Изучаем историю театра МГУ — от постановок XVIII столетия до театра МОСТ

Культура.РФИстория

История студенческого театра МГУ

Автор: Ирина Кирилина

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова (фрагмент). 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова, Ломоносово, Архангельская область

Любительская труппа при Императорском Московском университете появилась вскоре после его открытия и стала первым публичным театром в городе.

Небольшой студенческий коллектив, который играл первые спектакли для преподавателей и родственников, положил начало двум самым известным российским театрам — Большому и Малому. В нем дебютировали знаменитые артисты XVIII–XIX веков: Иван Калиграф, Егор Залышкин, Андрей Ожогин.

Изучаем историю театра МГУ — от постановок XVIII столетия до театра МОСТ, который открылся в Москве в 1999 году.

Основание театра

Студенческий театр при Императорском Московском университете появился в 1756 году. Согласно сведениям из «Ученых записок Московского университета», его основали, чтобы дать учащимся «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике, в переводах, подражании и сочинениях».

Любительскую труппу набрали из числа студентов и учеников университетской гимназии. В первых постановках играли поэт Ипполит Богданов, драматург Денис Фонвизин, писатель и этнограф Михаил Чулков. Театром руководил писатель Михаил Херасков, который в то время служил в университетской канцелярии.

Федор Рокотов. Портрет Александра Сумарокова (фрагмент). Около 1777. Государственный Исторический музей, Москва

Все женские роли в спектаклях сначала играли юноши. Но уже в 1757 году в газете «Московские ведомости» появилось объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета». В труппу вступили первые профессиональные актрисы в России — Татьяна Троепольская и Авдотья Михайлова.

В репертуар театра входили как российские, так и зарубежные произведения. Студенты ставили пьесы Александра Сумарокова и Михаила Ломоносова, переводили французские и итальянские оперы и комедии.

Неизвестный художник. Портрет Михаила Хераскова (фрагмент). 1800-е. Музей истории МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

В конце 1757 года при Московском университете открылись художественные классы, где обучали актеров для труппы. Там получили образование в будущем известные артисты Егор Залышкин, Иван Калиграф, Андрей Ожогин. Кроме того, на нескольких специальных отделениях готовили художников-декораторов, музыкантов и оперных певцов.

Первыми зрителями университетского театра были студенты, преподаватели и их родственники. Спектакли проходили в сенях университетского дома у Воскресенских ворот. Труппа выступала и на ярмарках, участвовала в пасхальных и масленичных гуляньях.

В 1758 году в Москве открылся «Оперный дом», которым руководил итальянский оперный певец и антрепренер Джованни Баттиста Локателли. В дни, когда основная труппа не выступала, студентам разрешили играть на его сцене. Первым спектаклем, который они поставили в «Оперном доме», стала пьеса Марка Антуана Леграна «Новоприезжие». По договору с основателем университета Иваном Шуваловым Локателли не только предоставлял студентам сцену, но и обучал их актерскому мастерству.

Антреприза Майкла Меддокса

В начале 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна. В России объявили долгий траур, и представления Московского театра прекратились. Только в 1766 году Екатерина II распорядилась восстановить труппу. Спектакли сначала шли в Головинском оперном доме в Лефортово, затем для театра построили здание на Знаменской улице в Москве.

Джакомо Кваренги. Вид на здание бывшей аптеки на Красной площади, где был открыт Московский государственный университет. 1756. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

В феврале 1780 года, во время спектакля «Дмитрий Самозванец», в театре начался пожар. За несколько часов деревянное строение выгорело дотла. Из публики и актеров никто не пострадал. В том же году по распоряжению руководителя театра английского инженера Майкла Меддокса построили новое каменное здание на Петровке.

Здание театра Московского государственного университета на улице Герцена. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

По месту расположения театр стали называть Петровским. В его труппу вошли некоторые выпускники Московского университета — Андрей Ожогин, Петр Плавильщиков, Иван Калиграф. В 1825 году на основе Петровского театра возникли два новых: Большой и Малый.

С конца XVIII столетия и весь XIX век в Московском университете продолжали ставить спектакли, но для небольшого круга зрителей: в основном на них приходили сами студенты, их друзья и родные. Труппу содержали на средства, которые собирали профессора и учащиеся, и на добровольные пожертвования публики.

