Крупа на здоровье. Главные из модных трендов в питании

РБКЗдоровье

Быстрее, легче, полезнее

Готовая еда из конструктора на неделю, каша быстрого приготовления, готовые смеси для горячих блюд — главные из модных трендов в питании. И на все большем числе упаковок производители пишут «био» и ЗОЖ.

Текст Карина Рахманова

Два года назад москвичка Гузель Латыпова купила пару сушилок для фруктов, поставила их прямо на кухне и стала продавать пастилу и фруктовые чипсы. За сырьем девушка, до этого восемь лет отработавшая в сфере благотворительности и никогда ранее не занимавшаяся бизнесом, ездила на ближайший рынок, продукцию упаковывала в крафтовые пакеты, покупателей находила через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Сейчас в компании «ЭкоСнеки» работают уже восемь человек.

«Сушеные фрукты сохраняют все полезные свойства, при этом я не добавляю ни сахара, ни каких-либо усилителей. Спрос на натуральные продукты существует не только в Москве, я отправляю пастилу почтой по всей России, до самого Сахалина, а также в другие страны — Германию, Италию, Ирландию», — рассказывает Латыпова РБК+.

Сейчас предпринимательница планирует запустить собственный производственный цех, причем собирает деньги через краудфандинг. «Откроется ли производство натуральных вкусностей без сахара и добавок? Решать вам» — гласит призыв на платформе Boomstarter. Нашлось уже почти 80 спонсоров, перечисливших около 30% необходимой суммы — почти 140 тыс. руб.

Как вошедший в моду ЗОЖ влияет на российский рынок продуктов питания? Недавно это стало темой исследования международной группы GfK, проанализировавшей поведение более 20 тыс. домохозяйств и опросившей более 2 тыс. респондентов. Почти 60% заявили, что, покупая товары повседневного спроса, следуют правилам ЗОЖ. По крайней мере, так декларируется.

Другой важный фактор — быстрота приготовления еды. Рынок продуктов, которые можно приготовить с минимальными затратами времени, по-прежнему будет расти, а доставка готовой еды переживает настоящий бум, утверждают опрошенные РБК+ эксперты. Но теперь все это должно сочетаться еще и с ЗОЖ.

Пельмени vs овощи

С 2013 по 2017 год розничные продажи мясных полуфабрикатов в России прибавили 30%, говорится в исследовании компании BusinesStat. Свою роль сыграло стремление потребителя сэкономить время на приготовлении обеда или ужина, а также растущий ассортимент продукции по приемлемым ценам. Люди экономят, отказываются от походов в рестораны и, как следствие, чаще едят дома, следует из объяснений авторов доклада. В ближайшие пять лет этот рынок вырастет еще на 26%.

Согласно исследованию информационного центра Euroresearch & Consulting, проведенному несколько лет назад, жители нашей страны в среднем съедают за год 14 кг замороженной продукции, в Евросоюзе этот показатель — 25 кг, а в США — 57 кг.

При этом структура заморозки в разных странах сильно отличается, подчеркивает партнер практики АПК консалтинговой компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. «В США преобладают замороженные овощи, их потребление достигает 12 кг на душу населения, в России и Восточной Европе этот показатель в два-три раза ниже. У нас преобладает дешевая замороженная мучная продукция, самый ходовой товар — пельмени, их доля достигает 15% всей замороженной продукции», — говорит эксперт.

Впрочем, продолжает Инна Гольфанд, у замороженной овощной и фруктовой продукции есть хороший потенциал. Сейчас товар в основном импортируется (главные поставщики — Польша и другие европейские страны), доля российского производства не превышает 14–22%. Поэтому отечественные игроки, потенциальные инвесторы, с интересом смотрят на этот рынок.

Каша в новом формате

Еще один продукт, стремительно набирающий популярность, — каши в варочных пакетиках. По данным «НЭО Центра», в крупных городах их выбирают уже почти половина потребителей круп. «Это вариант как для студентов, которым нравится быстрота, простота и инновационный подход, так и для потребителей среднего возраста, которые начинают уже внимательнее относиться к своему здоровью», — объясняет Инна Гольфанд.

Как правило, крупы в варочных пакетиках представлены в среднем и премиальном ценовых сегментах, где сейчас наблюдается высокий уровень спроса. Несмотря на то что из обычных круп больше потребляют рис, в варочных пакетиках самый популярный продукт — гречка, далее идут рис, пшено, перловка, горох и кукуруза, перечисляет представитель «НЭО Центра».

Сегмент готовых решений в продуктах питания в целом развивается очень динамично, подтверждают в компании «Мистраль»: потребители, особенно молодые, хотят тратить все меньше времени на приготовление пищи. «Им интересны простые готовые решения, но эти продукты должны быть натуральными. Мы стараемся следовать именно этому тренду, чтобы быть интересными своей аудитории с самого начала их входа в отдельную от родителей жизнь, — рассказали РБК+ в пресс-службе компании. — В прошлом году мы запустили готовые решения для супов и вторых блюд, а также каши в сашетах». Рынок каш в сашетах, по данным Nielsen, вырос в первой половине 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года в рублях на 13,3%, а в объеме — на 14,9%.

Шоколад без сахара

В 1990-е годы в Россию хлынул поток импортных товаров, и люди, привыкшие к пустым магазинным полкам, буквально набросились на фастфуд, многочисленные сорта шоколада и печенья. Когда первое насыщение прошло, появился противоположный тренд — на здоровое питание, рассуждает врач-диетолог сети медцентров «СМ-Клиника» Елена Тихомирова.

