Как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР

Правила жизниИстория

Ирония судьбы — главный новогодний фильм СССР и России. Рассказываем историю его создания

Адрес «3-я улица Строителей, квартира 12», крылатые фразы вроде «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из культового фильма Эльдара Рязанова сейчас знакомы каждому. Но не все знают, что в истории создания этого фильма много своей иронии судьбы. По просьбе «Правил жизни» Алексей Бородачев-Архипов проник в архивы «Мосфильма» и рассказал, как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР.

Пьеса и спектакли

Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссеру написать пьесу, «чтобы заработать». Требования были простые: минимум героев и декораций — такая формула позволяла легко продать ее театрам. «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», как рассказывали сами авторы, была написана меньше чем за две недели. В основу сюжета лег реальный случай, вычитанный авторами в газете (по другой версии, рассказанный композитором Никитой Богословским): 31 декабря на праздновании то ли дня рождения, то ли годовщины свадьбы один из гостей, пришедший на праздник из бани, быстро набрался и уснул. Кто-то из компании предложил подшутить над несчастным и отвезти его на вокзал. Заплатив проводнице, пассажира загрузили в поезд в общий вагон на полку для багажа, — очнулся он уже в Киеве. Авторы просто дополнили эту историю романтической линией, проблемой похожести районных застроек и квартир и заменили поезд самолетом.

Спектакль «С легким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась — это был Театр мимики и жеста. Брагинский на спектакль идти отказался, а вот Рязанов пошел, говорят, был поражен блестящей игрой актеров.

Спустя несколько лет за плечами тандема были «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и телеспектакль «Сослуживцы» (режиссером последнего Рязанов не был, но позже, в 1977 году, по написанному им с Брагинским одноименному сценарию он снял культовый «Служебный роман»). Сделать паузу в совместной работе пришлось по вынужденной причине — в 1974 году Эмиль Вениаминович пережил инфаркт. Именно тогда Рязанов и задумался об экранизации современной сказки о подвыпившем враче.

Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссеров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссер получил категорические отказы — никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению. Не последнюю роль в этом решении сыграла конкуренция и некоторая антипатия между начальниками двух ведомств: председателем Комитета СССР по кинематографии Филиппом Ермашом и председателем Комитета по радио и телевещанию Сергеем Лапиным. Для Лапина отказ от сценария кинематографистов стал лучшим подтверждением того, что проект нужно брать в производство. Так «Ирония» запустилась на «Мосфильме», в объединении телевизионных фильмов.

То самое коричневое платье и типовая квартира Жени Лукашина

Скромный телевизионный фильм — что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съемкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссер.

Главным оператором картины стал Владимир Нахабцев, который уже работал с Рязановым над «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля» и «Зигзагом удачи». Именно он принял решение использовать новаторскую для того времени трехкамерную систему: все писалось с разных точек тремя камерами одновременно — это упрощало монтаж, позволяло снимать большими кусками и не повторять съемки одной и той же сцены ради смены плана или ракурса. К тому же такой метод давал свободу артистам в импровизации, которую Рязанов очень любил.

Отвечать за декорации позвали художника кино Александра Борисова. Как он позже признавался, работа над «Иронией» была одновременно и самой простой за его карьеру, и очень сложной — было необходимо сделать квартиры главных героев не просто соответствующими духу времени, а детально повторяющими быт каждого жителя большого города тех лет: со «стенкой», кухонным гарнитуром, определенными обоями. Типовая квартира в типовом доме. Кстати, новоселами герои стали именно по предложению Борисова: во-первых, это объясняло ненаблюдательность Жени Лукашина, а во-вторых, это отлично пересекалось с действительностью — жилье тогда получали под праздники.

Узнаваемые сегодня вещи вроде коричневого «праздничного платья» из крепа и лисьей шапки Надежды, которые на долгое время стали объектами желания каждой советской женщины, или «серого пиджака в елочку из Мосторга» Жени Лукашина появились в фильме благодаря Ольге Кручининой. На момент съемок «Иронии» в ее фильмографии уже были крупные проекты — «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Гусарская баллада», «Сказка о царе Салтане», «Зигзаг удачи», «Руслан и Людмила». Когда достать что-то модное было практически невозможно, Кручининой удавалось создавать для героев по-настоящему запоминающиеся, красивые, продуманные и стильные образы.

Некоторые трудности у Рязанова возникли с поиском композитора — в сценарии было прописано девять стихотворений (Евтушенко, Пастернака, Ахмадулиной, Львовского, Аронова, Цветаевой и Кочеткова). Восемь из них должны были стать песнями, плюс нужно было написать остальной саундтрек. Рязанов посчитал, одному автору такая задача была непосильной, поэтому он решил обратиться сразу к четырем: Яну Френкелю, Исааку Шварцу, Андрею Петрову и Микаэлу Таривердиеву. Идея состояла в том, чтобы каждый написал по две песни. Сначала все ответили согласием, но через некоторое время трое отказались — кто-то из-за поездки за границу, кто-то из-за занятости в других проектах. Так по иронии судьбы остался только Микаэл Леонович.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
«Взломать старение» «Взломать старение»

Почему теперь мы сможем жить дольше

N+1
Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты! Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты!

