У скифов Причерноморья обнаружили признаки оседлого уклада

Ученые провели изотопный анализ останков людей из захоронений скифского времени и определили характер рациона и степень мобильности жителей причерноморских степей и лесостепной полосы в железном веке. Результаты исследования показали, что среди представителей местного населения были не только кочевники: часть людей вела оседлый или полуоседлый образ жизни. Их рацион существенно отличался от образа питания кочевых скифов преобладанием продуктов из проса, которое, по-видимому, было основной возделываемой культурой в регионе. Об этом сообщает статья в журнале PLoS One.
Скифская культурно-историческая общность занимала обширную область, простиравшуюся по всей степной и лесостепной полосе Евразии от Нижнего Подунавья через Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье до Средней Азии и Южной Сибири. Она представлена рядом археологических культур, в которых обнаруживают комплекс черт, известный как «скифская триада»: оружие определенного типа, сходные элементы конского снаряжения и специфическая манера зооморфного декоративно-прикладного искусства, получившая название звериного стиля. Носители этих культур — причерноморские скифы, савроматы, саки, массагеты и другие — принадлежали по большей части к ираноязычным племенам, но этнические особенности различных групп в составе огромной скифской общности были, по-видимому, весьма разнообразными.
Распространение скифских культур археологи связывают с наступлением эпохи железного века в евразийских степях и лесостепях. Каждая из частей скифской общности характеризуется собственными хронологическими рамками, но в целом ее расцвет приходится на время с конца VIII до конца III веков до нашей эры. Представления об этой эпохе, сложившиеся на основе археологического материала («скифская триада») и древних письменных источников, например сочинений Геродота, связаны с ведущей ролью кочевого скотоводства в хозяйстве. Предполагалось, что оно определило образ жизни подавляющего большинства представителей скифских культур, и в первую очередь массовую высокую мобильность и воинственность населения, в то время как оседлый быт был свойствен группам, занимавшим периферию скифского мира.

Однако современные исследования показывают, что структуру этого мира следует считать более сложной, чем представлялось ранее. Ученые уже получили археоботанические свидетельства культивации проса в Северном Причерноморье в эпоху железного века и доказали, что начало возделывания проса, а также ячменя и пшеницы здесь восходит к неолитическому времени. А массовые миграции людей, согласно генетическим исследованиям, были характерной чертой не столько скифской, сколько предшествовавшей ей эпохе бронзового века. В железном же веке между населением европейской и азиатской частей ареала, занятого скифами, существовало четкое демографическое разделение.