История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода
Неожиданным образом главная кино-новость недели связана не совсем с кино: студии Disney и Sony, вместе развивавшие на экранах истории про Человека-Паука, ко всеобщему удивлению и разочарованию объявили о «разводе». Кто в результате пострадает и кому достанутся «дети», рассказывает автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов.
В первую очередь, эта новость означает, что «Человек-Паук», если все в последний момент не договорятся, покинет ряды Мстителей. Но история эта вообще не про кино. Если говорить совсем честно, это история про жадность — про то, как одни дяди в костюмах не договорились с другими, а страдать из-за этого будут зрители.
Много лет назад, в силу разнообразия финансовых причин, о которых можно написать отдельный текст, права на героев вселенной Marvel оказались у разных студий. FOX получил вселенную Людей Икс, а Sony повезло больше всего — молодая студия сумела купить права на «Человека-Паука».
В своей книге «Будущее кино» Бен Фритц рассказывает прекрасную историю. В 1998 году Sony решила купить у Marvel права на «Человека-Паука»: он был самым популярным героем во вселенной Marvel, и купить его было для студии логичным шагом. Но неожиданно хозяева Marvel предложили студии купить права на всех героев вообще — за $25 млн. Руководители Sony, в первую очередь Эми Паскаль, над этим предложением даже не думали: зачем нам никому не известные герои? Нам нужен только «Человек-Паук». Отдельно за «Паука» просили $20 млн, но эта сумма Sony показалась излишне большой, и в результате договорились о том, что за каждый фильм про Паучка студия будет отдавать $10 млн + 5% от прибыли.
Чтобы был понятен контекст, «все остальные герои», которых предлагали Sony, — это Железный Человек, Тор, Капитан Америка, Стражи галактики и прочие уже широко известные миллионам зрителей персонажи. Но Эми Паскаль они тогда показались совершенно не нужными и бессмысленными для покупки.
Потраченные на Человека-Паука деньги оказались для Sony невероятно удачной инвестицией. Первый фильм «Человек-Паук» с Тоби Макгуайером в главной роли собрал в мировом прокате $821 млн. Воодушевленная студия решила поставить производство хитов на поток, но уже сиквел — «Человек-Паук 2» неожиданно показал результат существенно хуже – всего $783 млн мировых сборов, что в принципе довольно необычно — очень редко, когда сиквел, даже неудачный, собирает меньше первой истории. Третий фильм режиссера Сэма Рейми в прокате выступил хорошо — $890 млн — но оказался для студии самым дорогим и проблемным.