театр Вахтангова в этом сезоне выпускает девять театральных премьер. Мы с вами разговариваем, и сейчас идет репетиция «Амадея». На Новой сцене — репетиция спектакля «Феллини. 8 1/2». На Симоновской — «Варшавской мелодии». В репетиционном зале — «Павла I».

Анна Дубровская и Владимир Вдовиченков в спектакле «Феллини. 8 1/2», 2023 год. Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова; Константин Чубенко/пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

— Могу только представить, что вы ощутили, когда ушел сначала худрук театра, а потом главный режиссер, Туминас и Бутусов.

— Это было очень больно. Но, понимаете, то, что Туминас уйдет, стало известно, во всяком случае мне, еще в ноябре 2021 года, до премьеры спектакля «Война и мир». Вообще, он все время возвращался к этой теме: «Я уже старый, поеду вишневый сад возделывать в Литву. У меня там хутор мой, там буду жить». Потом, уже в ноябре, когда у него была самая острая стадия болезни, он очень плохо себя чувствовал, пришел ко мне и сказал, что принял для себя твердое решение — проведет сейчас столетие театра и уйдет.

Спектакль «Война и мир», 2021 год. Фото: Юлия Губина/Пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова; Яна Овчинникова/Пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова
Виктор Добронравов в спектакле «Война и мир», 2021 год. Фото: Юлия Губина/Пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова; Яна Овчинникова/Пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

— И его ведь даже не было на юбилее и на премьере «Войны и мира».

— Он репетировал до последнего момента, но ему делали химиотерапию весь октябрь и ноябрь. Премьера «Войны и мира» проходила 8 ноября. А 6 ноября сделали пятую химиотерапию, после чего ему стало очень плохо. И опять-таки колесо вахтанговской истории сделало свой круг. Как Евгений Богратионович Вахтангов не мог присутствовать на премьере своей легендарной постановки «Принцесса Турандот» — лежал в Денежном переулке, умирал, так же и Римас Туминас после химиотерапии не мог присутствовать на первых показах «Войны и мира». Он лежал в квартире в Николопесковском переулке, совсем рядом с театром... Римас вышел на поклон только 10-го и 11-го числа. У нас каждый день приходили гости, и одним из них был Дмитрий Бертман, после каждого премьерного показа в фойе было небольшое суаре, банкет для артистов, для гостей театра. И я ему сказал:

— Дима, мы вас ждем. Может, вы скажете буквально несколько слов?

Но он ответил:

— Кирилл, не могу. Я увидел Туминаса, когда он вышел на поклон и заплакал.

Буквально после премьеры, уже в конце ноября, мы с Римасом договорились, что он идет к министру, Ольге Любимовой, и говорит о том, что по состоянию здоровья не может больше продолжать работу в Москве. Единственное, на что в тот момент мне удалось его уговорить, чтобы окончательно не уходил из театра, как он хотел, а оставался просто режиссером. Когда я его спрашивал:

— Римас, что вам мешает дальше оставаться худруком? Вас здесь кто-то ищет, кто-то вас контролирует, кто-то вас разыскивает, есть какие-то проблемы, когда вы должны здесь быть? Живете так, как вам нужно. Можете в любой момент уехать на лечение, лечь в больницу. Зачем уходить? — он ответил:

— Кирилл, потому что моя совесть... Я должен здесь быть, когда премьера, а меня здесь нет, я в больнице или на реабилитации, или в Литве. И мне это доставляет внутренний дискомфорт и страдания, я хочу от этого избавиться.

С 9 февраля 2022 года Туминас официально не является художественным руководителем театра. Но он и сейчас продолжает общаться с актерами по необходимости. Если нужна его помощь, дистанционно может это сделать. Бывает, что мы отправляем ему видеозаписи спектакля, и он потом созванивается с тем, чью игру нужно скорректировать. Это очень правильно, ведь спектакль живой, артист живой, дело начинает немножечко не туда идти, нужна корректировка или вводы на роли. Кто еще кроме него это может сделать? И он этим занимается онлайн, поддерживает спектакли, это тоже говорит о его порядочности. Мог бы сказать: «Да мне плевать, что у вас тут происходит...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Как перестать довольствоваться малым: 5 способов начать получать удовольствие от жизни Как перестать довольствоваться малым: 5 способов начать получать удовольствие от жизни

Пять способов, которые помогут сохранить веру в свои силы

Psychologies
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Планетологи заподозрили существование подповерхностных океанов на четырех крупных спутниках Урана Планетологи заподозрили существование подповерхностных океанов на четырех крупных спутниках Урана

Спутники Урана могут обладать остаточными подповерхностными океанами

N+1
Универсальный актёр Универсальный актёр

Николай Черкасов мог сыграть кого угодно

Дилетант
Стоит ли смотреть уругвайский хоррор «Эпидемия: Вирус 32»: рецензия MAXIM Стоит ли смотреть уругвайский хоррор «Эпидемия: Вирус 32»: рецензия MAXIM

Отрадно узнать, что кроме футбола и джунглей в Уругвае водятся зомби

Maxim
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»: как художник Анатолий Зверев рисовал Гоголя «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»: как художник Анатолий Зверев рисовал Гоголя

Отрывок из книги «Анатолий Зверев и мировое искусство»

Forbes
Медвежья заслуга Медвежья заслуга

Сорок лет назад наша страна на неделю забежала прямо в будущее

Tatler
Девятилетний мальчик нашел на даче у бабушки зуб мамонта. Находке 10 тысяч лет! Девятилетний мальчик нашел на даче у бабушки зуб мамонта. Находке 10 тысяч лет!

