Что вынуждает ученых публиковать так много статей

N+1Наука

Графомания или смерть

Что вынуждает ученых публиковать так много статей

Дмитрий Борисов

Принцип publish or perish, «публикуйся или умри», — норма жизни современного ученого. Чтобы состояться, любому исследователю нужно постоянно публиковаться, а если количество статей и частота цитирований не удовлетворяют формальным показателям, то могут лишить финансирования или прервать контракт. В погоне за формальным результатом качество статей, как и значимость самой исследовательской работы, часто отходят на второй план. Почему же, если наука от такой практики как будто в проигрыше, принцип «публикуйся или умри» живее всех живых на протяжении уже многих десятков лет и отказываться от него пока явно не собираются?

Путем нехитрых манипуляций

В августе 2024 года американский социолог Макс Бай анонсировал предзаказ на настольную игру «Publish or Perish». По мнению автора, она должна дать эмоциональную разрядку ученым, которые вынуждены играть по правилам «публикуйся или умри» в реальной жизни. Побеждает тот, кто опубликует больше научных статей c нарочито абсурдными заголовками. «Разбор аэродинамики летающих свиней», «Почему собака следует за вами в ванную: взгляд на созависимость у псовых», «Экономика Санта-Клауса: анализ управления бесконечными ресурсами»... Правила предполагают плагиат и манипуляции с данными, игрокам можно вступать и в сотрудничество, если того требует ситуация. Но ненадолго.

dee3f610113e24127dd0739044626b89.gif
The Simpsons / Fox, 1989–2023

Для ученых эти правила не покажутся незнакомыми. Уже без малого век им приходится руководствоваться этими принципами в реальной карьере. Когда именно словосочетание «публикуйся или умри» впервые вошло в широкий оборот — сказать сложно, но ясно, что давно. Так, американский ученый-правовед Фред Шапиро, редактор сборника академического фольклора «Йельская книга цитат», обнаружил фразу «отца американской географии» Уильяма Морриса Дэвиса о том, что члены Ассоциации географов должны «публиковаться или погибнуть», еще в Geographical Review за 1934 год. А сама цитата — из заявления на конференции в Филадельфии вообще 1904 года. Вероятно, именно это самое раннее упоминание принципа «publish or perish» в печати — по крайней мере из известных.

В книге 1942 года «Академический человек» социолог Логан Уилсон уже в явном виде пишет: «В издательском деле акцент делается на количестве, а не на качестве — <...> „публикуйся или умри“».

Интересно, что в том же 1942-м социолог Роберт Мертон сформулировал четыре базовые научные ценности, так называемые мертоновские нормы:

  • универсализм (научная истина должна быть открыта для всех, вне зависимости от пола, возраста и цвета кожи);
  • бескорыстность (финансовый и карьерный вопросы не должны главенствовать);
  • коллективизм (знаниями нужно делиться, наука — общее для всего человечества дело);
  • скептицизм (никакое научное знание не принимается на веру).

Принцип «publish or perish» сводит все эти ценности на нет. Для универсализма не остается места, так как далеко не каждому удается вписаться в потогонную систему по производству все новых и новых статей. Бескорыстие явно противоречит организации бирж цитирования, где продают1 ссылки на публикации или возможность стать соавтором уже почти готовой к публикации работы. Коллективизм — тоже мимо, ведь имеющие административный ресурс зачастую просто заставляют цитировать себя подчиненных и аспирантов. Скептицизм, очевидно, чужд издателям «мусорных» журналов, которым не до разборчивости.

1. По этическим соображениям мы не будем приводить ссылки на эти ресурсы.

Вожделенные метрики

Разумеется, феномен «publish or perish» не существует в отрыве от наукометрии2: публикационная активность приводит к соревновательности, а любое соревнование требует количественных метрик для сравнения. Метод оценки по количеству публикаций и цитирований в итоге стал простым способом установки плана и проверки отчетности. Примерно так же работает всякая крупная бюрократическая система. И в идеале публикации могли бы быть хорошим индикатором важности научных достижений: значимые статьи могут обсуждать и цитировать из-за их потенциального вклада в общее научное знание, а не за деньги или из-за накруток.