Мир ароматов в Древней Греции был куда богаче, чем может показаться

ТехИнсайдер
Как полюбить себя? 7 шагов к здоровым отношениям с собой Как полюбить себя? 7 шагов к здоровым отношениям с собой

Познавая себя, вы можете достичь больших результатов меньшими усилиями

Psychologies
Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир

Почему отец телевидения Владимир Зворыкин возненавидел свое творение

ТехИнсайдер
Философия в комиксах: топ-5 фактов о «Хронозисе» таинственного мыслителя Резы Негарестани Философия в комиксах: топ-5 фактов о «Хронозисе» таинственного мыслителя Резы Негарестани

Комикс «Хронозис» — калейдоскоп из философских размышлений о природе времени

ТехИнсайдер
GAC GS8. Land Cruiser для непритязательных GAC GS8. Land Cruiser для непритязательных

GAC GS8: легкий кузов и алюминиевый турбомотор

4x4 Club
В этих странах запрещено отмечать Новый год — и вот, почему В этих странах запрещено отмечать Новый год — и вот, почему

В некоторых странах Нового года и вовсе не существует!

VOICE
Хагай и хлеб Хагай и хлеб

Домашняя пекарня Хагая Бен-Йегуды и два мешка времени

Seasons of life
6 ошибок, которые ты совершаешь, когда наряжаешь елку 6 ошибок, которые ты совершаешь, когда наряжаешь елку

Как правильно наряжать ёлку?

Maxim
Гостевой брак: в чем недостатки и преимущества — узнайте, подходят ли вам такие отношения Гостевой брак: в чем недостатки и преимущества — узнайте, подходят ли вам такие отношения

Раздельное проживание с партнером сохраняет или разрушает отношения?

Psychologies
Такие разные Маргариты Такие разные Маргариты

Какой была королева Маргарита у творцов разных эпох?

Дилетант
Как сохранить свои ценности и себя во времена хаоса: 5 шагов Как сохранить свои ценности и себя во времена хаоса: 5 шагов

Как оставаться собой, когда теряются ориентиры?

Psychologies
Елки-моталки Елки-моталки

Как остановить предновогоднюю гонку и получить удовольствие от праздника

Лиза
Кампания для Маска: как в США крупный бизнес участвует в выборах Кампания для Маска: как в США крупный бизнес участвует в выборах

Политолог Ян Веселов — о влиянии крупного бизнеса на выборы в США

Forbes
Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет

Что ж, раскроем главный секрет женской гигиены XIX века

ТехИнсайдер
Лепят творят малюют Лепят творят малюют

Мечта Уолта Диснея сбылась: анимация превратилась в серьезную индустрию

Men Today
Как не впасть в зависимость от смартфона: установите для себя разумные ограничения Как не впасть в зависимость от смартфона: установите для себя разумные ограничения

Как не превратить смартфон в источник лишнего стресса?

Psychologies
«Мы не ожидали, что мир настолько жесток». Как не терять веру в людей и принимать происходящее «Мы не ожидали, что мир настолько жесток». Как не терять веру в людей и принимать происходящее

Как научиться принимать происходящее и не терять веру в окружающих?

Psychologies
Как избавиться от телефонного спама и звонков мошенников Как избавиться от телефонного спама и звонков мошенников

Сейчас мы разберемся, как максимально эффективно избавиться от телефонного спама

CHIP
Семь китайских клонов, копирующих премиальные автомобили Семь китайских клонов, копирующих премиальные автомобили

Некоторые из наиболее смелых китайских подражателей премиальным авто

4x4 Club
Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром

Что такое научное фэнтези и каких авторов, пишущих в этом жанре, почитать?

ТехИнсайдер
Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь

Информационное цунами уносит нас в открытый океан негатива

Лиза
Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой

Одно дело — житейская мудрость, а другое — наука, эксперименты, и статистика

ТехИнсайдер
Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию

Что делать, если семейные секреты мешают отношениям с детьми

СНОБ
Смотри не умирай Смотри не умирай

«Замерзшие»: сканди-нуар в Костомукше

Weekend
Новая книга Стивена Пинкера: «Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна» Новая книга Стивена Пинкера: «Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна»

Отрывок из книги популяризатора науки Стивена Пинкера о рациональности

СНОБ
Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать? Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать?

Почему техника стала источником новой зависимости и как этим управлять.

ТехИнсайдер
Муравьи питаются молочком, которое дают муравьиные куколки Муравьи питаются молочком, которое дают муравьиные куколки

Куколки играют важную роль в жизни муравейника. Они дают молоко

ТехИнсайдер
Аборты и неравенство зарплат: о чем писала первая французская журналистка Северин Аборты и неравенство зарплат: о чем писала первая французская журналистка Северин

Северин стала ролевой моделью для многих эмансипированных женщин

Forbes
Открыть в приложении