Художник Никита Макаров: Мне захотелось выйти из плоскости полотна в объемный мир
Никита Макаров работает над созданием удивительного мира, который населяют скульптуры. Художник рассказал «Снобу» о героях своего проекта «Таинственный лес», принципах коллекционирования искусства и о том, почему предпочтет Джотто Поллоку
Много лет вы занимались живописью, а сейчас сосредоточили свое внимание на керамике. С чем это связано?
Всю свою жизнь я писал — это мой идеальный способ познания мира. У меня большой багаж больших и камерных выставок в разных частях света, более 250 работ в частных коллекциях. Могу с благодарностью сказать, что как художник я получил свое признание.
Два-три года назад возникло устойчивое ощущение, что на данном этапе я вполне состоялся как живописец. Мне нравится решать сложные задачи, и живопись была одной из них. Но «подул ветер перемен» — захотелось выйти из плоскости полотна в объемный мир. Начать высказываться новым языком — это безусловно вызов, мой новый личный вызов, который я искал. Хотя, конечно, переход художника от одной формы к другой не новый в истории мирового искусства. Сегодня я целиком поглощен керамикой: мой проект «Таинственный лес» буквально поработил меня.
Расскажите подробнее об этом проекте.
«Таинственный лес» — моя персональная мета-вселенная, волшебный мир сказочных существ и образов, выполненный в керамике и декорированный надглазурной росписью, золотом, платиной и кракле. Я создал собственную параллельную реальность, населил ее различными мифогенными существами, которые, кстати, теперь живут сами по себе, без моего участия: часть из них в частных коллекциях, часть — в интерьерах общественных пространств, часть — в мастерской.
Все началось пару лет назад, когда я решил «немного полепить». Желание наивное и простое, в детстве я очень любил это дело, создавал целые пластилиновые цивилизации, и вот решил вернуться в детство. Поработал — получились интересные формы. Как истинный живописец, я решил, что хорошо бы все это покрасить. Далее был весьма увлекательный процесс экспериментов на пути к идеальной поверхности через обжиг и работу с разными материалами. Затем последовал новый вызов — добавить фактуру и рельеф, больше мелких деталей, которые важны для образности моих персонажей.
Неожиданно и незаметно для меня самого получился большой, полноценный мир невиданных волшебных существ, которые живут теперь уже по правилам этой тонко устроенной мета-вселенной. Персонажи рождаются и синтезируются из фигур и образов разных культур: исконного русского ремесла, культуры Византии, средневековых сказаний и легенд. Референсы к ним я нахожу в археологии, тотемах, предметах культа различных религий.