2. Несмотря на то, что сам термин наукометрия появился сравнительно недавно (в 1969 году его предложили советские статистики Василий Налимов и Зинаида Мульченко), сравнивают ученых по тем или иным количественным показателям. Так, первым наукометрическим исследованием считают работу Фрэнсиса Коула и Нелли Имз 1917 года, где впервые применили библиометрические методы к истории анатомии. Есть мнение, что сама идея введения индекса цитирования возникла еще в 1873 году — в «Цитатах Шепарда» числовой индикатор помогал находить нужные судебные решения.

О каких показателях речь?

В первую очередь ученые гонятся за максимальной цитируемостью собственных статей и за большим количеством публикаций в престижных журналах.

Первая метрика, на которую уже почти два десятилетия смотрят ученые, сравнивая себя друг с другом, — индекс Хирша, h. Он считается как максимальное число статей у автора, процитированных минимум h раз. Если вышла сотня статей и каждую процитировали по разу, то индекс Хирша — единица. Если из 100 статей цитировали всего одну, но 100 раз, индекс Хирша все равно будет 1.

О престижности журнала можно судить по его импакт-фактору. По этой метрике формируются и рейтинги, в верхние квартили которых должны попадать издания, где публикации котируются выше. Чтобы найти импакт-фактор журнала за три года, нужно подсчитать количество цитирований в текущем году и за два предшествующих. Например, в 2021-м опубликовали 20 статей, в 2022-м — 22. В 2023-м на статьи 2021 года ссылались 49 раз, 35 раз — на статьи 2022-го. Делим суммарное количество ссылок за 2023 год на количество статей за 2021-й и 2022-й. Получаем 2 — это и будет импакт-фактор журнала за 2023 год.
У известного во всем мире Nature импакт-фактор — 41. У российской периодики в зарубежных системах цитирования импакт-фактор где-то между 1,5 и 3. Например, у журнала «Успехи физических наук» импакт-фактор — 2,3, у издания «Успехи химии» — 2,6.

С одной стороны, погоня за метриками стимулирует публикационную активность: чем больше статей, тем больше вероятность добиться высоких показателей цитирования. Но с другой, «publish or perish» вполне может сработать и вхолостую — и никак не повлиять на цифры и индексы. Вполне может быть, что изрядное количество «мусорных» статей вообще никто не прочитает, напротив, всего нескольких публикаций в приличных изданиях может оказаться достаточно для сотен цитирований и нескольких шагов вверх по шкале. Так или иначе, погоня за наукометрическими показателями только подогревает стремление любого печататься как можно больше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зонд DART увидел омоложение поверхности Диморфа Зонд DART увидел омоложение поверхности Диморфа

Как планетологи составили портрет системы астероидов Дидим и Диморф

N+1
С видом на будущее С видом на будущее

Загородный дом с футуристичным фасадом эклектичным интерьером

SALON-Interior
Озоновый слой в этом году восстанавливается особенно быстро Озоновый слой в этом году восстанавливается особенно быстро

Ученые заметили, что дыра в атмосфере постепенно затягивается

ТехИнсайдер
Крым: как устроить человеческое житьё Крым: как устроить человеческое житьё

Летом 1920 года в Крыму царил осторожный оптимизм

Дилетант
Как табачные компании приучили женщин курить через идеи феминизма Как табачные компании приучили женщин курить через идеи феминизма

Как капитализм благими намерениями приучил женщин курить

Maxim
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
«Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс «Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс

Сериал «Хороших девочек не убивают» — симпатичный проект для зумеров

Forbes
5 самых ожидаемых фильмов ужасов 5 самых ожидаемых фильмов ужасов

Поклонники фильмов ужасов пополняют свои вотч-листы интригующими новинками

Maxim
Летняя кухня. Идеи обустройства и практичные подсказки для дачников Летняя кухня. Идеи обустройства и практичные подсказки для дачников

