Как художнику Элю Лисицкому удалось заложить основы современного искусства

РБКИстория

Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру

Как художнику удалось заложить основы современного искусства и не просто подарить миру множество парадоксальных работ, но и «запрограммировать» культурную парадигму в дизайне и строительстве зданий на сотню лет вперед

Автор: Антон Погорельский

Эль Лисицкий за работой над макетом. © Государственная Третьяковская галерея

Автор идеи «вертикального города» и «горизонтального небоскреба». Создатель проунов и фигурин. Основоположник профессии галериста и прародитель веб-дизайна. Изобретатель книг-конструкторов и экспериментатор, предвосхитивший облик городов XXI века. Все это — Эль Лисицкий, выдающийся российский и еврейский художник, соавтор Казимира Малевича и ориентир для каждого современного архитектора. Рассказываем о жизни и творческом пути Эля Лисицкого, а также находим современные работы, вдохновленные наследием мастера.

Начало: провал в академии и еврейский период

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в городе Починок Смоленской губернии. Вскоре после рождения сына семья переехала в Смоленск, а позднее в Витебск. Здесь будущий художник начал брать первые уроки живописи.

В 1909 году Лисицкий попытался поступить в Императорскую академию художеств, но отбор не прошел. Согласно официальной версии, он изобразил «Дискобола» — знаменитую статую атлета, который готовится к метанию диска, — без соблюдения академических канонов. Однако есть и другая версия, согласно которой Лисицкий мог не пройти экзамен из-за так называемой процентной нормы: в начале XX века для вузов Москвы и Санкт-Петербурга действовало ограничение на прием евреев — не более 3% от всех студентов. Лисицкий, как еврей, уже не проходил.

«Важно отметить, что непоступление в академию привело не только к тому, что Лисицкий отправился учиться в Германию и получил возможность приобщиться к западноевропейской культуре, что в дальнейшем сыграло важную роль в его жизни, но и к изменению в выборе профессии. Летом 1909 года Лисицкий намеревался стать художником, а уже осенью учился на архитектурном факультете Дармштадтского политехнического института, — рассказал Александр Канцедикас, искусствовед и автор книг. — Сам он позднее будет называть себя архитектором, а в его творчестве особенности профессионального взгляда архитектора на постановку и пути решения задач станут решающим фактором».

В архивах почти нет этюдов и эскизов Лисицкого — его творческий замысел складывался сразу как целостный проект, без фрагментарных набросков. Первый этап творчества Лисицкого принято называть еврейским. Начинающий художник занимался поисками национального стиля, а работал при этом над иллюстрациями к книгам. В 1916–1919 годах Лисицкий создал около 30 произведений в области книжной графики. Самое известное его творение того времени — иллюстрации к книге «Пражская легенда» Мойше Бродерзона 1917 года.

Из Лазаря в Эля. Первое участие Лисицкого в выставке датировано 1912 годом: в тот момент он подписывался своим настоящим именем. Псевдоним «Эль» появился в 1919 году — художник составил его из первых букв своего имени и фамилии на идише «Элиэзер Лисицкий».

В 1914 году Лазарь Лисицкий получил в Германии диплом инженера-архитектора и вернулся в Москву, где стал демонстрировать свои картины на выставках объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Через четыре года, в 1918-м, Лисицкий познакомился с автором «Черного квадрата». Эта встреча, по мнению исследователей, предопределила дальнейший ход событий в жизни художника и привела к его первому выдающемуся изобретению — к проунам.

«Проект утверждения нового» и Малевич

В 1919 году недавний выпускник создал собственную художественную систему, которую позднее назвал «проун», что расшифровывается как «Проект утверждения нового». По словам Татьяны Горячевой, искусствоведа и историка искусства, слово «проун» одновременно служит именем собственным каждого произведения и термином для обозначения системы в целом.

Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №55. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №84. © Государственная Третьяковская галерея

Весной 1919-го Лисицкий начал преподавать в Витебском народном художественном училище. Вскоре туда же приехал Малевич. Именно тогда в училище развернулся масштабный утопический эксперимент — строительство супрематического мира. «В этом эксперименте Лисицкому отводилась очень ответственная роль — миссия перевода супрематизма в объемные формы; трехмерная интерпретация супрематизма должна была заложить основы архитектурной концепции будущего», — объяснила Татьяна Горячева.

Эль Лисицкий, Проун №43. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун, 1924-25. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун «Супрематизм объема», 1919. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. Конструктивистская композиция. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея

Что такое супрематизм. Супрематизм — это течение в искусстве авангарда, основоположником которого считается Казимир Малевич. Слово происходит от латинского supremus — «высший», «превосходный». Основными элементами супрематизма были цвет и геометрические формы. Предполагалось, что супрематизм станет искусством будущего и полностью заменит традиционную живопись.

