История подъема и падения игровой индустрии.

ИгроманияСтиль жизни

Спецматериалы

И никого не стало

История подъема и падения игровой индустрии

Сергей Жигальцев

Компания Atari захоронила картриджи со своей продукцией в пустыне, сообщают СМИ со ссылкой на очевидцев событий. По словам источника, близкого к Atari, таким образом американцы пытаются избавиться от излишков продукции и освободить склады, забитые непопулярными товарами. Неужели это конец одной из самых авторитетных отраслей развлекательного бизнеса?

Примерно такое сообщение облетело американские газеты, когда в 1983 году стало известно о крушении рынка, в чью успешность верили не только простые геймеры, но и воротилы финансового мира. Богатая на инновации игровая индустрия оставалась этаким мостиком между «скучным миром взрослых», где одетые в костюмы мужчины управляли миром, и почти что эфемерной «зоной мечты». Местом, где первооткрыватели добились гигантского успеха и прочувствовали на себе не менее ошеломительное падение. Но как так получилось, что в один момент из перспективнейшего предприятия игровая индустрия превратилась в выжженную пустыню? Давайте разбираться вместе.

My Brown Box

Идея создать собственную развлекательную систему пришла к Ральфу Баеру еще в пятидесятые годы прошлого века. Тогда он, инженер по образованию, входил в период зрелости, но в душе оставался все таким же мечтателем. Через пятнадцать лет, уже будучи главой отдела технологического дизайна в крупной корпорации, Ральф понял, что попробовать все же стоит.  К тому времени во всем мире уже началась эпоха телевидения. Звезды прошлых лет – золотые голоса американских и британских радиостанций – остались не у дел, фактически наедине с былой славой.

Video Killed the Radio Star и формат нового времени – картинка живая. Людей в кадре копировали, ими восхищались, поэтому нет ничего удивительного в том, что Ральф начал свои изыскания в направлении «ящика». Очень долго образ не складывался: мешало и развитие технологий, и куча других факторов, не последнее место среди которых занимало банальное отсутствие свободного времени. Прорыв случился в августе 1966 года, когда инженер, сидя на остановке, безуспешно пытался дождаться своего автобуса.

«Тогда я подумал: «Давай играть!» На следующее утро я подготовил четырехстраничную документацию по устройству, подключаемому к телевизору по цене $19,95 за коробку».

Ральф вспоминает, что в 1966 году вся эта затея казалась сущей глупостью. «Ну вот представьте себе: я, ведущий инженер крупной военной компании, сижу и порчу бумагу концепцией приставки для детей».

Пытаясь примириться с собственными мыслями, Баер называл свое изобретение на военный манер, перебирая одну аббревиатуру за другой. В конечном счете выбор пал на Channel LP – и работа закипела.

«Я совершенно не был уверен, что вся затея придется по душе моему начальству, – рассказывает Ральф, – отчасти потому весь процесс велся в обстановке строгой секретности. Я нашел помощника, а потом еще одного – парня с шилом в заднице, мы заняли небольшую комнату на пятом этаже высоченного здания и приступили к делу».

В каком-то смысле рабочие контроллеры системы были привлекательнее, нежели редизайн от Magnavox

Довольно скоро концепция Channel LP начала обрастать деталями. Появились и первые игры, среди которых засветилась вариация на тему лабиринта, настольный теннис и даже первый шутер для светового ружья (не пистолета!). Баер вспоминает, как уже после презентации Brown Box (новое имя Channel LP) один из больших начальников любил захаживать к ним в «офис» и стрелять от бедра по мишеням. «Он очень хорошо в этом поднаторел», – улыбается инженер. Беда была лишь в том, что в идею «Коричневой коробки» фактически поверил всего один человек из совета директоров. «Остальные сидели с совершенно кислыми лицами и не понимали, что такого в этой штуке».

Тот самый стрелок, Герберт Кампман, выделил две тысячи долларов на проект системы. Это было немного даже для 1960-х, однако команда Баера и не думала останавливаться на достигнутом, несмотря на давление со стороны больших боссов. «Где-то раз в месяц ко мне подходили и спрашивали: «Вы все еще возитесь с этой штуковиной? Когда закончите?»

