Как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР

Правила жизниИстория

Ирония судьбы — главный новогодний фильм СССР и России. Рассказываем историю его создания

Адрес «3-я улица Строителей, квартира 12», крылатые фразы вроде «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из культового фильма Эльдара Рязанова сейчас знакомы каждому. Но не все знают, что в истории создания этого фильма много своей иронии судьбы. По просьбе «Правил жизни» Алексей Бородачев-Архипов проник в архивы «Мосфильма» и рассказал, как шла работа над главным новогодним фильмом России и СССР.

Пьеса и спектакли

Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссеру написать пьесу, «чтобы заработать». Требования были простые: минимум героев и декораций — такая формула позволяла легко продать ее театрам. «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», как рассказывали сами авторы, была написана меньше чем за две недели. В основу сюжета лег реальный случай, вычитанный авторами в газете (по другой версии, рассказанный композитором Никитой Богословским): 31 декабря на праздновании то ли дня рождения, то ли годовщины свадьбы один из гостей, пришедший на праздник из бани, быстро набрался и уснул. Кто-то из компании предложил подшутить над несчастным и отвезти его на вокзал. Заплатив проводнице, пассажира загрузили в поезд в общий вагон на полку для багажа, — очнулся он уже в Киеве. Авторы просто дополнили эту историю романтической линией, проблемой похожести районных застроек и квартир и заменили поезд самолетом.

Спектакль «С легким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась — это был Театр мимики и жеста. Брагинский на спектакль идти отказался, а вот Рязанов пошел, говорят, был поражен блестящей игрой актеров.

Спустя несколько лет за плечами тандема были «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и телеспектакль «Сослуживцы» (режиссером последнего Рязанов не был, но позже, в 1977 году, по написанному им с Брагинским одноименному сценарию он снял культовый «Служебный роман»). Сделать паузу в совместной работе пришлось по вынужденной причине — в 1974 году Эмиль Вениаминович пережил инфаркт. Именно тогда Рязанов и задумался об экранизации современной сказки о подвыпившем враче.

Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссеров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссер получил категорические отказы — никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению. Не последнюю роль в этом решении сыграла конкуренция и некоторая антипатия между начальниками двух ведомств: председателем Комитета СССР по кинематографии Филиппом Ермашом и председателем Комитета по радио и телевещанию Сергеем Лапиным. Для Лапина отказ от сценария кинематографистов стал лучшим подтверждением того, что проект нужно брать в производство. Так «Ирония» запустилась на «Мосфильме», в объединении телевизионных фильмов.

То самое коричневое платье и типовая квартира Жени Лукашина

Скромный телевизионный фильм — что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съемкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссер.

Главным оператором картины стал Владимир Нахабцев, который уже работал с Рязановым над «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля» и «Зигзагом удачи». Именно он принял решение использовать новаторскую для того времени трехкамерную систему: все писалось с разных точек тремя камерами одновременно — это упрощало монтаж, позволяло снимать большими кусками и не повторять съемки одной и той же сцены ради смены плана или ракурса. К тому же такой метод давал свободу артистам в импровизации, которую Рязанов очень любил.

Отвечать за декорации позвали художника кино Александра Борисова. Как он позже признавался, работа над «Иронией» была одновременно и самой простой за его карьеру, и очень сложной — было необходимо сделать квартиры главных героев не просто соответствующими духу времени, а детально повторяющими быт каждого жителя большого города тех лет: со «стенкой», кухонным гарнитуром, определенными обоями. Типовая квартира в типовом доме. Кстати, новоселами герои стали именно по предложению Борисова: во-первых, это объясняло ненаблюдательность Жени Лукашина, а во-вторых, это отлично пересекалось с действительностью — жилье тогда получали под праздники.

Узнаваемые сегодня вещи вроде коричневого «праздничного платья» из крепа и лисьей шапки Надежды, которые на долгое время стали объектами желания каждой советской женщины, или «серого пиджака в елочку из Мосторга» Жени Лукашина появились в фильме благодаря Ольге Кручининой. На момент съемок «Иронии» в ее фильмографии уже были крупные проекты — «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Гусарская баллада», «Сказка о царе Салтане», «Зигзаг удачи», «Руслан и Людмила». Когда достать что-то модное было практически невозможно, Кручининой удавалось создавать для героев по-настоящему запоминающиеся, красивые, продуманные и стильные образы.

