Страдания юных веганов
Хроника мучений первых вегетарианцев в России
Ночной срыв на бифштекс Репина, простывшие грибы Толстого, суп из булки и стихи о каннибализме — к началу Великого поста изучили, как в дореволюционной России жили и страдали приверженцы растительного питания, кем они вдохновлялись, что ели и как началась и закончилась первая волна увлечения вегетарианством в России.
1860-е
В Петербурге начинает функционировать первое российское вегетарианское общество под названием «Ни рыба, ни мясо». В Англии первое вегетарианское общество появилось еще в 1847 году, а к началу 1850-х в Лондоне уже существовало более 60 специализированных ресторанов. В России с вегетарианством пока плохо — отказ от мяса ассоциируется исключительно с религиозными практиками, так что успехом «Ни рыба, ни мясо» пользуется скромным.
1878
В «Вестнике Европы» выходит статья ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем». Профессор ботаники предупреждает соотечественников, что в будущем мяса на всех может не хватить, и открыто заявляет, что необходимость животной пищи для человека является предрассудком. Сам он, впрочем, отказываться от мяса не готов, но современникам предлагает задуматься об альтернативном питании.
«Не будучи вегетарианцем, я даже прибавлю, что в наше время, при существующих условиях, пища эта, действительно, в высшей степени удобна для обитателей средней и северной Европы»
Статья производит фурор и переиздается отдельной брошюрой. Ее внимательно читает пятидесятилетний Лев Толстой.
1879
Лев Толстой пишет «Исповедь», в которой впервые начинает оформлять основные положения своей философии — скепсис по отношению к организованной религии, уход от светской жизни, анархизм, пацифизм. Пацифизм распространяется, разумеется, и на животных — вегетарианство и вообще умеренность в еде, по Толстому, становятся одним из способов нравственного самосовершенствования человека.
«Никогда не бывал нездоров от того, что недоел, а всегда от того, что переел»
1880-е
В библиотеке Румянцевского музея работает дискуссионный философский клуб, который ведет философ-отшельник и основоположник русского космизма Николай Федоров. Он уже много лет не употребляет мяса — Вселенная, согласно его теории, является структурированной системой, и потому каждая ее частица ценна. С ним часто видятся Владимир Соловьев и Лев Толстой. Последний считает Федорова святым:
«У него ничего нет; всякую книжку, которую купит или ему подарят, он сейчас отдает в музей. Дома спит на сундуке и на газетах в маленькой комнате; живет на квартире у какой-то старушки. Он, конечно, вегетарианец, но не любит и стесняется говорить об этом»
1883
Лев Толстой отказывается от мяса.
1884
Николай Ге, уже успевший организовать «Товарищество передвижных художественных выставок», под влиянием Толстого со всей страстью неофита ударяется в растительное питание. Воспоминания об этом сохранил историк и друг Ге Владимир Стасов:
«Н. Н. почти и не ел. В это время он стал вегетарианцем (раньше он почти исключительно питался говядиной) и даже усиленно желал есть то, что ему не нравилось: например, он любил гречневую кашу и потому ел пшенную, все это с постным маслом или совсем без масла»
1884
Выходит книга Владимира Соловьева «Духовные основы жизни», в которой отец христианской философии, в будущем буквально уморивший себя постами, излагает свою теорию трех постов — духовного, умственного и физического.
«Основным и главнейшим видом физического поста всегда по справедливости считалось воздержание от кровавой пищи, от мяса теплокровных животных, ибо этого рода пища прямо противоречит идеальному назначению нашей физической деятельности»
1889
В газете «Новое время» выходит статья о жителе Петербурга господине Малиновском, который «не кушает мясо животных и рыб и пользуется до 60 лет прекрасным здоровьем и бодростью сил». От мясной пищи Малиновский отказался «по отвращению». Статью читает Николай Лесков и начинает размышлять о типологии вегетарианства.