Дьявольски хитроумное изобретение – телевидение – мгновенно стало популярным и потеснило среди прочего кинопродукцию. На конец 1950-х приходится не только упадок национальной популярности радиовещания, но и открытие кинотеатров под открытым небом, и появление массового эксплуатационного кино. В этом контексте вполне понятно, почему Баер устремил свой взор в сторону приставок к «ящику»

Весной 1967 года Brown Box приобрела относительно законченный вид. Руководство Sanders начало подыскивать подходящих клиентов для того, чтобы начать производство приставки. «Они были военной корпорацией с госзаказом из самого Пентагона и, соответственно, не могли взяться за самостоятельное распространение Brown Box».

Для Баера началась эпоха судорожных презентаций и брифингов, во время которых надежда выпустить «Коробку» таяла быстрее, чем воск на свече. Во время одного из посещений Sanders идею экс-Channel LP подхватила крупная телекоммуникационная фирма Teleprompter Corporation. Отцы-основатели домашнего гейминга ликовали: наконец-то выпустим. Однако реальность оказалась суровее, чем мог предположить Баер. Испытывая гигантские финансовые трудности, лицензиаты отказались от проекта, и судьба консоли в очередной раз повисла на волоске.

Испытание игрового автомата в пабе стало своего рода традицией. Помимо Pong, именно таким образом проверялись рабочие качества концепции оригинального Donkey Kong, например

«Мы уже отчаялись. Все указывало на то, что Brown Box суждено закончить свою жизнь на свалке, – вспоминают авторы. – И тут мы додумались: раз речь идет о телевизионной игрушке, то и представлять ее надо структурам, так или иначе связанным с этим бизнесом».

Для Brown Box это стало вторым рождением. Стартовала напряженная гонка по инвесторам. Перебирая одну компанию за другой, Баер то и дело слышал: «Да, парни, это очень круто». Однако задача и не думала решаться. Команда инженеров в очередной раз столкнулась с уравнением со всеми неизвестными, где каждое неверное действие могло обернуться катастрофой. Ситуацию спас случай. Один из членов совета директоров RCA, участвовавший в переговорах с Sanders, перевелся в корпорацию Magnavox и буквально настоял на том, чтобы это странное по меркам времени устройство оказалось выпущено на рынок.

«Позже они вспоминали, как ратовали за «Коробку», – рассказывает Ральф. – Еще бы, ведь они увидели первые лицензионные отчисления, чего не радоваться-то».

Не смущайтесь кукле Барби на страницах ведущего компьютерно-игрового журнала. Ведь без нее едва ли б появилась Intellivision - сильнейший конкурент Atari VCS (2600)

Руководство Magnavox взялось за приставку с удвоенной силой. В первую очередь сменили невзрачный корпус устройства на современный по тем временам пластиковый короб. Однако этого менеджерам показалось мало, в результате в комплект поставки вошло множество дополнительных аксессуаров в диапазоне от цветных накладок на телевизор до комплекта фишек, а сама Brown Box, переименованная в Odyssey, подорожала до $100 против исходных $19,95.

«Мы прекрасно осознавали, что все эти бумажные деньги и фишки просто фигня для того, чтобы сбыть систему подороже, но что поделаешь? Я уже тогда понимал, что всем этим никто и пользоваться не станет», – поясняет Баер.

Тем временем Magnavox Odyssey все ближе подбиралась к релизу. Вокруг новой игрушки начала разворачиваться мощнейшая маркетинговая кампания, заключающаяся, помимо съемки рекламных роликов, в позиционировании устройства как лучшего способа отдохнуть в кругу семьи. Немного позже состоялся и сигнальный показ приставки на одной из технологических выставок в Калифорнии. Люди были восхищены возможностями Odyssey, а руководство Magnavox ожидало успешных продаж. Картину портила лишь одна ма-а-аленькая деталь – в листе отзывов Odyssey появилась ничего не значащая подпись: «Н. Бушнелл».

Прыг-скок

Нолан Бушнелл сидел в офисе Atari и потирал руки от удовольствия. Еще бы. Несколько часов назад к нему зашел ведущий (и единственный) инженер компании Алан Алкорн и сообщил потрясающую новость: тестовый образец Pong сломался в буквальном смысле от избытка монет.