Некоторые трудности у Рязанова возникли с поиском композитора — в сценарии было прописано девять стихотворений (Евтушенко, Пастернака, Ахмадулиной, Львовского, Аронова, Цветаевой и Кочеткова). Восемь из них должны были стать песнями, плюс нужно было написать остальной саундтрек. Рязанов посчитал, одному автору такая задача была непосильной, поэтому он решил обратиться сразу к четырем: Яну Френкелю, Исааку Шварцу, Андрею Петрову и Микаэлу Таривердиеву. Идея состояла в том, чтобы каждый написал по две песни. Сначала все ответили согласием, но через некоторое время трое отказались — кто-то из-за поездки за границу, кто-то из-за занятости в других проектах. Так по иронии судьбы остался только Микаэл Леонович.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Записки отельера: жизнь взаймы Записки отельера: жизнь взаймы

Короткое, но важное соприкосновение отельера с искусственным интеллектом

Правила жизни
Самый красивый советский маньяк: история Александра Лабуткина, в которого влюблялись жертвы Самый красивый советский маньяк: история Александра Лабуткина, в которого влюблялись жертвы

Самый странный серийный убийца советских времен

VOICE
Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1» Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»

Как безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать

ТехИнсайдер
8 сериалов, которые вы могли пропустить в этом году 8 сериалов, которые вы могли пропустить в этом году

Сериалы, которые вызвали меньше интереса, чем заслуживают

Правила жизни
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Семь советов: как не поправиться в Новый год? Семь советов: как не поправиться в Новый год?

Как же наслаждаться новогодней едой, не рискуя фигурой?

Здоровье
Балабанов, Пелевин и Дэвид Боуи. Подводим итоги года в документальном кино Балабанов, Пелевин и Дэвид Боуи. Подводим итоги года в документальном кино

Главные документальные проекты 2022 года

СНОБ
Лишняя деталь: можно ли отказаться от ремня ГРМ в двигателе? Лишняя деталь: можно ли отказаться от ремня ГРМ в двигателе?

Газораспределительный механизм — неотъемлемая часть любого поршневого двигателя

ТехИнсайдер
Какой была культурная жизнь блокадного Ленинграда. Отрывок из книги Какой была культурная жизнь блокадного Ленинграда. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»

СНОБ
Названы самые безопасные автомобили по результатам краш-тестов. Список Названы самые безопасные автомобили по результатам краш-тестов. Список

Наиболее безопасные модели авто: посмотрите, как их разбили в краш-тестах

РБК
Кукла веры Кукла веры

«Пиноккио Гильермо дель Торо»: сказка страшного времени

Weekend
«Воспитание дикости» «Воспитание дикости»

Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся

N+1
Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме

Режиссер Антон Уткин — о том, как сегодня поддерживать друг друга

РБК
Опера с человечным первым лицом Опера с человечным первым лицом

«Милосердие Тита» Моцарта как редкий образец оперной доброты

Weekend
Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы

Как фитнес влияет на людей разного возраста?

ТехИнсайдер
Боже, прими короля. Почему футбол после смерти Пеле не будет прежним Боже, прими короля. Почему футбол после смерти Пеле не будет прежним

Разбираем феномен легендарного футболиста Пеле

Правила жизни
Такие разные Маргариты Такие разные Маргариты

Какой была королева Маргарита у творцов разных эпох?

Дилетант
Пятнадцать натуральных средств для омоложения Пятнадцать натуральных средств для омоложения

Предотвратить мелкие «возрастные» неприятности можно и без помощи специалистов

Здоровье
Даже не говори Даже не говори

Анастасия Красовская рассказала о съемках обнаженной и языке кино

Grazia
Магия слова Магия слова

Аффирмации, которые помогут приблизить осуществление заветной мечты

Лиза
Запчасти для людей Запчасти для людей

Как ученые научились делать искусственные органы

N+1
Нормальная родня: как кино учит нас здоровым отношениям Нормальная родня: как кино учит нас здоровым отношениям

Как сценаристы и режиссеры по-новому показывают родственные связи

Forbes
Свиной грипп атакует: симптомы заболевания и методы лечения Свиной грипп атакует: симптомы заболевания и методы лечения

Рассказываем, что такое свиной грипп и как его отличить от других ОРВИ

ТехИнсайдер
Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле

Гостья отеля была уверена, что живет с бывшим мужем, но все оказалось иначе

Правила жизни
Найти гадалок, доставить бабочек в Куршевель: консьерж — о запросах Найти гадалок, доставить бабочек в Куршевель: консьерж — о запросах

Консьерж-службы: внутренняя кухня и самые экзотические запросы жильцов

РБК
Конец истории: как работает искажение времени — мнение социального психолога Конец истории: как работает искажение времени — мнение социального психолога

Что такое искаженное восприятие времени и как оно на нас влияет?

Psychologies
Все и стразы Все и стразы

Надежда Калеганова и Виктория Клинкова рассказали о своих нулевых

Grazia
Продюсер из Москвы собирает елочные игрушки. О его елке написал британский Vogue Продюсер из Москвы собирает елочные игрушки. О его елке написал британский Vogue

Павел Компан многие годы коллекционирует дизайнерские новогодние украшения

РБК
Нужный из Нижнего Нужный из Нижнего

«Соболь NN» в контексте точечной застройки мегаполиса

Автопилот
Нина Агишева: «Франкенштейн и его женщины. Пять англичанок в поисках счастья» Нина Агишева: «Франкенштейн и его женщины. Пять англичанок в поисках счастья»

Отрывок из книги о запутанных любовных треугольниках и литературе

СНОБ
Открыть в приложении