Как современное общество стало материалистическим

kiozk originalsОбщество

Иметь или быть?

Автор: Эрих Фромм – всемирно известный социальный психолог, социолог и философ, один из основателей неофрейдизма и фрейдо-марксизма. Родился во Франкфурте-на-Майне, в семье ортодоксальных евреев. Когда в 1934 году к власти пришли нацисты, Фромм переехал в Нью-Йорк. Позже стал гражданином США и профессором нескольких университетов, в том числе Колумбийского и Йельского.

0:00 /
1163.769

В работе «Иметь или быть» (1976) Фромм исследует вопросы духовной сферы человека и рассуждает о том, как современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает «иметь», а не «быть».

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Иметь или быть?» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Эта книга социального психолога Эриха Фромма вышла еще в 1976 году, когда наше общество еще не стало «обществом перепотребления», но вопросы, о которых размышляет автор, актуальны сейчас как никогда. Почему мы продолжаем думать, что нас определяет наш социальный статус и количество денег? Почему счастье людей по-прежнему заключается в соответствии стандартам общества? И как в мире всеобщего перепотребления можно «просто быть», а не «иметь что-то»? Погоня за властью, удовольствием или обогащением все дальше отодвигает нас от осознания того, кто мы есть, и пришло время обратиться к себе – считает Эрих Фромм. Как это сделать, узнайте из нашего обзора.

Найдите в себе свободу просто быть

Что отражает вашу суть? – Деньги на банковском счете? Ваши профессиональные достижения? Ваша внешность? Положение в обществе? А, может быть, дом и одежда?

Культура говорит нам: мы – это то, чем мы обладаем, а путь к значимости, цели и счастью вымощен покупками и достижениями. В этом случае удовлетворение приходит через «обладание».

Благодаря тому, что Эрих Фромм называет «бытием», цели, которых мы достигаем и вещи, которые приобретаем, перестают определять нас. Когда мы преобразовали свой образ мышления из «обладания» в «бытие», нам больше не нужно бороться за значимость, цель и счастье. Вместо этого мы вольны стремиться к тому, что действительно нас удовлетворяет – физически, ментально и эмоционально – и формировать наше общество подобным образом.

Мы расскажем вам, как перейти к этой новой жизни.

Из этого обзора вы узнаете:

  • что плохого в мышлении, настроенном на «обладание»;
  • почему счастье не связано с экономическим ростом;
  • и какое мышление может спасти планету.

Экономический прогресс не гарантирует ни счастья, ни богатства

Куда бы мы ни посмотрели, еще один продукт обещает улучшить нашу жизнь: новый автомобиль, чтобы мы чувствовали себя успешными, телефон, чтобы помочь справиться с нашими обязанностями. Но если лучшая жизнь легкодоступна, почему так много людей подавлены, одиноки, разочарованы и недовольны?

Вопреки тому, что мы часто слышим, в жизни есть нечто большее, чем необузданное потребление.

В действительности, «погоня за счастьем» породила в людях западной цивилизации невероятный уровень тревожности, депрессии и пагубных привычек. Стремление конкурировать и сравнивать себя с другими изолирует многих из нас, убеждая в том, что нужно быть лучше и иметь больше. По иронии судьбы, пока нашей главной целью является накопление, мы никогда не накопим достаточно и будем становиться все более и более неудовлетворенными. Но последствия безудержного потребления оказывают влияние не только на отдельного человека – есть и социальные последствия. И одно из них – это концентрация богатств в руках небольшой группы людей.

Поскольку наша капиталистическая система «каждый сам за себя» вознаграждает эгоизм и жадность, такие вещи, как солидарность, совместное использование и удовлетворенность, обесцениваются. Со временем это увеличивает неравенство между людьми разных экономических слоев и даже может привести к войнам. Исторически, жадность играла роль почти во всех международных войнах – от Индийской и Французской до Первой мировой.

Когда жадность управляет обществом, проигрывают все. Работодатели стремятся обмануть своих клиентов, уничтожить конкурентов и эксплуатировать работников. Итак, что же нам остается? Является ли коммунизм решением проблемы? – Нет, потому что коммунизм, как и капитализм, не стремится обуздать потребление.

Тем не менее, чтобы перестроить общество, которое уже не приносит пользы большинству, необходимы радикальные социальные и экономические изменения. В противном случае, цикл недовольства продолжится.

Каждый день мы переполнены мыслями о том, что нам нужно купить, чтобы быть счастливыми, и о том, что нам нужно думать, чтобы принадлежать к определенной группе. Но как это влияет на наше отношение к себе и другим? И есть ли лучший способ? Эти вопросы мы и рассмотрим далее.

Два режима – «обладание» и «бытие» – определяют, как мы воспринимаем жизнь.

Назовите что-нибудь из ваших вещей. Например, часы и солнцезащитные очки. Готово. А как же ваша работа или супруг?