В проунах впервые проявился талант Эля Лисицкого к соединению различных видов искусства друг с другом. Мастер интегрировал приемы архитектурного мышления в геометрическую абстракцию. «Тем самым расширялись границы и того и другого: условность картинной плоскости позволяла воплотить любую степень смелости архитектурной утопии, а инженерная убедительность конструкции придавала картине статус проекта. Используя хорошо знакомые ему приемы архитектуры, Лисицкий оперировал ее базовыми понятиями — массой, весом, пространством, ритмом, эстетизируя их, но не лишая утилитарной функции, присущей архитектурному проекту. Многие работы имели уточняющие названия, фиксирующие архитектурно-инженерную доминанту художественного образа: «Город», «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Балка», «Москва», — перечислила Горячева.

Сотрудничество с Малевичем не заканчивалось проунами. В 1919 году художники вместе оформили юбилейные празднества Витебского комитета по борьбе с безработицей, под руководством Лисицкого напечатали брошюру Малевича «О новых системах в искусстве», обложку к которой сделал сам Лисицкий.

Эль Лисицкий, разворот обложки книги Казимира Малевича «О новых системах в искусстве». Витебск: «Артель худ. труда», 1919. © Государственная Третьяковская галерея

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев

Когда произошло смешение предков современных людей с неандертальцами?

N+1
10 автомобилей Джеймса Бонда — от худшего к лучшему 10 автомобилей Джеймса Бонда — от худшего к лучшему

Автомобили — важная часть любого фильма о Джеймсе Бонде. А какими они были?

Maxim
Жизнь без еды Жизнь без еды

Среди насекомых есть виды, которые во взрослом состоянии не питаются вовсе

Наука и жизнь
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Бэби-бум Бэби-бум

Мечтаете о классическом бэбифейсе?

Собака.ru
11 вещей, которые профессиональные клинеры никогда не делают, убирая ванную у себя дома 11 вещей, которые профессиональные клинеры никогда не делают, убирая ванную у себя дома

Какие ошибки при уборке ванной не дают создать свой личный SPA-рай

VOICE
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма

Актерская карьера экс-футболиста Дэвида Бекхэма

Forbes
Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт Чем похожи нарциссы и алкоголики: 11 общих черт

О том, что общего между алкоголиками и нарциссами

Psychologies
«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви «Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви

«Претенденты»: чего не хватило этой истории о любовном треугольнике на корте

Forbes
«Малым территориям — большое будущее» «Малым территориям — большое будущее»

Технология развития северных территорий через вовлечение местного сообщества

Позитивные изменения
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Актер и гражданин Актер и гражданин

Как Жан Габен воплотил дух Франции

Weekend
Битва техники: что лучше — отпариватель или утюг Битва техники: что лучше — отпариватель или утюг

Какой из приборов для глажки одежды поможет добиться наилучшего эффекта?

ТехИнсайдер
Даниил Медведев — Forbes: «Ошибки — это часть спорта» Даниил Медведев — Forbes: «Ошибки — это часть спорта»

Даниил Медведев о его любви к футболу, Евро-2024, а также о киберспорте

Forbes
Окинавский пастушок Окинавский пастушок

Единственная нелетающая птица Японии — ямбару-куина, или окинавский пастушок

Наука и жизнь
Египетская сила Египетская сила

Как британцы пустили 180 тысяч кошачьих мумий на удобрение

N+1
Мой дом — моя крепость: как избавиться от аллергенов в квартире Мой дом — моя крепость: как избавиться от аллергенов в квартире

Как в доме защититься от аллергенов?

ТехИнсайдер
Как дети и внуки давших «Клятву дарения» миллиардеров участвуют в благотворительности Как дети и внуки давших «Клятву дарения» миллиардеров участвуют в благотворительности

Кампания «Клятва дарения» приближается к критическому рубежу

Forbes
Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade

Escalade до сих пор остаётся одним из самых неоднозначных автомобилей

4x4 Club
Кто я, если не я Кто я, если не я

«Я не киллер»: Ричард Линклейтер о 1990-х и кризисе самоидентификации

Weekend
Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает

Как связаны глобальная экономика и снижение рождаемости?

Inc.
Симфония трех тысяч голосов Симфония трех тысяч голосов

Интервью с Сумитой Гхош, основательницей социального предприятия rangSutra

Позитивные изменения
Было больно: MAXIM одним из первых посмотрел «Майор Гром: Игра» Было больно: MAXIM одним из первых посмотрел «Майор Гром: Игра»

Стала ли «Майор Гром: Игра» новым уровнем для российского кино?

Maxim
Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть

Почему поездка в автомобиле так убаюкивает?

Maxim
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Ехать ли в Магадан Ехать ли в Магадан

Несколько очень красивых и интересных маршрутов по акватории Магадана

Y Magazine
Что такое «Пифагоровы штаны» и как египтяне строили пирамиды: 6 вопросов о геометрии, которые мучили вас со школы Что такое «Пифагоровы штаны» и как египтяне строили пирамиды: 6 вопросов о геометрии, которые мучили вас со школы

Об удивительных примерах использования геометрических знаний

ТехИнсайдер
Открыть в приложении