Эта мода выводит на рынок новые продукты. По словам директора по маркетингу кондитерской фабрики «Победа» Артема Пуховского, в 2015 году предприятие продало через офлайн-магазины порядка 5 млн плиток шоколада «Победа вкуса», не содержащего сахара (вместо него используются стевия и инулин), в 2017-м — 7 млн плиток, в текущем году прогнозируется сбыт 10 млн. А компания «Юникорн» производит здоровый попкорн Holy Corn. Вместо сахара, усилителей вкуса и искусственных добавок он содержит кукурузу, кокосовое масло и морскую соль, говорит владелец компании Алиса Басырова.

Впрочем, группа GfK в своем свежем исследовании утверждает, что из 58% респондентов, следующих правилам ЗОЖ при покупке продуктов питания, 19% (или 11% от общего числа опрошенных) попадают под определение «декларируемый ЗОЖ». Эти люди не очень хорошо разбираются в правильном питании, но легко поддаются на маркетинговые приемы, сообщает исследование. Такие покупатели не берут соевое или миндальное молоко, органический шоколад, семена чиа, зато они охотно покупают традиционную еду с пониженным содержанием вредных компонентов — например, биокетчуп или вегетарианский майонез, колу, где вместо обычного подсластителя используется стевия, чипсы с морской солью, говорится в комментарии GfK для РБК+.

«В России не существует такого стандарта, как «биопродукция», — это скорее маркетинговый ход», — напоминает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Что касается остальных респондентов из исследования GfK, то лишь 12% (около 7% общего числа опрошенных) являются ЗОЖ-активистами: они готовы тратить время на поиск действительно здоровых продуктов, внимательно читают этикетки и готовы платить больше за качественные товары. Все остальные следуют правилам ЗОЖ, когда это удобно, и легко делают исключения для любимых лакомств.

Фото: Gastronom/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секрет для маленькой компании Секрет для маленькой компании

В США бывшие сотрудники фармы и чиновники помогают взращивать стартапы

Forbes
«Мозги надо включать». Как Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года «Мозги надо включать». Как Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года

«Мозги надо включать». Как Дмитрий Медведев подвел итоги уходящего года

Forbes
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Почем нынче 4WD Почем нынче 4WD

Самых доступные кроссоверы 4x4

АвтоМир
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Funтастическая четверка Funтастическая четверка

Участники группы «Банд’Эрос» признаются, что сильно отличаются друг от друга

OK!
Под водой? Над водой? Под водой? Над водой?

Поговорим о мостах и тоннелях, служащих переправами между близкими частями суши

Популярная механика
20 признаков экзистенциального кризиса 20 признаков экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис — этап развития личности, когда нужно сделать шаг вперед

Psychologies
Тише едешь Тише едешь

Для чего в городах запрещают водителям разгоняться свыше 30 км/ч

Forbes
Самые дорогие дома мира, выставленные на продажу Самые дорогие дома мира, выставленные на продажу

Forbes Life нашел дома, которые еще можно успеть купить к Новому году

Forbes
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Самые странные сексуальные обычаи народов мира Самые странные сексуальные обычаи народов мира

Сексуальные обычаи народов мира нередко весьма причудливы

Maxim
Выгодный вклад: как повышают финансовую грамотность в разных странах Выгодный вклад: как повышают финансовую грамотность в разных странах

Интересные практики в области повышения финансовой грамотности населения

Forbes
5 преступлений, раскрытых при помощи Google Maps 5 преступлений, раскрытых при помощи Google Maps

Польза Google Maps для общества неоспорима

Maxim
Lada XRay Cross Lada XRay Cross

Lada XRay Cross. Красивее и «кроссовернее»

Quattroruote
23 главные оптические иллюзии 2018 года, которые сконфузили нас по полной 23 главные оптические иллюзии 2018 года, которые сконфузили нас по полной

Чтобы осмыслить некоторые фото, тебе потребуется время

Playboy
Недорогие франшизы для маленького города: 19 лучших идей на 2019 год Недорогие франшизы для маленького города: 19 лучших идей на 2019 год

Добро пожаловать в бизнес

Playboy
Осторожно, впереди Scala Осторожно, впереди Scala

Осторожно, впереди Scala. Новый спортивный хэтчбек от Skoda

Quattroruote
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Lada Vesta Cross: Мандарин под елку Lada Vesta Cross: Мандарин под елку

Оранжевый седан Lada Vesta Cross

АвтоМир
Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр

Чтобы полюбить насекомых, их нужно кормить, заботиться о них и... есть

Популярная механика
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Toyota Camry: она не подведет Toyota Camry: она не подведет

Запас прочности Toyota Camry

АвтоМир
Как 79-летняя блокадница из Петербурга помогает сотням людей, разъезжая по городу на фургоне «Доброта» Как 79-летняя блокадница из Петербурга помогает сотням людей, разъезжая по городу на фургоне «Доброта»

Как 79-летняя блокадница из Петербурга сама помогает нуждающимся

Собака.ru
Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки

Медведев запретил продавать «Боярышник» дешевле водки

Forbes
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

В чем скрытые причины холодных рук и ног

Лиза
Москва меняет людей Москва меняет людей

Интервью с Мариной Кравец — единственной девушкой в Comedy Сlub на ТНТ

Добрые советы
Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей Существует ли Дед Мороз: как отвечать на неудобные вопросы детей

Когда приходит время время рассказать правду про Деда Мороза

Psychologies
Mitsubishi L200 Mitsubishi L200

Mitsubishi L200. Теперь брутальный имидж облачен в нарядную оболочку

Quattroruote
«Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году «Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году

Чем отличилась Волочкова в уходящем году?

Cosmopolitan
Открыть в приложении