Мальчик и не представлял, что он нашел зуб мамонта возрастом 10 000 лет

ТехИнсайдер
Российские сериалы с самыми откровенными сценами Российские сериалы с самыми откровенными сценами

6 самых откровенных российских сериалов

Maxim
Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion

Нейросети могут «жить» не только в интернете, но и на вашем компьютере

CHIP
Жизнь сов: почему мы любим ночь Жизнь сов: почему мы любим ночь

Чем привлекает нас романтика темного времени суток?

Psychologies
«Я играю стерву. Любите ее и ненавидьте!»: Мария Горбань раскрыла секреты сериала «Звездный суд» «Я играю стерву. Любите ее и ненавидьте!»: Мария Горбань раскрыла секреты сериала «Звездный суд»

Мария Горбань сыграла вместе с Максимом Лагашкиным в комедийном сериале

VOICE
Как домашние черепахи захватили мир Как домашние черепахи захватили мир

Почему экологи стараются остановить распространение красноухой черепахи?

Наука и жизнь
Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью Поддерживать, но не потакать: как помочь близкому, страдающему зависимостью

Важно четко осознать разницу между поддержкой зависимого человека и потаканием

Psychologies
Маршруты, траты, цели: как изменились путешествия за границу в 2023 году Маршруты, траты, цели: как изменились путешествия за границу в 2023 году

Как события последнего года изменили жизнь путешественников

РБК
Умерла после тяжелой болезни 28-летняя звезда сериала «Телекинез» Саманта Вайнштейн Умерла после тяжелой болезни 28-летняя звезда сериала «Телекинез» Саманта Вайнштейн

Саманта Вайнштейн ушла из жизни в Торонто

VOICE
«Безос. Человек, создавший Amazon»: почему фильм о миллиардере оказался таким скучным «Безос. Человек, создавший Amazon»: почему фильм о миллиардере оказался таким скучным

Почему «Безос. Человек, создавший Amazon» совершенно не оправдывает ожидания

Forbes
«Ковер» Тальбота помог упорядоченно пленить десять тысяч атомов «Ковер» Тальбота помог упорядоченно пленить десять тысяч атомов

Показана технология создания оптических решеток на основе эффекта Тальбота

N+1
Проблемы с сексом, тайная любовница Гитлера на протяжении 16 лет и жена на 36 часов: тяжелая судьба красавицы Евы Браун Проблемы с сексом, тайная любовница Гитлера на протяжении 16 лет и жена на 36 часов: тяжелая судьба красавицы Евы Браун

Имя Гитлера на слуху у всех, но что нам известно про любовницу и жену?

ТехИнсайдер
Права на мотоцикл: что надо знать для получения категории «А» Права на мотоцикл: что надо знать для получения категории «А»

Что нужно, чтобы стать мотоциклистом?

РБК
Стесняюсь спросить: почему появляется перхоть и как от нее избавиться Стесняюсь спросить: почему появляется перхоть и как от нее избавиться

Перхоть: почему она возникает и можно ли её вылечить?

Правила жизни
Трезвый подход к романтическим отношениям: советы коуча Трезвый подход к романтическим отношениям: советы коуча

Как разглядеть человека и не дать эмоциям заглушить голос разума?

Psychologies
И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни

Про этих знаменитостей точно можно сказать — сделали себя сами!

VOICE
«В детстве мне снилось, что я нахожусь среди темнокожих людей»: как живется в африканской глубинке миссионеру из Ростова-на-Дону «В детстве мне снилось, что я нахожусь среди темнокожих людей»: как живется в африканской глубинке миссионеру из Ростова-на-Дону

Команда волонтеров оказывает помощь жителям уголков Кении, Танзании и ДР Конго

Вокруг света
Зачем нужны очки для компьютера? Простое объяснение Зачем нужны очки для компьютера? Простое объяснение

Почему стоит обратить внимание на очки для компьютера

ТехИнсайдер
Темнокожие красотки: кем были бывшие жены Роберта Де Ниро Темнокожие красотки: кем были бывшие жены Роберта Де Ниро

Предлагаем посмотреть на бывших жен Роберта Де Ниро

VOICE
Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства

Как цифровизация скажется на дорожном хозяйстве?

Forbes
Гимн одуванчику! Гимн одуванчику!

Одуванчик врачует душу, ведь он — замечательный символ весны!

Наука и жизнь
Открыть в приложении