Спасибо за игру
Почему люди хотят сбежать из реальности в виртуальность, а иногда и вовсе не могут отделить одно от другого? Как увлечение видеоиграми может структурно изменить наш мозг и причем здесь Нео? Попробуем разобраться в технологиях, которые помогают взглянуть на мир по-новому.
Художественный фильм «Матрица», снятый режиссерским дуэтом Вачовски, безусловно, был не первым, рассказывающим о нереальности окружающего нас мира. Тогда вышел еще «Тринадцатый этаж». Но именно авторам «Матрицы» удалось заставить своих зрителей задуматься: а не симуляция ли все то, где, как нам кажется, мы живем?
«Тринадцатый этаж» – фильм Йозефа Руснака, вышедший, как и «Матрица», в 1999 году. В центре сюжета – разработанная «Корпорацией» совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой череду убийств. Рекомендуется к просмотру.
В 2016 году на конференции Code Conference Илон Маск (а как же без него) в ответ на вопрос журналиста The Verge о возможности того, что человечество живет внутри симуляции, сказал: «Мы абсолютно точно идем к тому, что игры станут неотличимы от реальности. В них можно будет играть на любой приставке или компьютере, которых будут миллиарды по всему миру, и шансов, что наша реальность является базовой, тоже может быть один на миллиарды».
И, как это часто бывало, создатель первой частной космической компании оказался прав. Конечно, пока речь не о том, что мы живем в компьютерной симуляции, созданной более развитой цивилизацией, – это еще не доказано. Маск был прав, говоря о бесчисленных поклонниках видеоигр. По данным отчета компании DFC Intelligence, на сегодняшний день ими увлечены более трех миллиардов людей! Только вдумайтесь, практически половина населения Земли тратит время на игры. Но что заставляет без преувеличения миллиарды людей бежать от реальности в виртуальность?
Однозначно правильного ответа на этот вопрос нет. Точнее, он есть, но у каждого свой и для каждого – верный. Если обобщить, звучит он примерно так: людям подсознательно нравится состояние, в которое они погружаются в процессе игры, потому что в большинстве своем в это время они просто чувствуют себя… счастливыми. Да, именно так: люди чувствуют себя счастливыми, когда играют.
Для нашего мозга серьезное значение имеет мотивация, заставляющая нас совершать те или иные действия. И, как показало исследование, проведенное в 2013 году командой SRI International при поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс, в ходе игры мотивация и вознаграждение позволяют на 23% улучшить усвоение материала в учебе, а это результат, который стоит взять на вооружение и бизнесу, и образованию.
Вообще, геймификация как возможность получать желаемое через игровые механики все чаще используется в деловом мире, причем не только при работе с клиентами, но и при взаимодействии с сотрудниками внутри компании. И многим удавалось существенно улучшить результаты своей деятельности, используя различные методики и инструменты скрашивания рутины.
FOLLOW THE WHITE RABBIT…
Подручных средств, чтобы оторваться от реальности, у человека довольно много. Здесь есть и книги, которые учат визуализировать и развивать фантазию, и кино с театром, где истории проживаешь вместе с актерами. Даже настольные игры и пазлы работают на человека в его стремлении растворить свои страхи/желания (нужное подчеркнуть) в фантастическом мире, который почти всегда гораздо интереснее окружающей нас действительности.