Фантомный переворот: почему армия вмешалась в армянскую политику
В Армении снова обострился внутриполитический конфликт. Но основная проблема — не противоречия между военными и гражданскими, а растерянность общества после проигранной войны, считает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов.
За время, прошедшее после распада СССР, история Армении вместила в себя множество событий. Две войны за Нагорный Карабах, не считая многочисленных вооруженных инцидентов, смену власти в результате выборов, «бархатного переворота» и «бархатной революции», регулярные протесты оппозиции против фальсификаций при подведении итогов голосования. При этом нередко власть и оппозиционеры менялись местами, а бывшие президенты требовали ухода действующих руководителей. Протесты — неотъемлемая часть армянской общественно-политической жизни. Более того, во многом они стали конституирующей основой самой постсоветской армянской государственности, ведь массовые выступления в поддержку самоопределения Карабаха в конце 1980-х годов воспитали для страны новых лидеров, сменивших у руля представителей партийно-советской номенклатуры.
Сейчас, с началом очередного всплеска протестной активности в Армении, эксперты заговорили о «военном перевороте», который стал бы уникальным случаем в постсоветской практике. Но можно ли делать обобщающие выводы на основе эмоциональной оценки ситуации, данной премьером Николом Пашиняном? Достаточно ли одного заявления руководства Генштаба Армении во главе с Оником Гаспаряном о необходимости ухода в отставку премьер-министра, чтобы квалифицировать эти действия как военный переворот? И так ли уникально вмешательство армянских военных во внутренние процессы в стране, как об этом сейчас говорят?
Армия и политики
На первый взгляд, выступление Генерального штаба в поддержку оппозиционных требований — событие экстраординарное. Но оценивать его надо, исходя не из неких «идеальных типов» государственного устройства, а на основе уникального политического опыта Армении. Сегодня лидером объединенной армянской оппозиции является Вазген Манукян, легендарный отец-основатель комитета «Карабах», первый премьер республики. В 1992-1993 годах он был министром национальной обороны. Будучи человеком гражданским, кандидатом физико-математических наук, он стоял у истоков создания армии постсоветской Армении, которая смогла обеспечить перелом в первой карабахской войне. Это и стало его лучшей аттестацией для выдвижения в спасители страны после тяжелого военного поражения в ноябре 2020 года. К слову сказать, в ходе осенней войны именно Манукян требовал передачи власти военным и отставки Пашиняна.