Флигель дворца Пашкова, в котором после Октябрьской революции откроется театр Московского государственного университета. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

Театр Московского университета в ХХ веке

После революции 1917 года университетский театр закрыли на несколько лет. Только в 1924-м студенты МГУ поставили первый спектакль — «Власть тьмы» по одноименной пьесе Льва Толстого.

Режиссер Ролан Быков. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

До середины ХХ столетия театр работал как любительская студия при клубе МГУ. В 1957 году его возглавил режиссер Ролан Быков. Он пригласил в труппу молодых актеров, которые впоследствии прославились на всю страну: Аллу Демидову, Ию Саввину и других. Быков преобразовал студенческий коллектив в профессиональный театр, ввел гонорары для актеров и билеты на спектакли, которые раньше были бесплатными.

Актриса Ия Саввина. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

В 1959 году Быков стал главным режиссером театра «Ленком» и ушел из университетской студии. Вместо него спектакли ставили Петр Васильев, Леонид Варпаховский, Николай Петров, Марк Захаров. Студия работала до 1969 года, затем ее закрыли по распоряжению парткома МГУ.

Студенческий театр при университете вновь появился только в 1981 году. Его главным режиссером стал Евгений Славутин. Он одним из первых начал сотрудничать с драматургом Виктором Коркией. В 1988 году в репертуаре театра появилась пьеса этого автора «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили».

Главными героями спектакля были Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Произведение выглядело чересчур смелым даже для времен перестройки, но худсовет МГУ разрешил поставить пьесу на сцене. После выхода спектакля в прессе появилось множество положительных отзывов.

Актриса Алла Демидова. Фотография: Московский Открытый студенческий театр (МОСТ), Москва

В 1990-х годах Евгений Славутин обратился к жанру театрального кабаре. Первым спектаклем этого направления стала постановка «Синие ночи ЧеКа». Труппа представила его на Эдинбургском театральном фестивале, где постановку восторженно приняли европейские зрители и журналисты.

Художественный руководитель театра «МОСТ» Евгений Славутин. Фотография: Сергей Петров / Пресс-служба театра Московского государственного университета

Это особый театр. Он явился уникальной творческой площадкой, на которой жила и развивалась неформальная режиссура. Режиссура, которая сказала свое слово. Благодаря этой творческой площадке Марк Захаров прогремел своим спектаклем «Дракон» по Евгению Шварцу. Благодаря ей появился Роман Виктюк. Здесь были и Фоменко, и Райхельгауз, и другие. Здесь люди могли получить Имя!», — из речи Ролана Быкова на вечере в честь 40-летия студенческого театра МГУ

Театр МОСТ

9 декабря 1999 года на основе студенческого театра МГУ открылся государственный театр МОСТ под руководством Евгения Славутина. Первые 10 лет труппа играла в помещениях университета. Затем в 2010 году МОСТ переехал в собственное здание на Большой Садовой улице.

В репертуар театра вошли классические пьесы российских и зарубежных драматургов, произведения современных авторов — трагедии, психологические драмы, лирические и авантюрные комедии. Спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Григория Горина получил в 2018 году премию «Звезда театрала».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Kuzzz-basss. Yeah, baby Kuzzz-basss. Yeah, baby

Путешествие может быть лучше, чем секс, только если оно и есть секс

Playboy
Наследник без престола Наследник без престола

Долгие годы Павел ждал корону, являясь законным наследником трона

Дилетант
Загадка, сэр! Загадка, сэр!

«Кэмпденское чудо» Англии

Дилетант
Беседа Александра Эткинда и Сергея Сдобнова о книге «Природа зла. Сырье и государство» Беседа Александра Эткинда и Сергея Сдобнова о книге «Природа зла. Сырье и государство»

Диалог Александра Эткинда и Сергея Сдобнова

СНОБ
14 признаков того, что отношения развиваются так, как надо 14 признаков того, что отношения развиваются так, как надо

Как убедиться, что ваш союз крепнет, а близость между вами усиливается

Psychologies
Хуже, чем курение: 7 привычек, которые разрушают твое здоровье Хуже, чем курение: 7 привычек, которые разрушают твое здоровье

Что стоит поменять в своей жизни, чтобы подольше сохранить здоровье

Cosmopolitan
Что съесть, чтобы укрепить нервную систему и психику? Что съесть, чтобы укрепить нервную систему и психику?

