История X-COM

ИгроманияHi-Tech

Вердикт

С дороги, агент Малдер!

История X-COM

Евгений Баранов

Давайте признаемся сами себе: если на человечество вдруг нападет инопланетная армада – нам всем каюк. Мы не способны даже ступить своей обезьяньей лапкой на Марс, летающий у нас под носом. Что мы будем делать с флотом, чьи создатели укротили пространство и время, пересекли такое расстояние, какое в человеческой голове и не укладывается? Вяло побарахтаемся и сгинем, потому что столь огромная разница в технологиях обречет нас на милость оккупантов. Как ацтеки пали ниц перед Кортесом, как индейские вожди уступили свои земли американским колонистам. Может, найдутся среди инопланетян хитрецы, которые продадут нам несколько партий оружия будущего, но это лишь отсрочит неизбежное.

Поэтому серия X-COM всегда смотрелась оптимистично, хотя в самой игре мы всякий раз оказывались на краю гибели. XCOM 2 показывает нам Землю побежденную, но готовую собрать силы и дать отпор. Прежде создатели серии не позволяли себе усугубить ситуацию до такой степени – с давних пор XCOM не позволял даже помыслить о сдаче планеты чужакам, хотя варианты рассматривались самые разнообразные.

Ни шагу назад! Позади Земля

В современной игровой отрасли имена братьев Голлоп, увы, успели позабыться. Очень зря – свершения двух британских гениев навсегда изменили лицо пошаговых стратегий.

Всякая закрытая дверь таила за собой смертельные опасности

Идея XCOM зрела долго, очень долго. Джулиан Голлоп, старший брат, заболел любовью к играм в 1982 году, еще будучи школьником. Вопреки этому, он поступил в Лондонский экономический колледж осваивать (боже упаси!) социологию. Его натура долго терпела подобный диссонанс, почти до самого окончания учебы, когда Джулиан бросил эту тягомотину и ринулся писать компьютерные игры. Мысль о тактической стратегии крепко засела в его голове уже тогда, однако образ идеала еще не оформился. Тем не менее первая игра Джулиана Голлопа – Time Lords – заслуженно сорвала овации. История соперничества пятерых могущественных владык времени, меняющих реальность и события грядущего, смотрелась свежо, а игралась здорово. Заметьте, путешествия во времени все еще нигде не реализованы достаточно глубоко, чтобы перестать их сравнивать с перемоткой взад и вперед.

Игра полна отсылок к лавкрафтовским мифам – в частности, мифам Ктулху. Terror from the Deep баловался этим до того, как лавкрафтовщина стала популярной

Джулиан с жадностью воплощал одну идею за другой. В течение нескольких лет он во главе студии Mythos создает плеяду успешных и остроумных игр, каждая из который потихоньку внедряла идеи будущего шедевра. Менеджмент ресурсов в Islanda, тактические битвы в Chaos. Rebelstar Raiders так и вовсе предвосхитила XCOM по ряду пунктов. К работе над следующей пошаговой тактикой примкнул и младший брат, Ник Голлоп. В этом проекте – Laser Squad – идеи развили еще дальше, позволив игроку экипировать отряд самостоятельно.

Не во всякой игре можно сложить в инвентарь тело погибшего товарища. Где бы нанять некроманта?

Вскоре братья приступили к разработке Laser Squad 2, выбрав платформой PC, – прежде же они выбирали иные платформы, будь то «Спектрум» или консольные системы. Но тут вмешались Microprose, которые в то время издавали игры братьев Голлоп. Они потребовали нарастить стратегическую составляющую и перенести действие Laser Squad 2 на Землю. Как это ни удивительно, именно указания Microprose сформировали лицо новой игры.

Акции террора пришельцы все равно устраивали на суше. Не тунца же кошмарить!

Ее переименовали в X-COM: UFO Defense и выпустили в канун нового, 1994 года. Так и родилась легенда.

Игрок становился главой тайной организации. Проект X-COM борется с внеземными угрозами. Причем в игре вы не всесильный генерал, ведущий войну. В ведении игрока впервые оказались финансовые, логистические и политические вопросы. Именно об этом просили Microprose, именно так – метко и ярко – братья Голлоп воплотили абстрактную мысль. Игрок лавировал между земными правительствами, стараясь нигде не потерять финансирование, строил базы, вкладывался в научные исследования и производство оружия.

