Кино
Выход тигра
Как боевые искусства проникли в кинематограф
Жанр фильмов о кунг-фу начал формироваться в Гонконге в 1960–1970 годах. Он был популярным и всенародно любимым, но боевая хореография в подобном кино казалась аляповатой даже по меркам той эпохи. Ситуация изменилась с приходом амбициозного юноши и трудоголика по имени Брюс Ли, – именно Ли Сяолун (таково настоящее имя артиста) первым начал снимать картины с приближенными к реальности и при этом красивыми драками.
Брюс и его первый фильм
Брюс Ли до первой своей коммерчески успешной картины уже снимался в Голливуде, там же он успел поучить американцев китайским боевым искусствам и поднабраться опыта в производстве качественного кино. Благодаря ролям в американских сериалах «Зеленый Шершень» и «Лонгстрит» Брюс донес до западного зрителя образ сильного духом китайца-героя – непобедимого, мужественного мастера восточных единоборств. До этого в сознании зрителей тех лет азиаты представали в амплуа слабохарактерных комичных персонажей в очках и с выразительными передними зубами.
В 1971-м Брюс вернулся в Гонконг и в том же году на студии Golden Harvest снял «Большого босса». Фильм тепло приняла аудитория, а коммерческий успех картины позволил Ли снимать свое кино так, как он хочет. Успехом «Босс» обязан харизме главного героя и кропотливо проработанным боевым сценам, которые ставил лично «маленький дракон». Драки подкупали простыми, но четко отработанными ударами. В фильме отсутствуют веревки и лишние движения – оказалось, реальную ударную технику смотреть куда интереснее, чем цирковые постановки! А человечный сюжет про борющегося с несправедливостью героя только подчеркнул красоту хореографии.
Ножевая потасовка с толпой даже сейчас напрягает и волнует. Финальная схватка с «боссом» на высоких скоростях и с фирменным ударом ноги в прыжке в конце в наше время выглядит потрясающе. А фильм вышел более сорока лет назад!
Далее Ли снял еще четыре великолепные картины, и каждое произведение сильно повлияло на представление общественности о том, как должны драться герои в массовом кино. Свой пятый и самый амбициозный проект, «Башню смерти», он доснять не успел. Актер умер в 1973 году от отека мозга, картину заканчивали с дублером.
Трезвый мастер
Не все знают, что Джеки Чан снялся вместе с Брюсом Ли в фильме «Выход дракона» (1973). Чан там сыграл статиста, которого герой Брюса хватает за волосы и задает взбучку. Молодой Чан впоследствии стал много играть в конвейерных постановках о кунг-фу, но этого ему было мало. Будущей звезде, несмотря ни на что, хотелось найти себя и собственный стиль.
Джеки Чан на самом деле никогда не занимался настоящими боевыми искусствами, он выпускник Пекинской оперы. Актер учился вместе с небезызвестными Саммо Хунгом и Юэнем Бяо. Троица впоследствии немало снималась вместе, а самый заметный их совместный фильм – «Закусочная на колесах» (1984). В нем есть потрясающая сцена – бой легендарного кикбоксера Бенни Уркидеса с Чаном. Драку снимали долго, и далась она гонконгскому артисту непросто: Бенни не умел бить по-киношному, поэтому Джеки пришлось терпеть много реальных ударов по корпусу, ногам и голове. Благодаря отменной технике Бенни и мастерству Джеки эта сцена до сих пор считается одной из самых реалистичных и красивых в истории.
Задолго до «Закусочной на колесах» Чан усердно работал и искал свое амплуа. Он понимал, что быть вторым Брюсом Ли – моветон. Актер пытался создать что-то свое, особенное и неповторимое, и в итоге решил делать комедийные боевики, принесшие ему международную славу и признание. Чан как юморист полностью раскрылся в фильме «Пьяный мастер» 1978 года. Ленту снял культовый боевой хореограф Юань Хэпин. Сцены тренировок Джеки и его поединки в упившемся состоянии отлично подали и срежиссировали, и, несмотря на комедийную наигранность, некоторые из них выглядят драматично. А поучительный сюжет и безукоризненная игра Чана сделали фильм эталонным представителем жанра комедийных боевиков.
Джет Ли и культ Шаолиня
Во-первых, в съемках участвовали реальные чемпионы и лучшие спортсмены страны, их техника и отточенность движений способны приковать взгляд не только заядлых фанатов экшенов. Актеры и каскадеры в картине продемонстрировали скорость, невероятные возможности своего тела и серьезную подготовку. Главную роль исполнил самородок ушу Ли Лянцзэ, известный массовому зрителю как Джет Ли. Актерская карьера спортсмена пошла в гору именно благодаря «Храму Шаолиня».
Во-вторых, в фильме, помимо «спортивки», показали вполне прикладную технику – правда, не шаолиньскую, но тоже традиционную. Мастер Хай Юй сыграл в фильме роль старшего монаха-наставника. Его герой в картине использует стиль богомола, который мастер до сих пор преподает в своей школе и, несмотря на преклонный возраст, изредка играет наставников в фильмах. Последняя его заметная работа –