«Мне позвонили из паба и сообщили, что наш аппарат вышел из строя, – рассказывает Алан. – Я спросил, как же такое может быть, и полетел проверять. Представьте мое удивление, когда я открыл монетоприемник и из него рекой полились деньги».

По сегодняшним меркам история Atari напоминает авантюрный боевик. Намучившись с никому не нужными автоматами «с электроникой» и устав от напряженной обстановки в стране, Нолан Бушнелл решил организовать компанию мечты. Имея 500 долларов стартового капитала, он отправился нанимать своего первого сотрудника. Им оказался Алан Алкорн.

После полностью монохромного автомата домашняя версия Pong смотрелась как шедевр графической мысли. Понятно, что ничего лучше и не было, но вот эти цветные цифры счета - они аудитории нравились

«Помню, что вначале не доверял ему, – признается Алкорн. – Тогда кругом царила жуткая истерия. Мы поехали на его машине обедать, и он мне предложил тысячу долларов в месяц и долю в компании. Я согласился».

Бушнелл любит рассказывать, что первый успешный «кейс» Atari возник буквально из воздуха. «Мне необходимо было объяснить Алану, что такое видеоигры. Тогда я и придумал небольшое техническое задание – взять за основу ту игрушку, что я видел на Odyssey (речь идет о «теннисе для двоих»), и сделать своего рода клон».

Алан с радостью взялся за предложенный проект. «А почему нет? Нолан сказал, что у него уже заключен контракт с General Electric на этот симулятор пинг-понга. Тот факт, что никто из GE за все время работы над Pong не позвонил, меня отчего-то ничуть не смущал», – смеется инженер.

Как известно, аппетит приходит во время еды, вот и Алкорн, создавая Pong, добавлял в него множество новых функций. «Вначале Алан научил биты двигаться по полю. Потом прописал угол падения мяча и добавил функцию, определяющую по точке удара угол отскока мяча», – поясняет Бушнелл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Среди джунглей и гор Среди джунглей и гор

Достопримечательности Shadow of the Tomb Raider

Игромания
В The Little Ones дети только мешают В The Little Ones дети только мешают

Должны ли игры затрагивать неудобные темы?

Игромания
Самый подробный [и правдивый] прогноз на 2024 год Самый подробный [и правдивый] прогноз на 2024 год

Звезды и карты, числа и талисманы — изучай советы и вперед, в свой лучший год!

VOICE
Побочные эффекты беременности: избавляемся от растяжек и гиперпигментации Побочные эффекты беременности: избавляемся от растяжек и гиперпигментации

Вот и остались позади девять счастливых, но непростых месяцев ожидания, и уже появился на свет ваш крошечный сынок или дочурка. Но некоторые не-приятные косметические последствия беременности все еще могут вас тревожить и не давать в полной мере радоваться жизни. Можно ли с ними справиться? Будем искать способы!

9 месяцев
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Ветром надуло Ветром надуло

Дизайнер Стивен Гэмбрел оформил таунхаус в “городе ветров” Чикаго. Цветовую палитру интерьера ему подсказала суровая чикагская погода.

AD
По старой памяти По старой памяти

Ювелир Петр Аксенов вспомнил свое декораторское прошлое и помог давней подруге оформить ее квартиру в Москве-Сити.

AD
Боли в спине: принимаем меры Боли в спине: принимаем меры

Боль в спине, обусловленная изменениями, которые происходят в женском организме во время беременности, нередко беспокоит будущих мам. Бывает, что эта проблема остается и после родов, сильно осложняя жизнь женщины, ведь малыш требует постоянной заботы и его часто приходится носить на руках. Как помочь позвоночнику и мышцам спины восстановиться?

9 месяцев
Новая игра Хидэо Кодзимы Новая игра Хидэо Кодзимы

Первый проект новоиспеченной Kojima Productions еще не анонсирован. Нельзя исключать, что даже сам Хидэо Кодзима пока не знает, что хочет сделать на этот раз. Но в том, что студия займется именно игрой, сомнений нет: по словам Кодзимы, в будущем он не исключает работу над кино и даже аниме, но публика ждет от него другое – и придется заявить о себе привычными методами.