Погодите-ка, а это разве имущество? Едва ли, но это не значит, что мы не видим наших партнеров таковыми. Это объясняет, почему мы склонны считать себя неполноценным, если у нас нет работы или супруга, и можем так думать о других. Однако, если мы поменяем режим «обладания» на режим «бытия», мы признаем, что мы полноценны независимо от того, сколько имеем.

Давайте начнем с режима обладания, который все овеществляет.

Когда смысл жизни состоит в том, чтобы накопить как можно больше, мы начинаем рассматривать людей как вещи, которые нужно приобрести. Это можно наблюдать даже на уровне языка. Например, мы чаще говорим «иметь» жену, чем «быть» мужем.

В режиме обладания то, что мы называем «любовью», на самом деле может быть средством манипулирования: мы манипулируем другими, чтобы получить то, что хотим. Так случается, например, когда родители требуют от своих детей вести себя определенным образом или достигать определенных успехов.

Но на этом овеществление не заканчивается.

Режим обладания также приводит нас к овеществлению мнений. Это видно по тому, как мы цепляемся за свои мысли, вместо того чтобы оставаться открытыми для новых идей. Для нас изменить свое мнение – все равно что потерять собственность. Так что, отказываясь от своего мнения, мы как будто отказываемся от части своей личности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Пять телесных проявлений депрессии Пять телесных проявлений депрессии

Мы привыкли, что депрессия – это прежде всего о душе, но ещё и о теле

Здоровье
Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
Астрономы нашли потенциальную экзопланету в другой галактике по рентгеновскому транзиту Астрономы нашли потенциальную экзопланету в другой галактике по рентгеновскому транзиту

Объект обнаружен в спиральной галактике М51 вне Млечного Пути

N+1
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Судьба человека Судьба человека

25 сентября Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы сто лет

Tatler
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
10 забытых продуктов компании Apple 10 забытых продуктов компании Apple

10 идей Apple, о которых сегодня многие позабыли (или не слышали вовсе)

Популярная механика
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба

Как Джон Вашингтон решился не жить в тени своего знаменитого отца

GQ
5 ключей к разумному оптимизму 5 ключей к разумному оптимизму

Как видеть в жизни хорошее, не вступая в противоречие со здравым смыслом

Psychologies
Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез

Когда дело доходит до слез, не все из них одинаковы

Playboy
Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals
Самые странные автомобильные законы Северной и Южной Америки Самые странные автомобильные законы Северной и Южной Америки

Иногда дорожные законы настолько нелепы, что не имеют никакого смысла

Популярная механика
Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются

Как отрастить длинные волосы?

VOICE
Неприятные моменты: Терон, Рианна, Миноуг и другие звезды, пережившие трагедию Неприятные моменты: Терон, Рианна, Миноуг и другие звезды, пережившие трагедию

Насилие, абьюз, рак и другие трудности, с которыми справились эти девушки

Cosmopolitan
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
«Это экзит, а не инвестиции»: зачем основатели продали «Кухню на районе» и что получат «Сбербанк» и Mail.ru Group «Это экзит, а не инвестиции»: зачем основатели продали «Кухню на районе» и что получат «Сбербанк» и Mail.ru Group

Краткая история сервиса «Кухню на районе» и мнения участников рынка

VC.RU
Nissan Pathfinder. Не в то время, не в том месте Nissan Pathfinder. Не в то время, не в том месте

Nissan Pathfinder уже давно не внедорожник, а большой семейный универсал

4x4 Club
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Как научиться есть осознанно?

Худеем правильно
Главной причиной расширения тропиков назвали нагрев субтропической зоны конвергенции Главной причиной расширения тропиков назвали нагрев субтропической зоны конвергенции

Ученые использовали 26 климатических моделей, чтобы прийти к такому выводу

N+1
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
Чертоги чужого разума. Почему все обсуждают новый фильм Чарли Кауфмана «Думаю, как все закончить» Чертоги чужого разума. Почему все обсуждают новый фильм Чарли Кауфмана «Думаю, как все закончить»

«Думаю, как все закончить» — фильм о сумерках рассудка от Чарли Кауфмана

Forbes
Луны Урана оказались похожими на карликовые планеты Луны Урана оказались похожими на карликовые планеты

Некоторые луны Урана напоминают карликовые планеты

Популярная механика
Сверхинтенсивные короткие тренировки: эффективны или не очень? Сверхинтенсивные короткие тренировки: эффективны или не очень?

Правда ли, что интенсивные тренировки — панацея от всех проблем?

РБК
Тельняшки, бикини и мини: как Брижит Бардо задала стиль Французской Ривьеры Тельняшки, бикини и мини: как Брижит Бардо задала стиль Французской Ривьеры

Топ стильных образов главной кинозвезды Франции

Esquire
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
Никаких ограничений Никаких ограничений

Три автодрома, которые со всех точек зрения подойдут читателям Robb Report

Robb Report
Правила жизни Стивена Кинга Правила жизни Стивена Кинга

Правила жизни мастера ужасов Стивена Кинга

Esquire
«Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия «Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия

Джесси Айзенберг — о том, почему монотонность жизни страшнее прогресса

Forbes
Открыть в приложении