Проверка на вшивость
Исторический реализм в Kingdom Come: Deliverance
Я прекрасно понимаю, что ни одна историческая игра не может полностью передать все реалии жизни, быт, колорит и особенности того периода. Прежде всего потому, что мы можем судить об истории в основном по летописям, археологическим находкам и трудам. А эти источники далеко не всегда объективны (ведь историю пишут победители), а иногда мы можем попросту неверно их интерпретировать.
Тем не менее Kingdom Come: Deliverance прилагает все усилия, чтобы погрузить нас именно в тот удивительный и жестокий мир средневековья, каким он, скорее всего, был на самом деле. Учитывая, что она делает ставку на историчность и черпает в ней почти всё своё очарование, я постараюсь рассказать, что «правда было», а что – вольная фантазия авторов на тему.
Настоящий парень с деревни
Стандарты образования в начале XV века были достаточно низкими. В отличие от тебя, дорогой читатель с минимум средним, а то и высшим образованием, Индржих совершенно оправданно не умеет писать и читать на старте игры. Хорошо, что его хотя бы обучили считать. На вид нашему герою можно дать лет 17–18, что в то время уже считалось возрастом взрослого мужчины. Пока всё логично.
А вот что меня сразу смутило: сила и выносливость у главного героя в начале игры невероятно низкие. Но ведь по сюжету он вырос подмастерьем кузнеца, а подмастерья делали за мастеров почти всю рутинную работу, которая требовала весьма внушительной физической подготовки. Сам мастер обычно работал только над теми ключевыми деталями, которые подмастерье не смог бы сработать по неопытности. Например, инкрустацию на рукояти.
Предположим, что Индро был обычным средневековым мальчиком с хорошим здоровьем. То есть он начал подмастерьем у кузнеца лет с шести. А значит, к моменту старта игры из него уже должна была вырасти гора мускулов, способная работать тяжёлым молотом часами напролёт. И навык кузнечного дела у него, очевидно, должен быть гораздо выше нуля.
Чем занимается простой деревенский парень, кроме того, что 12-14 часов в день пашет на тяжёлой физической работе? Здесь игра совершенно права – он выпивает, гуляет с девицами и кидается навозом в дом местного немца. Ещё он, конечно, мог бы изучать Библию – но для этого надо было уметь читать. В то время службы обычно велись на латыни, и переводов Библии на тот же чешский было крайне мало (типографский станок изобретут только лет через сорок).
Поэтому Индро, как честный католик, ограничивается тем, что раз в неделю ходит в церковь, чтобы послушать проповедь на чешском. До написания «Молота ведьм» тут ещё дальше, чем до типографского станка, и церковь пока относится к простому люду и его развлечениям достаточно лояльно. А больше в обычной средневековой деревне делать почти нечего. Женщины, алкоголь и мессы – вот и все развлечения.
Да, наш главный герой туповат, как и большинство неблагородных персонажей вокруг него. Очаровательная сцена флирта с крестьянкой, где герои перечисляют самые смешные фаршированные блюда («А свинья фарширована... ха-ха-ха!.. козлом!»), наглядно иллюстрирует уровень диалогов той эпохи. И в игре они прописаны просто замечательно – это особенно заметно, если у Индро слабоват навык риторики. И вообще в части взаимодействия персонажей игра сияет на полную. Именно так люди говорили, действовали и думали в те времена.
Шестерёнки войны...
Дальше мы заходим на опасную территорию. Всегда найдётся знаток исторических техник дуэльного и строевого боя, который расскажет о них нагляднее. Я же буду использовать здесь собственный опыт тренировок по историческому фехтованию против куда более продвинутых ребят и те знания, что смог проверить у историков.
Как вы, возможно, догадываетесь, исторический бой сильно отличается от того, что мы видим в большинстве фэнтезийных игр (даже в какой-нибудь For Honor). Разработчики частенько делают боевую сторону более зрелищной, чтобы мы не скучали.
Но Warhorse Studios даже здесь постаралась не врать там, где можно. Почему в игре двенадцать ячеек под доспехи? Потому что так и было. У нас тут настоящая средневековая война, медицина ещё не додумалась до антибиотиков, а самый популярный метод лечения – кровопускание (приходит цирюльник, надрезает вам вены, выпускает «дурную» кровь). Смертность в случае хирургического вмешательства составляет в среднем по Европе премилые 95%, потому что доктора считали ниже своего достоинства копаться в органах и приглашали резать людей самых настоящих брадобреев.
В таких условиях вы, очевидно, хотели бы как можно лучше защитить себя от ранений, которые в лучшем случае могли бы сделать вас инвалидом до конца жизни. А какой самый простой и надежный способ не пораниться? Правильно, напялить как можно больше защитных материалов. Так что воины облачались в предельно возможное количество слоёв железа, плотной кожи и стеганых курток. Защита стоила внушительных денег, и хороший доспех или шлем берегли как зеницу ока, ведь его качество составляло разницу между жизнью и смертью. И конечно, услуги кузнецов тоже стоили недёшево.