Дизайн инопланетных рас поменялся – многие, к сожалению, этого не заметили

Когда же пришельцы брались за дело, обнаруживался широчайший полет мысли авторов X-COM. Миссии оккупантов разнились – от безобидной исследовательской задачи до акта устрашения путем массовых жертв, от снабжения базы до переговоров с кабинетом одной из земных стран, чтобы подкупить его и вывести из программы финансирования X-COM. А что это были за сражения! Заботливо снаряженные бойцы – каждый из которых личность! – в пошаговом режиме бились за покой граждан Земли. И здесь приходилось учитывать массу условий: мораль бойцов, очки действия, урон оружия, способности, тактику пришельцев и наличие мирных жителей в зоне операции. Подобная система все еще остается одной из самых сложных, продуманных и привлекательных. Впрочем, менеджмент базы стал бриллиантом не меньшей ценности. Вместе же два режима давали эффект такой сокрушительной мощи, что другим корифеям стратегического жанра, вероятно, стало не по себе.

X-COM научил нас горько прощаться с взлелеянными бойцами. Это не кучка пикселей, это герой планеты и славный парень!

Кроме того, гармония тактических и стратегических элементов давала невероятный эффект правдоподобия, и борьба за родную планету становилась до дрожи убедительной. Все второстепенные детали тоже выполнены на высшем уровне: стильные иллюстрации, простая, но понятная анимация, наш милый земной шарик, висящий в главном окне, – такой уютный и беззащитный. Гармония, атмосфера и убедительность – такие тонкие субстанции удалось укротить братьям Голлоп, и они шли к своему успеху долго, испытывая одну деталь за другой.

К несчастью, после X-COM: UFO Defense они тем же уверенным неторопливым шагом повели свою игру чуть ли не в забвение.

Двадцать тысяч лье под водой

Джулиан и Ник Голлопы не собирались почивать на лаврах – не той породы, знаете ли. Поэтому Microprose в некотором роде разделилась. Основную команду Mythos подрядили лепить нечто вроде спин-оффа по горячим следам, сами же братья приступили к работе над настоящим продолжением.

Тактика массированного огня – вещь эффективная, но неспортивная

Результатом работы рядовых программистов стал X-COM: Terror from the Deep, вышедший в 1995 году. Никто прорыва не обещал, его и не случилось. В сущности, это адаптация X-COM: UFO Defense под нового врага и новые условия. Теперь это инопланетная цивилизация со дна морского, которая в один прекрасный момент решила покончить с сухопутными лысыми приматами. В игре появились подводные бои – весьма занятное нововведение. Поля сражений не просто перекрасили в морском стиле (хотя и на вид оно весьма примечательно), но и изменили рельеф, вывели новых внеземных чудовищ. Игра заметно усложнилась – в том числе и потому, что воевать приходится на два фронта. И потому, что под водой криссалидов заменяли невыносимые тентакли, убившие многим игрокам не один миллиард нервных клеток.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Fortnite: Battle Royale Fortnite: Battle Royale

Fortnite: Battle Royale. Та же PUBG, только в профиль

Игромания
По старой памяти По старой памяти

Ювелир Петр Аксенов вспомнил свое декораторское прошлое и помог давней подруге оформить ее квартиру в Москве-Сити.

AD
Будет ли человечество думать? Будет ли человечество думать?

Роботизированные решения приближаются вплотную к человеку

Монокль
Запрещено на Twitch Запрещено на Twitch

Шесть игр, которые нельзя стримить.

Игромания
Это надо не видеть Это надо не видеть

Насколько идея создания человека-невидимки фантастична?

Вокруг света
История студии Remedy Entertainment История студии Remedy Entertainment

Как небольшая финская студия придумала Max Payne и прославилась на весь мир.

Игромания
На исходе дня На исходе дня

Патриарх американского кино режиссер Джеймс Айвори, автор таких классических фильмов, как “Комната с видом”, “На исходе дня” и “Джефферсон в Париже”, рассказал русскому AD о своем доме в штате Нью-Йорк.