Почему так важно позаботиться о правильном устройстве летней кухни

Лиза
Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности Жестокость, доказавшая потребность в любви: неэтичный эксперимент XX века о детской привязанности

Как Гарри Харлоу доказал значимость эмоциональной связи ребенка с родителями

ТехИнсайдер
Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год» Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год»

Красноярский край реализует инвестпроекты на триллионы рублей

ФедералПресс
Лоскутное одеяло: в стиле пэтчворк Лоскутное одеяло: в стиле пэтчворк

Как создать лоскутные украшения дома из обрезки старых тканей?

КАНТРИ Русская азбука
Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности

Пак Чинён, или Джинён, всерьез рассматривал вариант покинуть k-pop сцену

VOICE
FIgure представила робота-гуманоида второго поколения FIgure представила робота-гуманоида второго поколения

У нового робота FIgure  кисти рук с шестнадцатью степенями свободы

N+1
Что такое Часы Судного дня Что такое Часы Судного дня

Кто придумал часы геополитической тревоги, что они показывают?

Maxim
Чем съемка Игр в Париже отличалась от съемки Олимпиады в Сочи — рассказывает Андрей Болтенко Чем съемка Игр в Париже отличалась от съемки Олимпиады в Сочи — рассказывает Андрей Болтенко

Почему парижское открытие Игр и революционное, и «жульническое» одновременно

СНОБ
Почему на полуострове Ямал извергаются ледяные «вулканы» Почему на полуострове Ямал извергаются ледяные «вулканы»

Почему извергаются ледяные «вулканы» в вечной мерзлоте?

ТехИнсайдер
Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко Писатель для бедных. 130 лет со дня рождения Михаила Зощенко

О творческом пути Михаила Зощенко, его популярности и травле

СНОБ
6 фаз отношений с нарциссом 6 фаз отношений с нарциссом

Какого сценария придерживаются в отношениях люди-нарциссы?

Psychologies
Открытый рот «кричащей» мумии объяснили моментальным трупным окоченением Открытый рот «кричащей» мумии объяснили моментальным трупным окоченением

Египетские ученые исследовали мумию так называемой кричащей женщины

N+1
Чужбина больше не интересует: как менялось мнение россиян об эмиграции Чужбина больше не интересует: как менялось мнение россиян об эмиграции

В России рекордно снизилось число граждан, желающих попытать счастье за рубежом

ФедералПресс
От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги

Сто лет на железных дорогах России работает электротяга. Но как все начиналось?

Наука и Техника
Пастила: съешь меня Пастила: съешь меня

Как возрождали производство знаменитой коломенской пастилы

КАНТРИ Русская азбука
Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Каково это — быть способной создать новую жизнь, но ощущать себя несвободной?

Forbes
Какое вино пить летом: 10 идеальных вариантов Какое вино пить летом: 10 идеальных вариантов

Какими винами можно наслаждаться еще весь август?

Maxim
Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии

Почему со временем мы начинаем ценить лишь практические выгоды в отношениях?

Psychologies
Ворон, клоун, криминальный авторитет: 10 лучших ролей Билла Скарсгарда Ворон, клоун, криминальный авторитет: 10 лучших ролей Билла Скарсгарда

Экранная эволюция актера Билла Скарсгарда на примере его лучших ролей

Правила жизни
Чай по всем канонам Чай по всем канонам

Как приготовить правильный чай и что при этом важно не упустить из виду

КАНТРИ Русская азбука
Секс — мощное оружие маркетинга: жесткая диктатура длинных ног и коротких половых связей Секс — мощное оружие маркетинга: жесткая диктатура длинных ног и коротких половых связей

Почему быть сексуальным и иметь половую жизнь — это показатель престижа?

Psychologies
Лайфстайл в локальном исполнении Лайфстайл в локальном исполнении

Lamoda делает акцент на уникальный ассортимент и строгий отбор брендов

Монокль
Открыть в приложении