В поисках лекарства от стресса ученые предлагают нам заглянуть в тарелку

Psychologies
Правила жизни Шакила О’Нила Правила жизни Шакила О’Нила

Шакил О’Нил планирует состариться в окружении телевизора и видеоигр

Esquire
Правило «один раз в неделю»: как превратить новые отношения в настоящую любовь Правило «один раз в неделю»: как превратить новые отношения в настоящую любовь

Хотите никогда не разлучаться? Тогда поменьше встречайтесь

Cosmopolitan
«Жизнь меня все время возвращает на кухню». Шеф ресторана Artest про судьбу, музыку и вареную картошку с укропом «Жизнь меня все время возвращает на кухню». Шеф ресторана Artest про судьбу, музыку и вареную картошку с укропом

Первое интервью Артема Естафьева после открытия ресторана Artest

GQ
Писатель Григорий Служитель — об одиночестве и домашних посиделках Писатель Григорий Служитель — об одиночестве и домашних посиделках

Какое оно, одиночество нашего времени, и что мы можем ему противопоставить

РБК
Правила жизни Габриэля Гарсиа Маркеса Правила жизни Габриэля Гарсиа Маркеса

Правила жизни лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса

Esquire
С видом заодно С видом заодно

Интерьер, полный света, воздуха и во всех смыслах свободный

SALON-Interior
Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы

До встречи с Солнцем комета оставалась нетронутой с момента своего образования

N+1
Правила жизни Александра Вертинского Правила жизни Александра Вертинского

Поэт и певец, умер 21 мая 1957 года в возрасте 68 лет в Ленинграде

Esquire
«Бабуля, садись!»: позволим детям взрослеть «Бабуля, садись!»: позволим детям взрослеть

Хотите, чтобы дети выросли успешными и счастливыми?

Psychologies
Продал две квартиры для борьбы с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений Продал две квартиры для борьбы с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений

Как разработчикам достучаться до аудитории и какой аналитики им не хватает

VC.RU
Русская душою Русская душою

Как много у фольклорной героини общего с современной русской красавицей

Grazia
Родила 69 детей, ушла от мужа: кем была самая многодетная россиянка Родила 69 детей, ушла от мужа: кем была самая многодетная россиянка

История россиянки Валентины Васильевой, которая к 40 годам родила 69 детей

Cosmopolitan
Билет в один конец: какие технологии позволят обеспечить выживание колонистов на Марсе Билет в один конец: какие технологии позволят обеспечить выживание колонистов на Марсе

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Правила для чужих: почему растет вероятность блокировки YouTube и Facebook Правила для чужих: почему растет вероятность блокировки YouTube и Facebook

Какое будущее ждет иностранные интернет-сервисы в России?

Forbes
Почему премия «Золотой глобус» отчаянно устарела Почему премия «Золотой глобус» отчаянно устарела

«Золотой глобус» — событие, на которое по-хорошему не нужно обращать внимания

СНОБ

Актер Боб Оденкерк — о впечатлениях от работы с российской командой

Esquire
«От чего ты устала?» Диалог на пути к вовлеченному отцовству «От чего ты устала?» Диалог на пути к вовлеченному отцовству

Как диалог может помочь понять мужчинам, почему важно вовлеченное отцовство

СНОБ
Лагерная кружка Сергея Королёва Лагерная кружка Сергея Королёва

Обыкновенная, кое-как сделанная металлическая кружка с грубо приклёпанной ручкой

Дилетант
Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция

Образовательная технологическая компания Coursera подала заявку на IPO

Forbes
История одной песни: «Лестница в небо» Led Zeppelin, 1971 История одной песни: «Лестница в небо» Led Zeppelin, 1971

Великая история с плагиатом, Толкином, Сатаной и прочими правдами и неправдами

Maxim
Технология ABS: как не забуксовать в продажах Технология ABS: как не забуксовать в продажах

Что такое account-based selling и как этот инструмент помогает в продажах

Forbes
Туда и дорога Туда и дорога

Портрет родной страны глазами фотографа и блогера Илии Воскресенского

GQ
Джедаи в мире зубов: 5 преимуществ использования флоссов и ирригаторов Джедаи в мире зубов: 5 преимуществ использования флоссов и ирригаторов

Плюсы зубной нити и ирригатора: рассказываем, что это вообще такое и зачем нужно

Playboy
Открыть в приложении