AD
Личное дело Личное дело

Проекты нью-йоркского дизайнера Джули Хиллман появляются в интерьерных журналах часто, а вот свой дом она открыла для прессы впервые

AD
Месяц третий Месяц третий

Чаще всего на третьем месяце беременности женщина проходит полное медицинское обследование. Начинать, конечно, нужно с посещения акушера-гинеколога, который и будет наблюдать вас до самых родов. Иначе говоря, самое время становиться на учет по беременности, если вы этого до сих пор не сделали.

9 месяцев
Дорогая Памела Дорогая Памела

Телепродюсер Джейми Тарсес всего лишь хотела переделать в своем доме лестницу. Но лучшая подруга дизайнер Памела Шамшири уговорила ее перестроить дом целиком.

AD
Под небом голубым Под небом голубым

Иерусалим — не только святой город трех религий, но и живая современная столица. AD выяснил, что помимо объектов паломничества стоит посмотреть в городе.

AD
В The Little Ones дети только мешают В The Little Ones дети только мешают

Должны ли игры затрагивать неудобные темы?

Игромания
Выбирай на вкус Выбирай на вкус

Архитектор Александр Гликман поговорил с Павлом Голяшкиным о контрастах, всеядности и грани между классикой штампованной и живой.

AD
Богатый внутренний мир Богатый внутренний мир

В Санкт-Петербурге, в Чернорецком переулке, построили бизнес-центр, который с виду кажется обычным, но на самом деле таит в себе массу приятных неожиданностей.

AD
Как правильно поддержать близкого человека? Как правильно поддержать близкого человека?

Всем известно, что беременной не стоит лишний раз расстраиваться и волноваться. Однако люди из ее окружения нередко пренебрегают подобной рекомендацией. Не со зла, конечно, а исключительно по привычке делиться с ней всеми своими новостями, в том числе и негативными. Как будущей маме реагировать, если ей начинают изливать свои переживания родные и друзья?

9 месяцев
Родимое пятно Михаила Горбачева Родимое пятно Михаила Горбачева

Единственная советская инфографика, посвященной родимым пятнам Горбачева

Правила жизни
Меню будущей мамы: соблюдаем баланс Меню будущей мамы: соблюдаем баланс

Как лучше питаться в период беременности, чтобы мамино меню было полезно для нее самой и для развития плода и чтобы при этом не переедать, не набирать лишний вес, хорошо себя чувствовать и не испытывать приступов голода? Решить все эти задачи совсем не сложно, если питаться сбалансированно.

9 месяцев
Птичьи права Птичьи права

Декоратор Кирилл Истомин оформил квартиру в Москве и попутно помог хозяйке собрать большую коллекцию фарфоровых птичек.

AD
Пора хвалить Пора хвалить

Дефицит оптимизма, как нехватка в организме витамина C

Правила жизни
«Употреблено»: отры­вок из романа Дэвида Кроненберга «Употреблено»: отры­вок из романа Дэвида Кроненберга

Главные герои книги оказываются в центре странного заговора

Правила жизни
Напрасный метод Напрасный метод

Почему досмотры в аэропортах и армии охранников — только иллюзия безопасности

Правила жизни
Границы мира Границы мира

О глобальном гражданстве, миграции и силе национальных государств

Правила жизни
Каково это — работать полицейским в самой безопасной стране в мире Каково это — работать полицейским в самой безопасной стране в мире

Нюансы работы полицейским в Исландии

Правила жизни
Сто мы наделали Сто мы наделали

За сто номеров можно многое узнать...

Правила жизни
Как заработать фотографией? Как заработать фотографией?

Ты вполне можешь найти у себя в архивах снимки, за которые получишь гонорар

VOICE
Был месяц майя Был месяц майя

«Я в конец света не верю — звучит слишком оптимистично, чтобы быть правдой»

Правила жизни
«Интимная история человечества» «Интимная история человечества»

Как уважение стало ценнее власти

N+1
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть

Почему поездка в автомобиле так убаюкивает?

Maxim
Открыть в приложении