Игромания
Как в сказке Как в сказке

Это шато долго пребывало в состоянии заколдованного сна, пока за дело не взялись рыцари дизайна — Игорь Литуринский и Ронан Леост.

AD
На исходе дня На исходе дня

Патриарх американского кино режиссер Джеймс Айвори, автор таких классических фильмов, как “Комната с видом”, “На исходе дня” и “Джефферсон в Париже”, рассказал русскому AD о своем доме в штате Нью-Йорк.

AD
Выбирай на вкус Выбирай на вкус

Архитектор Александр Гликман поговорил с Павлом Голяшкиным о контрастах, всеядности и грани между классикой штампованной и живой.

AD
Путешествия во времени в кино Путешествия во времени в кино

Вспоминаем фильмы о путешествиях во времени

Игромания
10 способов поднять себе настроение 10 способов поднять себе настроение

Иногда бывает сложно справиться с плохим настроением, и оно в итоге портит весь день. Между тем грусть и слезы – вовсе не редкие спутники беременности, и ничего страшного в них нет. Однако обидно, когда хандра регулярно точит изнутри или накладывается на праздник, и вот уже 8 Марта с его букетами и комплиментами не в радость. Как себе помочь? Есть несколько простых и действенных способов улучшить настроение.

9 месяцев
Под небом голубым Под небом голубым

Иерусалим — не только святой город трех религий, но и живая современная столица. AD выяснил, что помимо объектов паломничества стоит посмотреть в городе.

AD
Родимое пятно Михаила Горбачева Родимое пятно Михаила Горбачева

Единственная советская инфографика, посвященной родимым пятнам Горбачева

Правила жизни
Как правильно поддержать близкого человека? Как правильно поддержать близкого человека?

Всем известно, что беременной не стоит лишний раз расстраиваться и волноваться. Однако люди из ее окружения нередко пренебрегают подобной рекомендацией. Не со зла, конечно, а исключительно по привычке делиться с ней всеми своими новостями, в том числе и негативными. Как будущей маме реагировать, если ей начинают изливать свои переживания родные и друзья?

9 месяцев
С дороги, агент Малдер! С дороги, агент Малдер!

История X-COM

Игромания
Зазеркалье Зазеркалье

Архитектор Оливье Гэ нестандартно подошел к разграничению пространства — вместо стен использовал витраж, зеркало и шторы.

AD
Загадки цивилизации Загадки цивилизации

Дворец итальянской цивилизации в Риме — одно из самых загадочных и знаменитых зданий в мире. В 2015 году он обрел новую жизнь.

AD
Старорежимный объект Старорежимный объект

Новый владелец вернул живое обаяние заброшенному особняку XVIII века в городке на юге Франции.

AD
Меню будущей мамы: соблюдаем баланс Меню будущей мамы: соблюдаем баланс

Как лучше питаться в период беременности, чтобы мамино меню было полезно для нее самой и для развития плода и чтобы при этом не переедать, не набирать лишний вес, хорошо себя чувствовать и не испытывать приступов голода? Решить все эти задачи совсем не сложно, если питаться сбалансированно.

9 месяцев
История студии Remedy Entertainment История студии Remedy Entertainment

Как небольшая финская студия придумала Max Payne и прославилась на весь мир.

Игромания
Пора хвалить Пора хвалить

Дефицит оптимизма, как нехватка в организме витамина C

Правила жизни
«Употреблено»: отры­вок из романа Дэвида Кроненберга «Употреблено»: отры­вок из романа Дэвида Кроненберга

Главные герои книги оказываются в центре странного заговора

Правила жизни
Напрасный метод Напрасный метод

Почему досмотры в аэропортах и армии охранников — только иллюзия безопасности

Правила жизни
Границы мира Границы мира

О глобальном гражданстве, миграции и силе национальных государств

Правила жизни
Каково это — работать полицейским в самой безопасной стране в мире Каково это — работать полицейским в самой безопасной стране в мире

Нюансы работы полицейским в Исландии

Правила жизни
Сто мы наделали Сто мы наделали

За сто номеров можно многое узнать...

Правила жизни
Как заработать фотографией? Как заработать фотографией?

Ты вполне можешь найти у себя в архивах снимки, за которые получишь гонорар

VOICE
Открыть в приложении