Их (слишком) волнуют успехи детей!
Учеба сегодняшних школьников сродни непрерывной битве за успех. Ощущая тревогу своих родителей, их жажду прекрасных учебных результатов, дети с ранних лет невольно несут на себе это эмоциональное бремя, которое может сказаться и на их будущем.
Основные идеи
- Переживая за будущее ребенка, родители хотят быть уверены, что он «пробьется», – и делают ставку на его учебу.
- Его успехи и неудачи они (ошибочно) воспринимают как собственные, бессознательно желая, чтобы он восполнил все то, что им в жизни не удалось.
- Ребенок живет жизнью взрослого – перегруженный, обескураженный, усталый. Неосознанно сопротивляясь родительскому давлению, он может стать плохим учеником.
Распорядок дня шестиклассницы Юли под стать рабочему дню иного министра. После школы девочка спешит домой, чтобы успеть сделать уроки до того, как придет репетитор по английскому (понедельник, четверг) или будет пора бежать на кружок по истории (среда, суббота). Ее родители (он – хирург, она – аудитор) возвращаются поздно, но стараются выкроить время, чтобы проверить уроки, а в выходные прорабатывают темы на следующую неделю. Юля понимает, что мама с папой пристально следят за учебой ради ее же будущего, но ей хотелось бы иногда провести денек «просто так»: поиграть с котом, покататься на роликах или позвать в гости подружку. Но это бывает редко: даже во время каникул Юля решает задачи и пишет упражнения «на закрепление пройденного».
Культ достижений
Давление родительских тревог и ожиданий немало детей начинают ощущать задолго до того, как школьный звонок позовет их в первый класс. «В детских садах больше нет единой программы подготовки к школе, система дошкольного воспитания практически потеряна, – рассказывает школьный психолог Наталья Евсикова. – Эту брешь заполняют многочисленные школы раннего эстетического развития и подготовительные классы престижных школ». От раннего обучения, ориентированного на всестороннее развитие ребенка, родители невольно ждут и ранних достижений. «Но в результате их настойчивых (завышенных) ожиданий у детей возникает ощущение собственной исключительности, появляется зависимость от успеха, страх поражения, ошибки, – предостерегает психотерапевт Альбина Локтионова. – А поскольку в современном обществе ценятся прежде всего достижения, многие родители школьников продолжают действовать в той же логике». В условиях непрерывных (и пока непредсказуемых по результатам) перемен в системе школьного образования они все чаще делают ставку на дополнительные занятия – в кружках, с репетиторами, на курсах. «Кризис, экономическая нестабильность лишь питают их тревоги, – уточняет Наталья Евсикова. – И родители по-прежнему (по максимуму) вкладываются в учебу и внешкольные занятия своих детей». «Это правда, – признает Георгий, отец двоих сыновей семи и десяти лет. – Я понимаю, что жму на мальчиков, но это для их же блага. Конечно, мне жалко по выходным будить их в полвосьмого, чтобы идти на теннис. Но все это окупится. Они должны понимать, что без упорства в жизни ничего не добьешься».