Под впечатлением от случая Малиновского Николай Лесков публикует в «Новом времени» статью «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой предлагает различать отвращение к мясу и отвращение к убийству, не скрывая симпатий к последнему и утверждая, что только такой отказ и уважают в народе:
«О вегетарианцах, которые не едят мяса потому, что не любят мясной пищи или считают ее нездоровою, говорить нечего. Это дело их вкуса и их личных гигиенических соображений. В народе уважают только "сердобольников", т. е. таких людей, которые не хотят есть мяса не потому, что оно не вкусно, а потому, что оно есть убоина. Есть в народе молодые люди и старики, которые ничего не слышали о "вегетарианизме", а не едят ничего ни мясного ни рыбного. Они следуют просто одному своему чувству жалости»
1890
Лев Толстой задумывает книгу о вегетарианстве. 25 июня он пишет в дневнике:
«Надо бы написать книгу о жранье. Валтасаров пир… Свиданья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньем»
1891
Первую попытку стать вегетарианцем под влиянием Толстого предпринимает Илья Репин. 19 августа он пишет Татьяне Толстой, что «вегетарианствует с удовольствием». Опыт оказывается непродолжительным — уже на следующий день он сообщает ей же, что вынужден был оставить вегетарианство:
«После того как я писал вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро я решил заказать бифштекс — и как рукой сняло»
В «Вестнике Европы» выходит повесть Николая Лескова «Полунощники», главная героиня которой — толстовка и вегетарианка. Автор не отстает и 15 ноября 1891 года тоже отказывается от мясной пищи. Спустя год он сообщает своему другу и издателю «Нового времени» Алексею Суворину, что очень доволен своим решением.
« — Вы, говорят, мясо не едите?
— Да, не ем.
— А отчего?
— Мне не нравится.
— Вам вкус не нравится?
— И вкус, и просто я не люблю видеть перед собою трупы.
Он и удивился.
— Какие,— спрашивает,— трупы?
Она отвечает:
— Трупы птиц и животных. Кушанья, которые ставят на стол, ведь это все из их трупов» «Полунощники»
«Моя болезнь (ангина), конечно, неизлечима, но с тех пор, как я не ем мяса (теперь как раз год),— я страдаю меньше, и могу читать, и иногда могу писать. Другое мне ничто не помогало» Письмо Суворину
1892
В «Вопросах философии и психологии» выходит статья Толстого «Первая ступень», в которой самый знаменитый русский писатель призывает отказаться от мясной пищи — в первую очередь по этическими мотивам.
«И, смотришь, нежная утонченная барыня будет пожирать трупы этих животных с полной уверенностью в своей правоте, утверждая два взаимно-исключающие друг друга положения: Первое, что она, в чем уверяет ее ее доктор, так деликатна, что не может переносить одной растительной пищи и что для ее слабого организма ей необходима пища мясная; и второе, что она так чувствительна, что не может не только сама причинять страданий животным, но переносить и вида их. А между тем слаба-то она, эта бедная барыня, только именно потому, что ее приучили питаться несвойственной человеку пищей; не причинять же страданий животным она не может потому, что пожирает их»
Публика разделяется, а Толстой официально становится духовным отцом вегетарианцев Российской империи.
Уже год как отказавшийся от мяса Николай Лесков поднимает в «Новом времени» вопрос о том, что русским вегетарианцам совершенно невозможно вкусно питаться — ни одной книги со специальными рецептами на русском языке не существует.
«Чувствуется надобность в издании на русском языке хорошо составленной, обстоятельной кухонной книжки для вегетарианцев, в которой были бы только изложены рецепты и способы приготовления вкусных столовых блюд без убоины»
Параллельно в прессе начинается марафон шуток в адрес сторонников растительного питания. Популярный литературный критик и публицист Виктор Буренин, про которого шутили, что он своими статьями свел в могилу поэта Надсона, публикует в «Новом времени» фельетон, в котором издевается над Лесковым:
«Он во сне бредит убоиной, наяву же, пропустив стаканчик и закусив ветчиной и т. д., пишет фельетон "о вреде употребления в снедь убоины"»
1894
Выходит долгожданная книга с вегетарианскими рецептами — «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания». Ее составлением занимаются под руководством редактора и главного толстовца Владимира Черткова. В газетах по всей России начинают печатать меню ресторанов с «меню без убоины».
1896
В Москве начинает работать первая частная вегетарианская столовая. В течение следующих десяти лет было еще несколько попыток открыть такие заведения, но они почти не приносили прибыли и их закрывали. Русский вегетарианец пока держался в среднем несколько недель.
1898
В ряды начинающих вегетарианцев вступает 25-летний декадент Валерий Брюсов. В июне он записывает в дневнике: «Две недели вегетарьянствовал».
В июле «уходит в народ» старший товарищ Брюсова — поэт, самопровозглашенный Антихрист и самый знаменитый любитель опиума Российской империи Александр Добролюбов. Он объявляет о решении оставить литературу и начать путешествие по стране, чтобы записывать народные песни и «искать истину». В процессе своего паломничества он организует секту, участники которой будут отрицать историческую достоверность Нового Завета и проповедовать вегетарианство.